История педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:11, лекция

Описание работы

Женское образование в России (на рубеже 19-20 вв.)
Женское образование развивалось по 3 осн. направлениям:
- сословные учебные заведения;
- гимназическое образование;
- высшее образование.

Файлы: 1 файл

Женское образование в России.docx

— 45.67 Кб (Скачать файл)

Женское образование в России (на рубеже 19-20 вв.)

Женское образование развивалось  по 3 осн. направлениям:

- сословные учебные заведения;

- гимназическое образование;

- высшее образование.

Начало женского обр.- середина 18 в.

Устав 1786г. - открыл доступ девочкам в малые и глав. народные училища.

В нач. 19 в. развиваются женские  пансионы, закрытые институты и школы.

Среднее женское образование (XIX в.)

Получают распространение средние учебные заведения закрытого типа - женские институты. Находились в ведомости императрицы Марии ( 40 больниц, 70 женских гимназий, 2 Екатерининских института, Павловский институт, Харьковский институт, ИБД).

В 1852 г. учебные заведения  были разделены на 4 разряда:

I Высший- для дочерей потомственных дворян;

II Средний- купцы, почетные граждане;

III Низший- сиротские дома;

IV Низший- для лиц всех сословий.

1е женские гимназии  в России (60е XIX в.)

Первая гимназия в 1857 в  Костроме помещиком Григорьевым.

Заслуга организации женских  гимназий в России принадлежит проф. Н.А. Вышнеградскому.

Часть открывается министерством  народного просвещения, а часть  находится в ведомстве учреждений императрицы Марии.

1862г. - "Устав женских  гимназий".

Во второй половине XIX в. - растет число средних учебных заведений духовного ведомства - "Епархиальные училища".

Высшее женское образование.

В 60е XIX правительство разрешает  курсы: медицинские, педагогические.

В 1867г. на первом съезде естествоиспытателей  в Петербурге - делается доклад о  необходимости Высшего женского образования.

1870г. - разрешили слушать  лекции по вечерам.

1878г. - в Петербурге открываются  "Бестужевские" курсы ( по инициативе Бестужева-Рюмина).

Но: их окончание не давало никаких прав, только звание домашней учительницы.

1897г. - в Петербурге, "Медицинский женский институт" (акушерство, лечение женских и детских болезней). Женское образование развивается на вольных началах, т.е. не было государственным.

1872г. - курсы МВЖК (волнообразное  существование курсов). Учились - 5 лет; программа - университетская; 3-4 часа в день; 2 факультета (1900)- историко-филологический, физико-математический.

1913г. - был открыт главный  аудиторный корпус МВЖК.

Этапы развития высшей женской  школы:

I (1872-1886) - МВЖК (Московские  высшие женские курсы);

II (1889-1905) - Бестужевские и Высшие Петербургские женские курсы;

III (1905-1917) - Частные учебные  заведения университетского типа.

Высшие учебные заведения  для совместного обучения.

1907г. - Психо-неврологический институт.

Педагогическая  деятельность А.С. Макаренко (1888-1939).

Взлет А.С. Макаренко, как творца начался, когда он организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Здесь педагогу удалось главное–он нашел сильное средство воспитания, которым стал коллектив самих воспитанников. Важную роль в его создании сыграл авторитет А.С. Макаренко, его терпение, твердость, забота о подростках, справедливость. К нему тянулись, как к отцу, искали правды, защиты. В колонии, получившей имя Горького, определилась система структурных взаимодействий в коллективе: актив. деле-ние на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда),поощрения и наказания, традиции.

Коллектив объединяет людей  не только с общей целью и в  общем труде, но и в общей организации этого труда. Общая цель здесь–не случайное совпадение частных целей, как в вагоне трамвая или в театре , а именно цель всего коллектива.

Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или  неудача должны расцениваться как  неудача на фоне общего дела, как  удача в общем деле. Такая педагогическая логика должна буквально пропитывать  каждый школьный день , каждое движение коллектива .

Самая большая заслуга  его заключается в том, что  он смог связать гуманистические  принципы воспитания детей с коммунистической идеей, по которой основу общества составляет трудовая деятельность каждого из его  членов.

А.С. Макаренко был сторонником специальной воспитательной дисциплины. Основные принципы этого воспитания:1) уважение и требование; 2) искренность и открытость; 3) принципиальность; 4) забота и внимание, знание; 5) упражнение ; 6) закалка ;7) труд ;8) коллектив ; 9) семья: первое детство, количество любви и мера суровости; 10) детская радость , игра ; 11) наказание и награда .

В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «как можно  больше требований к человеку и как  можно больше уважения к нему».

Стадии развития коллектива:

  • "Создание коллектива".
  • "Становление коллектива".
  • "Сплочение коллектива".

Методы развития коллектива:

  • единство требований;
  • самообслуживание;
  • соревнования;
  • детское самоуправление.

Закон жизни коллектива: преодоление  трудностей, наличие традиций, сочетание  пед. руководства с реальными правами коллектива.

Работы: "Педагогическая поэма".

В трудах Макаренко выражены: "логика требования", "логика труда", "логика дисциплины".

Разрабатывал важные вопросы  о семейном воспитании, структуре  семьи, культуре семьи, о методах  воспитания в семье.

Успех воспитания определяет семья и поведение родителей.

Суть воспитания по Макаренко - развитие правильных отношений между  чел. и обществом, создание благоприятного климата.

Критерий полноценного коллектива: свободная позиция и взаимное уважение всех членов коллектива.

Основные  направления зарубежной реформаторской педагогики на рубеже 19-20 вв. (В.А. Лай, Э. Мейман, Э. Торндайк,  Г. Кершенштейнер).

В этот период появл. необходимость реформирования шк. Наиболее известные направления реформирования:

- «гражданское воспитание»; - «новое воспитание»; - «школы труда»; - «теории личности»; - «экспериментальная педагогика» и др. направления.

Георгий Кершенштейнер (1854-1932).

Взгляды: 1) Старая школа не готовит к жизни; 2) Вместо книжного воспитания и обучения нужна практическая деятельность.

Осн. труд: "Школа будущего, школа работы".

Обосновал понятия: гражданское  воспитание, трудовая школа, школа - инструмент воспитания гражданина, нужны "дополнительные шк." для работающих подростков - 14-18л.

В трудовой школе, основа - это  ручной труд, как средство умственного  развития - это овладение полезными  профессиями.

Т. обр. система гражданского воспитания - это воспитание верноподданных граждан с чувством гражданского долга и любовью к отечеству.

Эдуард  Торндайк (1874-1949) - представитель экспериментальной педагогики.

Суть экспериментальной  педагогики - в обучении и воспитании надо опираться на результаты изучения детей с помощью эмпирических методов: наблюдение, анкетирование, тесты.

Надо изучать поведение  ребенка в учебных и внеучебных ситуациях (бихевиоризм).

Разработал систему количественного  изменения уровня интеллекта с помощью стандартных тестов. (ШТУР - школьный тест уровня развития). Чтобы использовать данные тестов для выработки псих-пед. нормативов, на основе которых можно организовать процесс воспитания и обучения объективно и научно.

На основе такого подхода  родилось течение - педология.

Идея комплексного изучения анатомо-физиологических, биологических  особенностей. Результаты изучения не связаны между собой.

"+" педологии:

Накоплен эмпирический материал о развитии и поведении детей, стремление к комплексному изучению ребенка.

Эрнест  Мейман (1862-1915)

Основные идеи: основой педагогики должен стать эксперимент; исследовал одаренность, физическое развитие, сенситивные (благоприятные) периоды в жизни ребенка; обозначил методики, диагностики умственного развития; большое значение предавал методу самонаблюдения ребенка - интроспекции; изучал эстетические представления; изучал влияние воспитания на развитие ребенка; больше ценил лабораторию, чем шк. книжное обучение; деятельность - это пед. фактор воспитания; изучал влияние среды на развитие ребенка; считал, что со средой надо взаимодействовать, а не приспосабливаться к ней; поддерживал гуманистические идеи о воспитании и развитии личности детей.

Вильгельм Август Лай (1862-1926).

Сделал попытку создать  педагогику действия, в которой объединил  данные экспериментальной педагогики и биологию.

Суть подхода:

Биология - это реакция  на явление жизни, приспособление к  ней. Пед-ка - это правильная организация среды.

Система:

В воспитании и обучении надо опираться на природное стремление ребенка к постоянной разносторонней деятельности (рисование, лепка, черчение, уход за растениями и животными).

Главное в школе - это действие, практическая работа.

"+" психология ребенка; эксперимент и наблюдение за детьми.

Труды: "Школа действия", "Экспериментальная дидактика", "Экспериментальная педагогика".

Важно создать: 1) среду в школе и семье; 2) с помощью действий выработ. реакции ребенка.

Прагматическая  педагогика Дж. Дьюи (1859-1952).

Дьюи обосновал новый  прагматич. подход к решению актуальных проблем обр. молодежи.

Суть пед-ки прагматизма ( в 19 в.)

  • процесс познания носит практический хар-р;
  • знания нужны для того, чтобы преобразовать действительность;
  • мышление влияет на поведение чел.;

Мышление помогает решать проблемы, преодолевать трудности.

  • важно развивать индивидуальность ученика;
  • ребенок центр, вокруг которого вращаются все средства обр.;

Пед. процесс - стремится выходить из интересов ребенка (Педоцентризм - работа на интересы ребенка).

  • максимальное использование текущего момента в обучении и воспитании;
  • знакомства с изменяющимся миром;
  • обогащение "опыта детей" полезным содержанием;
  • знания приобретенные собственными силами.

Теория у Дьюи только инструмент выработки навыков и приемов  успешного поведения.

Процесс познания должен носить глубоко практич. хар-р.

Гл. в обучении - это свободная, активная деятельность учеников; содержание учебного предмета определяется любопытством ученика, к. должно удовлетворяться.

Дьюи предложил заполнить  учебные планы игровой и трудовой деятельностью.

Учебный курс строился вокруг осн. чел. инстинктов:

1) социальный инстинкт;

2) инстинкт конструирования;

3) исследовательский инстинкт;

4) инстинкт художественного  выражения.

Гл. цель воспитания - самореализация личности ученика.

Принцип природосообразности - это учет индивидуальности детей.

Школа - это модель общества, она помогает разрешить многие соц. проблемы, часть соц. структуры общества.

Учитель по Дьюи - это член детского сообщества, помошник на уровне сотрудничества. (Проф. компитентность учителя).

Во главу угла ставит нравственное и гражданское воспитание.

Задачи нравственного  воспитания:

  • исследование взаимоотношений в группах;
  • исследование нравственного понятия и суждения детей;
  • нравственое воспитание приносит индивидуальный опят, личностный успех, богатство, соц. престиж;
  • шк. должна формировать лидерские качества у учеников;
  • особые надежды возлагал на метод проектов ( выполнение конкретных практических заданий) - физический труд.

Вывод: т. обр., Дьюи основы учебной работы видел в: 1) спонтанные интересы детей; 2) в реализации педоцентризма.

Значение: 1) Педагогика Дьюи приближала школу к жизни, активизировала процесс обучения; 2) Подчеркнул воспитывающий хар-р обучения ( развитие способностей самостоятельно мышления, совершенствование общения, худ. вкусов, утверждений нравственности); 3) Считал интерес стимулом познавательной дея-ти; 4) Придал шк. обучению и образованию в целом практическую направленность.

НО: 1) Снижение теоритич. уровня шк. обр; 2) абсолютизация прикладной (практич.) стороны знаний.

Становление и развитие советской школы и  педагогики.

Советская педагогика - это  феномен, она опиралась на предшествующее развитие Российской педагогической мысли.

Цель воспитания - воспитание строителя социализма.

Советская педагогика формировала  людей коммунистического типа, но она обеспечивала развитие научно-педагогического  взгляда, хотя и очень противоречивого.

идеалы социалистического  воспитания отражали принципы мировой  и отечественной педагогики:

  • идеалосообразность;
  • природосообразность;
  • культуросообразность.

Становление советской педагогики проходило в условиях становления  нового советского общества. Было связано  с педагогической и организационной  дея-тью Н.К. Крупской и А.В. Луначарского.

Н.К. Крупская (1869-1939)

Педагогическая концепция  формировалась в дореволюционные  годы.

Главная установка= Философия  марксизма+ Гуманистическая педагогика.

К. утверждала, что основой  новой сис-мы образования должна стать демократическая школа, которая будет растить индивидуальность и создавать условия для развития всесторонней личности.

Человек - носитель социальной функции , в будущем индустриальном обществе.

Педагогический процесс  объединяет: современную педагогическую науку+ передовые гуманные технологии.

Осн. идеи К.:

  • воспитание в коммунистическом духе;
  • школа должна быть трудовой , политехнической;
  • личность воспитывается в духе коллективизма;
  • в основе коллективного воспитания лежит самоуправление;
  • человек готовит себя для общества, для социума.

Разработала теорию общественного  дошкольного воспитания.

Стояла у истоков создания пионерской организации.

Социоцентризм К. сочетается с гуманистическим виденьем ребенка и верой в его возможности.

Доминантная установка К.: " Человек, как член социума, субъект  истории, строитель социализма".

А.В. Луначарский (1875-1933)

Обосновал преемственность  между старой культурой и той, которая будет создана.

Были созданы 1е документы  о народном образовании и новой  школе.

Главное: активность человека + диктан "нового чел." над жизнью.

Провозглашал: высшую ценность личности; необходимо сотрудничество научной педагогической интеллигенции  с советской властью в сфере  образования.

акцент делал на культурных ценностях, которые необходимо формировать  в новом обществе.

1е документы по народному  образованию и их реализация  в практике шк.

  • 9 ноября 1917  - создана гос. комиссия по просвещению. 1-й декрет - отделение шк. от церкви.
  • 16 окт 1918 - опубликовано " Положение о единой трудовой школе". Обозначены основные принципы политики советского правительства в области просвещения: всеобщее обязательное нач. образование; общедоступность школы всех ступеней; светскость школы; высокий бюджет народного образования; демократизация народного обр.; учет местных и национальных особенностей; привлечение педагогов к решению всех вопросов строительство новой шк.

1е мероприятия по реализации  шк.:

  • Создание единой трудовой политехнической школы. Основой шк. жизни должен служить производственный труд (33% учеб. времени);
  • Ликвидация сословности и классовости в образовании;
  • Обеспечение бесплатности и общедоступности обучения в школах;
  • Отделение церкви от государства, школы от церкви;
  • Запрещение преподавания религии в учеб заведениях;
  • Реорганизация духовных учеб. заведений в светские, перевод их в ведение наркомпроса.

За что критикуют советскую  школу? 1. За гос. принадлежность; 2. Ослабление роли семьи в воспитании; 3. За педагогический формализм; 4. Педагогическая наука не взаимодействует с мировыми педагогическими достижениями; 5. Провозглашалось превосходство советской педагогики над педагогикой зарубежной.

К.Д  Ушинский-основоположник русской национальной школы и педагогики(1824-1870).

К.Д. Ушинский разработал цельную дидактическую систему. Он требовал, чтобы содержание обучения было построено с учетом возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. Вместе с тем изучаемый материал должен требовать от детей определенных усилий для его усвоения. Цель обучения, по Ушинскому, - развитие мышления, способностей, на определенной сумме знаний, которые необходимы в жизни, а задача обучения - создать условия для разнообразной деятельности ребенка. Обучение, как говорил Ушинский, должно быть построено на принципах последовательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами, и посильности его для ребенка. Нельзя в первые годы обучения перегружать детей учебными занятиями, так как это может привести к переутомлению. Ушинский был против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. В связи с этим он утвердил принцип воспитывающего обучения(единства обучения и воспитания). В основе педагогической системы К.Д. Ушинского лежит идея народности. В статье «О народности в общественном воспитании». Константин Дмитриевич подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык. Это было передовым демократическим требованием (писал для детей сказки).

Теория  свободного воспитания К.Н. Вентцеля (1857-1947).

Одной из центральных тем  педагогической мысли в этот период становится проблема свободы ребенка. Соратник С.Т. Шацкого в организации «Дома свободного ребенка» педагог Константин Николаевич Вентцель (1857–1947) считал, что принцип свободы должен стать базовым в «педагогике будущего». Задача воспитателя состоит не в объявлении ребенка свободным, а в том, чтобы помочь ему в действительности стать таковым. В представлении К.Н. Вентцеля ни ребенок не должен подчиняться воспитателю, ни воспитатель – ребенку. Только при таких условиях воля каждого может достичь полноты своего проявления как в сфере постановки целей, так и в области их осуществления. Ребенок и воспитатель представляются здесь двумя равноправными субъектами, между которыми устанавливается связь, эту связь можно назвать воспитывающим общением. По мнению педагога, устранение принудительного начала нисколько не означает отказа воспитателя от активного вмешательства в дело воспитания и не ведет к пассивности. Вместо того чтобы действовать прямо на воспитанника, «воспитатель действует на окружающую среду, пользуясь методом косвенного воздействия». 
      В организации процесса воспитания К.Н. Вентцель настаивал, чтобы ничто не преподносилось детям в готовом виде. Деятельность воспитателя должна сводить к минимуму дурное влияние окружающей среды, создавать условия для сознательной нравственной деятельности, ставить детей в необходимость действовать для других. Истинная нравственность, полагал педагог, – это не исходная точка воспитания, а результат собственного опыта ребенка и его деятельности. Таким образом, роль воспитателя, подчеркивал ученый, не принижается, а еще более возвышается и усложняется, приобретая новый характер. 
      К.Н. Вентцель утверждал, что ребенок развивается по собственным законам, определяемым его индивидуальностью, поэтому не может быть единой, одинаковой для всей системы воспитания. Для каждой личности воспитателем должна быть найдена своя индивидуальная система воспитания. Постичь законы развития индивидуальности ребенка – такова задача воспитателя. В воспитании педагог выделял нравственное развитие как самую сложную сферу деятельности педагога и полагал, что его целью должно стать пробуждение в человеке лучших стремлений. На первый план в этом процессе Вентцель выдвигал воспитание воли и активности личности. Главным инструментом развития воли, по мысли педагога, выступает производительный творческий труд. Трудовое воспитание он связывал с умственным и физическим: «Производительный труд есть такой фактор в воспитании и образовании детей, который должен радикально перевернуть всю существующую систему воспитания и образования».

 

 

 

Школа и педагогика в России на современном  этапе.

Современная система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих государственных образовательных стандартов, образовательных программ, сети образовательных учреждений, органов управления образованием.

Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреджении.

Образовательная программа состоит из 2х частей:

1. Федеральный компонент  обр. стандарта (70%) - это обязательное  минимальное содержание обр. программы.

2. Национально-региональный  компонент - обязателен для граждан проживающих на данной тер-рии.

Образовательные программы в РФ:

1. Общеобразовательные (дошк., нач. шк., осн. общ., сред. осн.);

2. Профессиональные (нач.  проф., ср. проф., высш. проф., послевуз. проф.).

Органы управления образованием:

- Федеральный (Мин .Обр. и науки);

- Уровень Субъектов РФ;

- Местный (районные и городск. органы упр. обр.).

Типы образовательные учреждений: Дошкольное, Обще-образовательное, Профессиональное, Дополнительное,  Специальные (коррекционные), Учреждения для детей сирот.

Формы получения  образования:

1. Очная, очно-заочная (вечерняя), заочная;

2. Форма семейного обр., самообр., экстернатом.

Современные тенденции развития обр.:

- усложнение обр.;

- гуманизация- соединение традиционного обр. и новых тенденций;

- индивидуализация, как усиление  принципа индивидуального подхода;

- демократизация обр., условия  для творчества, для развития  активной личности в обр.;

- диверсикация (вариативность);

- интегративность, проявляется в структурном изменении обр. сис-мы (шк-ВУЗ, дет.сад.-шк.);

- психологизация современного обр. процесса - повышается соц. интерес к психологическим знаниям;

- переход от информативных к активным методам обуч.;

- стандартизация содержания  образования ( Задача- вхождение России в сис-му мир. культуры, создание единого обр. пространства).

Проблемы  современного отечественного обр.

- фрагментарность представлений о преобразованиях;

- недостаток необходимых  ресурсов;

- слабость кадровых возможностей  шк.;

- недостаточное внимание  к решению воспит. задач;

- преобладание фронтального обуч. по сравнению с груп. и индивид.;

- падение интересов в  учебе;

- снижение уровня здоровья  школьника;

- социально-запущенные дети;

- неясности между типами  различных образовательных учр.;

- перегруженность содержания  шк. образования;

- есть разрыв между  типами обр. учр. (дошк. - нач. шк. - ср. шк.- ВУЗ).

 

 

 

Основные проблемы и тенденции развития современной зарубежной школы и образования.

Осн. направления развития пед. мысли:

Традиционное  направление: передача универсальных академических знаний (консервативная роль образования, устаревшее).  Рационалистическое направление (усвоение знаний, практическая адаптация с учетом потребностей общества). Феноменологическое-гуманистическая направленность, персональное обучение.

2 направления пед. мысли за рубежом: 1. Социальное направление - подчеркивает роль социума в воспитании. 2. Развивается экзистенциальная педагогика (её основа - формирование гуманистических ценностей).

Приоритеты и  проблемы воспитания и образования.

Цель - определить приоритеты.

1) Воспитание толерантности; 2) Отношения: воспитание и политика ("Воспитание вне политики"); 3) Интернациональное воспитание (Освоение культуры др. народов, сосуществование); 4) Поликультурное воспитание (Способность вхождения в европейскую культуру, но сохранение собственной культурной идентичности).

Проблемы в воспитании и образовании: 1) Демократизация обр. (Доступность, автономия (самостоятельность) учеб заведений). Рассматривается 2 идеи: 1. уравнительность и единообразие общего обр.; 2. диверсификация - по индивидуальным интересам, склонностям, способностям; 2) Право на образование. Предполагает равные возможности для всех; 3) Обязательность обучения. 4) Качество образования.

Школьные сис-мы: 1) В сис-ме шк. подготовки осуществляются реформы; 2) После нач. и непол. ср.  обр. учащиеся распределяются по 3 осн. потокам: 1. Общеобр. шк, университет; 2. Сред. шк. с упором на технич. подготовку; 3. Проф. учеб заведения.; 3) Частные учеб. заведения (платные, привилигированные); 4) Значительно расширяется сеть высшего обр.; 5) Социальный состав студентов стал более демократич., но проблема качества имеет место быть.; 6) Усилился контроль за качеством обр.; 7) Большое внимание к пед. подготовке учителей;8) Осущ. реформы в управлении школами.

Здесь компромисс между централизацией и автономией.

Школьная практика: 1) В шк. используются различ. обр. программы. Типы обр. программ: 1. Обязательные ( не менее 10); 2. Специальные (большое количество); 3. Интегративные (соед. разл. науч. направлений). 2) Распространена поведенческая методика; 3) Развито самоуправление учащихся ( "ученические советы", "школьные советы").

4) уделяется внимание воспитанию "в духе мира", через проект "Международный бакалавриат".

Теория  и практика гуманистического воспитания в реформаторских школах Европы в первой половине 20 века (С. Френе, Р. Штайнер).

Педагогические установки С. Френе:

— «Максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить».

— «Школа завтрашнего будет ориентирована на ребенка — члена общества».

— Ребенок сам строит свою личность, а мы в этом ему помогаем. Создать возможности для свободного выражения каждого в любой области.

— «Труд станет основополагающим принципом, движущей силой и философией народной школы». «Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум, перегруженный ненужными знаниями».

— «Разумная дисциплина — результат организованного труда». Исчезнет показная дисциплина.

— Народная школа не может существовать без демократического общества.

Во главу угла ставит:

а) здоровье ребенка, развитие его творческих

возможностей, стремление к  познанию;

б) создание благоприятной среды;

в) оборудование и технические средства.

Общие задачи воспитания:

— нравственное и гражданское воспитание, привитие любви к труду;

— развитие сноровки, остроты глаза, любознательности, тяги к практической деятельности;

— развитие практического мышления;

— обнаружение и культивирование общественно-полезных склонностей;

—воспитание в духе взаимопомощи,  взаимоуважения, ответственности и  личного достоинства.

Основные этапы воспитания:

До 2 лет — воспитание в  семье.

От 2 до 4 лет — «Детский заповедник».

С 4 до 7 лет — детский  сад.

С 7 до 14 лет — начальная  школа.

Педагогическая система немецкого философа  и педагога Рудольфа Штейнера (1861-1925), известная как вальдорфская педагогика, базируется на теории свободного воспитания. Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития личности, которые осуществляются в партнерстве с учителем, в гармонии души и тела. Основные положения теории:  
- воспитание формирует личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта; 
-  воспитание осуществляется природосообразно, по заданной генетически детерминированной программе, свободно развивает задатки ребенка;  
- воспитание осуществляется без принуждения;  
- воспитание основывается на экологии души и тела, культе здоровья;  
- в воспитании осуществляется единство европейской и восточной культуры;  
- в воспитании гармонично сочетаются интеллектуальные, эстетические и практико-трудовые направления деятельности. 

Развитие  образования в России в 19 веке. Школьные реформы.

Наиболее значительное развитие школы и педагогики в России Нового времени пришлось на 2ю половину 19в.- эпоху важных социальных реформ, предпринятых в ходе отмены крепостной зависимости крестьянства.

Вслед за реформой 1861 г. наметились и другие: судебная, земская, просветительная. К этому времени вопросы воспитания и образования стали пониматься как "вопросы жизни". 60-е гг. - самая яркая страница в истории  педагогики в России. В эти годы общественного подъема к педагогической теории и деятельности обращается много  выдающихся людей: Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.

Приходские училища, которые  нужно было содержать самим крестьянам и помещикам, развивались очень  слабо. Деревенских жителей по-прежнему учили грамоте дьячок, богомолки  и подобные люди.

В ноябре 1855г. были приняты  новые правила поступления и  обучения в университетах. Правилами  отменялись ограничения числа поступающих в университеты.

В 1856 г. был восстановлен Ученый совет, который занялся подготовкой  проектов новых школьных уставов.

ученый комитет подготовил 3 проекта (1860, 1862, 1864), которые легли в основу нового устава средних школ(1864). Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Ученики были обязаны вносить плату за обучение (за искл. детей малоимущих родителей).

 Устав 1864г. объявлял  о создании гимназий классического  и современного образования с  7-летним курсом обучения. Были  узаконены 3 типа средней школы: 1) классическая гимназия с двумя  древними языками; 2) классическая  гимназия с латинским языком; 3) реальная гимназия без древних  языков.

Учреждался новый тип неполного среднего образования - прогимназия с 4-летним курсом обучения по программам классического и современного образования. Во всех средних школах должны были обучать Закону Божьему, истории, географии, русскому языку и литературе, математике. Классических гимназиях- преподавание древних или современных европейских языков, а в современных (реальных) гимназиях - преподавание естественных наук и черчения.

В июле 1864г. был принят устав  по начальному образованию. Начальные шк. объявлялись открытыми для всех социальных групп.

К важным школьным реформам 1860х гг. следует также отнести  разрешение открывать новые частные  учебные заведения, учреждение женских  гимназий, отмену телесных наказаний  в школе.

По всей России с конца 1850х годов возникают воскресные школы.

Эпоха значительных школьных и других социальных реформ оборвалась в 1866г. после неудачного покушения  на Александра II. Вскоре после покушения  новым министром был назначен Д.А. Толстой. Толстой урезал автономия университетов, стремился установить жесткий правительственный контроль над университетами и другими учебными заведениями.

   


Информация о работе История педагогики