Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:11, лекция
Женское образование в России (на рубеже 19-20 вв.)
Женское образование развивалось по 3 осн. направлениям:
- сословные учебные заведения;
- гимназическое образование;
- высшее образование.
Женское образование в России (на рубеже 19-20 вв.) Женское образование развивалось по 3 осн. направлениям: - сословные учебные заведения; - гимназическое образование; - высшее образование. Начало женского обр.- середина 18 в. Устав 1786г. - открыл доступ девочкам в малые и глав. народные училища. В нач. 19 в. развиваются женские пансионы, закрытые институты и школы. Среднее женское образование (XIX в.) Получают распространение средние учебные заведения закрытого типа - женские институты. Находились в ведомости императрицы Марии ( 40 больниц, 70 женских гимназий, 2 Екатерининских института, Павловский институт, Харьковский институт, ИБД). В 1852 г. учебные заведения были разделены на 4 разряда: I Высший- для дочерей потомственных дворян; II Средний- купцы, почетные граждане; III Низший- сиротские дома; IV Низший- для лиц всех сословий. 1е женские гимназии в России (60е XIX в.) Первая гимназия в 1857 в Костроме помещиком Григорьевым. Заслуга организации женских гимназий в России принадлежит проф. Н.А. Вышнеградскому. Часть открывается министерством
народного просвещения, а часть
находится в ведомстве 1862г. - "Устав женских гимназий". Во второй половине XIX в. - растет число средних учебных заведений духовного ведомства - "Епархиальные училища". Высшее женское образование. В 60е XIX правительство разрешает курсы: медицинские, педагогические. В 1867г. на первом съезде естествоиспытателей в Петербурге - делается доклад о необходимости Высшего женского образования. 1870г. - разрешили слушать лекции по вечерам. 1878г. - в Петербурге открываются "Бестужевские" курсы ( по инициативе Бестужева-Рюмина). Но: их окончание не давало никаких прав, только звание домашней учительницы. 1897г. - в Петербурге, "Медицинский женский институт" (акушерство, лечение женских и детских болезней). Женское образование развивается на вольных началах, т.е. не было государственным. 1872г. - курсы МВЖК (волнообразное существование курсов). Учились - 5 лет; программа - университетская; 3-4 часа в день; 2 факультета (1900)- историко-филологический, физико-математический. 1913г. - был открыт главный аудиторный корпус МВЖК. Этапы развития высшей женской школы: I (1872-1886) - МВЖК (Московские высшие женские курсы); II (1889-1905) - Бестужевские и Высшие Петербургские женские курсы; III (1905-1917) - Частные учебные
заведения университетского Высшие учебные заведения для совместного обучения. 1907г. - Психо-неврологический институт. |
Педагогическая деятельность А.С. Макаренко (1888-1939). Взлет А.С. Макаренко, как творца начался, когда он организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Здесь педагогу удалось главное–он нашел сильное средство воспитания, которым стал коллектив самих воспитанников. Важную роль в его создании сыграл авторитет А.С. Макаренко, его терпение, твердость, забота о подростках, справедливость. К нему тянулись, как к отцу, искали правды, защиты. В колонии, получившей имя Горького, определилась система структурных взаимодействий в коллективе: актив. деле-ние на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда),поощрения и наказания, традиции. Коллектив объединяет людей не только с общей целью и в общем труде, но и в общей организации этого труда. Общая цель здесь–не случайное совпадение частных целей, как в вагоне трамвая или в театре , а именно цель всего коллектива. Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться как неудача на фоне общего дела, как удача в общем деле. Такая педагогическая логика должна буквально пропитывать каждый школьный день , каждое движение коллектива . Самая большая заслуга его заключается в том, что он смог связать гуманистические принципы воспитания детей с коммунистической идеей, по которой основу общества составляет трудовая деятельность каждого из его членов. А.С. Макаренко был сторонником специальной воспитательной дисциплины. Основные принципы этого воспитания:1) уважение и требование; 2) искренность и открытость; 3) принципиальность; 4) забота и внимание, знание; 5) упражнение ; 6) закалка ;7) труд ;8) коллектив ; 9) семья: первое детство, количество любви и мера суровости; 10) детская радость , игра ; 11) наказание и награда . В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». Стадии развития коллектива:
Методы развития коллектива:
Закон жизни коллектива: преодоление трудностей, наличие традиций, сочетание пед. руководства с реальными правами коллектива. Работы: "Педагогическая поэма". В трудах Макаренко выражены: "логика требования", "логика труда", "логика дисциплины". Разрабатывал важные вопросы о семейном воспитании, структуре семьи, культуре семьи, о методах воспитания в семье. Успех воспитания определяет семья и поведение родителей. Суть воспитания по Макаренко - развитие правильных отношений между чел. и обществом, создание благоприятного климата. Критерий полноценного коллектива: свободная позиция и взаимное уважение всех членов коллектива. |
Основные направления зарубежной реформаторской педагогики на рубеже 19-20 вв. (В.А. Лай, Э. Мейман, Э. Торндайк, Г. Кершенштейнер). В этот период появл. необходимость реформирования шк. Наиболее известные направления реформирования: - «гражданское воспитание»; - «новое воспитание»; - «школы труда»; - «теории личности»; - «экспериментальная педагогика» и др. направления. Георгий Кершенштейнер (1854-1932). Взгляды: 1) Старая школа не готовит к жизни; 2) Вместо книжного воспитания и обучения нужна практическая деятельность. Осн. труд: "Школа будущего, школа работы". Обосновал понятия: гражданское воспитание, трудовая школа, школа - инструмент воспитания гражданина, нужны "дополнительные шк." для работающих подростков - 14-18л. В трудовой школе, основа - это ручной труд, как средство умственного развития - это овладение полезными профессиями. Т. обр. система гражданского воспитания - это воспитание верноподданных граждан с чувством гражданского долга и любовью к отечеству. Эдуард Торндайк (1874-1949) - представитель экспериментальной педагогики. Суть экспериментальной педагогики - в обучении и воспитании надо опираться на результаты изучения детей с помощью эмпирических методов: наблюдение, анкетирование, тесты. Надо изучать поведение ребенка в учебных и внеучебных ситуациях (бихевиоризм). Разработал систему На основе такого подхода родилось течение - педология. Идея комплексного изучения анатомо-физиологических, биологических особенностей. Результаты изучения не связаны между собой. "+" педологии: Накоплен эмпирический материал о развитии и поведении детей, стремление к комплексному изучению ребенка. Эрнест Мейман (1862-1915) Основные идеи: основой педагогики должен стать эксперимент; исследовал одаренность, физическое развитие, сенситивные (благоприятные) периоды в жизни ребенка; обозначил методики, диагностики умственного развития; большое значение предавал методу самонаблюдения ребенка - интроспекции; изучал эстетические представления; изучал влияние воспитания на развитие ребенка; больше ценил лабораторию, чем шк. книжное обучение; деятельность - это пед. фактор воспитания; изучал влияние среды на развитие ребенка; считал, что со средой надо взаимодействовать, а не приспосабливаться к ней; поддерживал гуманистические идеи о воспитании и развитии личности детей. Вильгельм Август Лай (1862-1926). Сделал попытку создать педагогику действия, в которой объединил данные экспериментальной педагогики и биологию. Суть подхода: Биология - это реакция на явление жизни, приспособление к ней. Пед-ка - это правильная организация среды. Система: В воспитании и обучении надо опираться на природное стремление ребенка к постоянной разносторонней деятельности (рисование, лепка, черчение, уход за растениями и животными). Главное в школе - это действие, практическая работа. "+" психология ребенка; эксперимент и наблюдение за детьми. Труды: "Школа действия",
"Экспериментальная дидактика",
"Экспериментальная педагогика" Важно создать: 1) среду в школе и семье; 2) с помощью действий выработ. реакции ребенка. |
Прагматическая педагогика Дж. Дьюи (1859-1952). Дьюи обосновал новый прагматич. подход к решению актуальных проблем обр. молодежи. Суть пед-ки прагматизма ( в 19 в.)
Мышление помогает решать проблемы, преодолевать трудности.
Пед. процесс - стремится выходить из интересов ребенка (Педоцентризм - работа на интересы ребенка).
Теория у Дьюи только инструмент выработки навыков и приемов успешного поведения. Процесс познания должен носить глубоко практич. хар-р. Гл. в обучении - это свободная, активная деятельность учеников; содержание учебного предмета определяется любопытством ученика, к. должно удовлетворяться. Дьюи предложил заполнить учебные планы игровой и трудовой деятельностью. Учебный курс строился вокруг осн. чел. инстинктов: 1) социальный инстинкт; 2) инстинкт конструирования; 3) исследовательский инстинкт; 4) инстинкт художественного выражения. Гл. цель воспитания - самореализация личности ученика. Принцип природосообразности - это учет индивидуальности детей. Школа - это модель общества, она помогает разрешить многие соц. проблемы, часть соц. структуры общества. Учитель по Дьюи - это член детского сообщества, помошник на уровне сотрудничества. (Проф. компитентность учителя). Во главу угла ставит нравственное и гражданское воспитание. Задачи нравственного воспитания:
Вывод: т. обр., Дьюи основы учебной работы видел в: 1) спонтанные интересы детей; 2) в реализации педоцентризма. Значение: 1) Педагогика Дьюи приближала школу к жизни, активизировала процесс обучения; 2) Подчеркнул воспитывающий хар-р обучения ( развитие способностей самостоятельно мышления, совершенствование общения, худ. вкусов, утверждений нравственности); 3) Считал интерес стимулом познавательной дея-ти; 4) Придал шк. обучению и образованию в целом практическую направленность. НО: 1) Снижение теоритич. уровня шк. обр; 2) абсолютизация прикладной (практич.) стороны знаний. |
Становление и развитие советской школы и педагогики. Советская педагогика - это феномен, она опиралась на предшествующее развитие Российской педагогической мысли. Цель воспитания - воспитание строителя социализма. Советская педагогика формировала людей коммунистического типа, но она обеспечивала развитие научно-педагогического взгляда, хотя и очень противоречивого. идеалы социалистического воспитания отражали принципы мировой и отечественной педагогики:
Становление советской педагогики проходило в условиях становления нового советского общества. Было связано с педагогической и организационной дея-тью Н.К. Крупской и А.В. Луначарского. Н.К. Крупская (1869-1939) Педагогическая концепция
формировалась в Главная установка= Философия марксизма+ Гуманистическая педагогика. К. утверждала, что основой новой сис-мы образования должна стать демократическая школа, которая будет растить индивидуальность и создавать условия для развития всесторонней личности. Человек - носитель социальной функции , в будущем индустриальном обществе. Педагогический процесс объединяет: современную педагогическую науку+ передовые гуманные технологии. Осн. идеи К.:
Разработала теорию общественного дошкольного воспитания. Стояла у истоков создания пионерской организации. Социоцентризм К. сочетается с гуманистическим виденьем ребенка и верой в его возможности. Доминантная установка К.: " Человек, как член социума, субъект истории, строитель социализма". А.В. Луначарский (1875-1933) Обосновал преемственность между старой культурой и той, которая будет создана. Были созданы 1е документы о народном образовании и новой школе. Главное: активность человека + диктан "нового чел." над жизнью. Провозглашал: высшую ценность личности; необходимо сотрудничество научной педагогической интеллигенции с советской властью в сфере образования. акцент делал на культурных ценностях, которые необходимо формировать в новом обществе. 1е документы по народному образованию и их реализация в практике шк.
1е мероприятия по реализации шк.:
За что критикуют советскую школу? 1. За гос. принадлежность; 2. Ослабление роли семьи в воспитании; 3. За педагогический формализм; 4. Педагогическая наука не взаимодействует с мировыми педагогическими достижениями; 5. Провозглашалось превосходство советской педагогики над педагогикой зарубежной. |
К.Д Ушинский-основоположник русской национальной школы и педагогики(1824-1870). К.Д. Ушинский разработал цельную дидактическую систему. Он требовал, чтобы содержание обучения было построено с учетом возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. Вместе с тем изучаемый материал должен требовать от детей определенных усилий для его усвоения. Цель обучения, по Ушинскому, - развитие мышления, способностей, на определенной сумме знаний, которые необходимы в жизни, а задача обучения - создать условия для разнообразной деятельности ребенка. Обучение, как говорил Ушинский, должно быть построено на принципах последовательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами, и посильности его для ребенка. Нельзя в первые годы обучения перегружать детей учебными занятиями, так как это может привести к переутомлению. Ушинский был против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. В связи с этим он утвердил принцип воспитывающего обучения(единства обучения и воспитания). В основе педагогической системы К.Д. Ушинского лежит идея народности. В статье «О народности в общественном воспитании». Константин Дмитриевич подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык. Это было передовым демократическим требованием (писал для детей сказки). |
Теория свободного воспитания К.Н. Вентцеля (1857-1947). Одной из центральных тем
педагогической мысли в этот период
становится проблема свободы ребенка.
Соратник С.Т. Шацкого в организации «Дома
свободного ребенка» педагог Константин Николаевич Вентцель
(1857–1947) считал, что принцип свободы должен
стать базовым в «педагогике будущего».
Задача воспитателя состоит не в объявлении
ребенка свободным, а в том, чтобы помочь
ему в действительности стать таковым.
В представлении К.Н. Вентцеля ни ребенок
не должен подчиняться воспитателю, ни
воспитатель – ребенку. Только при таких
условиях воля каждого может достичь полноты
своего проявления как в сфере постановки
целей, так и в области их осуществления.
Ребенок и воспитатель представляются
здесь двумя равноправными субъектами,
между которыми устанавливается связь,
эту связь можно назвать воспитывающим
общением. По мнению педагога, устранение
принудительного начала нисколько не
означает отказа воспитателя от активного
вмешательства в дело воспитания и не
ведет к пассивности. Вместо того чтобы
действовать прямо на воспитанника, «воспитатель
действует на окружающую среду, пользуясь
методом косвенного воздействия». | |
Школа и педагогика в России на современном этапе. Современная система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих государственных образовательных стандартов, образовательных программ, сети образовательных учреждений, органов управления образованием. Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреджении. Образовательная программа состоит из 2х частей: 1. Федеральный компонент
обр. стандарта (70%) - это обязательное
минимальное содержание обр. 2. Национально-региональный компонент - обязателен для граждан проживающих на данной тер-рии. Образовательные программы в РФ: 1. Общеобразовательные (дошк., нач. шк., осн. общ., сред. осн.); 2. Профессиональные (нач. проф., ср. проф., высш. проф., послевуз. проф.). Органы управления образованием: - Федеральный (Мин .Обр. и науки); - Уровень Субъектов РФ; - Местный (районные и городск. органы упр. обр.). Типы образовательные учреждений: Дошкольное, Обще-образовательное, Профессиональное, Дополнительное, Специальные (коррекционные), Учреждения для детей сирот. Формы получения образования: 1. Очная, очно-заочная (вечерняя) 2. Форма семейного обр., самообр., экстернатом. Современные тенденции развития обр.: - усложнение обр.; - гуманизация- соединение традиционного обр. и новых тенденций; - индивидуализация, как усиление
принципа индивидуального - демократизация обр., условия для творчества, для развития активной личности в обр.; - диверсикация (вариативность); - интегративность, проявляется в структурном изменении обр. сис-мы (шк-ВУЗ, дет.сад.-шк.); - психологизация современного обр. процесса - повышается соц. интерес к психологическим знаниям; - переход от информативных к активным методам обуч.; - стандартизация содержания образования ( Задача- вхождение России в сис-му мир. культуры, создание единого обр. пространства). Проблемы современного отечественного обр. - фрагментарность представлений о преобразованиях; - недостаток необходимых ресурсов; - слабость кадровых - недостаточное внимание к решению воспит. задач; - преобладание фронтального обуч. по сравнению с груп. и индивид.; - падение интересов в учебе; - снижение уровня здоровья школьника; - социально-запущенные дети; - неясности между типами различных образовательных учр.; - перегруженность содержания шк. образования; - есть разрыв между типами обр. учр. (дошк. - нач. шк. - ср. шк.- ВУЗ). |
Основные проблемы и тенденции развития современной зарубежной школы и образования. Осн. направления развития пед. мысли: Традиционное
направление: передача универсальных академических
знаний (консервативная роль образования,
устаревшее). Рационалистическое направление
(усвоение знаний, практическая адаптация
с учетом потребностей общества). Феноменологическое- 2 направления пед. мысли за рубежом: 1. Социальное направление - подчеркивает роль социума в воспитании. 2. Развивается экзистенциальная педагогика (её основа - формирование гуманистических ценностей). Приоритеты и проблемы воспитания и образования. Цель - определить приоритеты. 1) Воспитание толерантности; 2) Отношения: воспитание и политика ("Воспитание вне политики"); 3) Интернациональное воспитание (Освоение культуры др. народов, сосуществование); 4) Поликультурное воспитание (Способность вхождения в европейскую культуру, но сохранение собственной культурной идентичности). Проблемы в воспитании и образовании: 1) Демократизация обр. (Доступность, автономия (самостоятельность) учеб заведений). Рассматривается 2 идеи: 1. уравнительность и единообразие общего обр.; 2. диверсификация - по индивидуальным интересам, склонностям, способностям; 2) Право на образование. Предполагает равные возможности для всех; 3) Обязательность обучения. 4) Качество образования. Школьные сис-мы: 1) В сис-ме шк. подготовки осуществляются реформы; 2) После нач. и непол. ср. обр. учащиеся распределяются по 3 осн. потокам: 1. Общеобр. шк, университет; 2. Сред. шк. с упором на технич. подготовку; 3. Проф. учеб заведения.; 3) Частные учеб. заведения (платные, привилигированные); 4) Значительно расширяется сеть высшего обр.; 5) Социальный состав студентов стал более демократич., но проблема качества имеет место быть.; 6) Усилился контроль за качеством обр.; 7) Большое внимание к пед. подготовке учителей;8) Осущ. реформы в управлении школами. Здесь компромисс между централизацией и автономией. Школьная практика: 1) В шк. используются различ. обр. программы. Типы обр. программ: 1. Обязательные ( не менее 10); 2. Специальные (большое количество); 3. Интегративные (соед. разл. науч. направлений). 2) Распространена поведенческая методика; 3) Развито самоуправление учащихся ( "ученические советы", "школьные советы"). 4) уделяется внимание воспитанию "в духе мира", через проект "Международный бакалавриат". |
Теория и практика гуманистического воспитания в реформаторских школах Европы в первой половине 20 века (С. Френе, Р. Штайнер). Педагогические установки С. Френе: — «Максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить». — «Школа завтрашнего будет ориентирована на ребенка — члена общества». — Ребенок сам строит свою личность, а мы в этом ему помогаем. Создать возможности для свободного выражения каждого в любой области. — «Труд станет основополагающим принципом, движущей силой и философией народной школы». «Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум, перегруженный ненужными знаниями». — «Разумная дисциплина — результат организованного труда». Исчезнет показная дисциплина. — Народная школа не может существовать без демократического общества. Во главу угла ставит: а) здоровье ребенка, развитие его творческих возможностей, стремление к познанию; б) создание благоприятной среды; в) оборудование и технические средства. Общие задачи воспитания: — нравственное и гражданское воспитание, привитие любви к труду; — развитие сноровки, остроты глаза, любознательности, тяги к практической деятельности; — развитие практического мышления; — обнаружение и культивирование общественно-полезных склонностей; —воспитание в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства. Основные этапы воспитания: До 2 лет — воспитание в семье. От 2 до 4 лет — «Детский заповедник». С 4 до 7 лет — детский сад. С 7 до 14 лет — начальная школа. Педагогическая система |
Развитие образования в России в 19 веке. Школьные реформы. Наиболее значительное развитие школы и педагогики в России Нового времени пришлось на 2ю половину 19в.- эпоху важных социальных реформ, предпринятых в ходе отмены крепостной зависимости крестьянства. Вслед за реформой 1861 г. наметились
и другие: судебная, земская, просветительная.
К этому времени вопросы Приходские училища, которые
нужно было содержать самим крестьянам
и помещикам, развивались очень
слабо. Деревенских жителей по- В ноябре 1855г. были приняты новые правила поступления и обучения в университетах. Правилами отменялись ограничения числа поступающих в университеты. В 1856 г. был восстановлен Ученый совет, который занялся подготовкой проектов новых школьных уставов. ученый комитет подготовил 3 проекта (1860, 1862, 1864), которые легли в основу нового устава средних школ(1864). Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Ученики были обязаны вносить плату за обучение (за искл. детей малоимущих родителей). Устав 1864г. объявлял
о создании гимназий Учреждался новый тип неполного среднего образования - прогимназия с 4-летним курсом обучения по программам классического и современного образования. Во всех средних школах должны были обучать Закону Божьему, истории, географии, русскому языку и литературе, математике. Классических гимназиях- преподавание древних или современных европейских языков, а в современных (реальных) гимназиях - преподавание естественных наук и черчения. В июле 1864г. был принят устав по начальному образованию. Начальные шк. объявлялись открытыми для всех социальных групп. К важным школьным реформам 1860х гг. следует также отнести разрешение открывать новые частные учебные заведения, учреждение женских гимназий, отмену телесных наказаний в школе. По всей России с конца
1850х годов возникают Эпоха значительных школьных и других социальных реформ оборвалась в 1866г. после неудачного покушения на Александра II. Вскоре после покушения новым министром был назначен Д.А. Толстой. Толстой урезал автономия университетов, стремился установить жесткий правительственный контроль над университетами и другими учебными заведениями. |