Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 19:14, реферат
Мария Монтессори - известный во всем мире итальянский педагог-гуманист.
Мария Монтессори (1870-1952), итальянка по происхождению, первая женщина в Италии, получившая врачебный диплом, совершенствовавшая свое образование во Франции, имевшая многолетние дружеские связи в Индии, закончившая свой жизненный путь в Голландии. Как много событий вместили годы ее жизни, сколько ею было сделано в разных областях человеческих знаний - философии, антропософии, психологии, педагогике.
1. История возникновения Монтессори-педагогики
2 Основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори
3 Специальная педагогика и педагогика Монтессори
Список использованной литературы
Соблюдение дисциплины: нельзя, например, мешать другому ребенку, если он занят, при выборе места для работы необходимо учитывать интересы других детей.
Младшие дети учатся правилам группы, уважению к старшим.
Старшие показывают младшим упражнения, опекают их и чувствуют себя более самостоятельными и ответственными.
Монтессори-педагогические приемы и принципы составления «подготовленной среды» позволяют учитывать индивидуальные особенности здорового и больного ребенка; они применимы для детей, чье развитие протекает с особенностями, нередко по причине болезни.
В России в настоящее время узаконена практика раздельного обучения детей с проблемами в развитии в специализированных учреждениях, ориентированных на вид патологии больного ребенка. Это дети с нарушением зрения и слуха, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями движения. Несомненные достоинства подобной педагогической практики, позволяющей проводить обучение силами высококвалифицированных специалистов, не могут компенсировать ее недостатки, заставляющие искать новые формы обучения ребенка жизни. Дети, привыкшие к «оранжерейной» обстановке специализированного учреждения (детского сада, дома ребенка, интерната), чувствуют себя беспомощными за его пределами. Концентрация патологии одного вида в группе детского сада и классе создает искаженную картину мира для детей с проблемами, не формирует у них представление о «норме».
В ряде развитых стран применяется практика обучения детей с ограничениями жизнедеятельности по системе Марии Монтессори. Так, в Германии начиная с 70-х годов XX столетия в Мюнхенском детском центре, созданном профессором Теодором Хелльбрюгге, успешно существуют Монтессори-детский сад и школа. В настоящее время там проводится Монтессори-терапия - лечебная педагогика, основанная на принципах Марии Монтессори.
Здесь же осуществляется интегративное воспитание - здоровые дети обучаются совместно с ребятишками, имеющими проблемы в развитии. В таких группах, состоящих, как правило, из 20-25 человек, 5-8 детей имеют особенности развития. Для того чтобы внутри группы избежать формирования подгрупп «больных» и «здоровых», дети с проблемами в развитии подбираются таким образом, чтобы характер их патологии был различным. Например, среди пяти детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, могут присутствовать: мальчик с детским церебральным параличом, девочка с болезнью Дауна, девочка с муковисцидозом, слепая девочка, мальчик с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Эти дети включаются в группу постепенно, после подготовительных занятий. Родители как больных, так и здоровых детей - а некоторые из них первоначально были отрицательно настроены к подобного вида практике - в дальнейшем по достоинству оценили подобную модель воспитания. Они поняли важность такого совместного воспитания для правильного развития и формирования личности не только больных, но и здоровых детей. «Проблемные дети» видели здоровый образец для подражания и могли критически оценить собственные возможности. Это чрезвычайно важно для каждого ребенка с проблемами, чтобы найти свое место среди детей, а в дальнейшем - и в обществе. При этом у здоровых детей развиваются способности к состраданию и они реально могут оценить то благо, которым владеют, - здоровье. Оказывая помощь проблемному ребенку, здоровый малыш учится любить немощного, тем самым исполняя главную заповедь христианства - «возлюби ближнего своего, как самого себя», и учится строить человеческие отношения на самом прочном основании - любви.
«Только тот, кто помогает другим, становится самостоятельным и счастливым», - фраза, которой профессор Теодор Хелльбрюгге предваряет знакомство с новой, возрожденной, хорошо забытой старой моделью Монтессори-педагогики, осуществляемой в мире и в России в наши дни.
3. Специальная
педагогика и педагогика
воспитание монтессори специальный педагогика
Анализ педагогической системы Монтессори и многолетний зарубежный опыт показывают, что по многим своим педагогическим условиям Монтессори-педагогика удивительно точно сообразуется с принципами и технологиями специальной педагогики.
Установлено, что интеграция особенно успешно реализуется в условиях Монтессори-класса или группы. Действительно, возможность каждого ребенка осваивать образовательную программу в условиях «индивидуального образовательного маршрута» позволяет объединять вместе нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности со всеми вытекающими отсюда комфортными для каждого условиями обучения, формирования социальных навыков и дружелюбного отношения между детьми, оказания учителем индивидуальной помощи тем, кто более других в ней нуждается, возможности для каждого ребенка повторять и закреплять материал так долго, как это ему необходимо.
Чрезвычайно значимым для специальной педагогики является содержательный компонент педагогики. Монтессори: большое внимание сенсомоторному развитию ребенка, развитию у него речи и мышления, умению концентрировать внимание и сосредоточенно работать, умению контролировать себя, свою деятельность и поведение. Большое значение имеет и общность конечных целей Монтессори-педагогики и специальной педагогики: воспитание самостоятельного, независимого, социально активного и социально адаптированного человека, овладевшего навыками самостоятельного освоения культуры, использующего их в целях саморазвития и гармонизации окружающей его жизни.
Опыт интегрированного обучения детей в Германии (г. Мюнхен) показал, что в одной группе детского сада может находиться до 6 детей с различными отклонениями в развитии. Дети помогают друг другу, и через эту помощь стимулируется их самостоятельность. Например, ребенок с нарушением интеллекта катит кресло-коляску с ребенком, имеющим нарушение опорно-двигательной системы, глухой ребенок помогает слабовидящему ориентироваться в окружающей среде и т.п. Так как нет традиционных одновозрастных групп, на первый план здесь выходят социальные обучающие процессы между «опытными» и «неопытными» членами детского коллектива.
Опыт интегрированного обучения и воспитания обычных детей, детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и одаренных детей в Мюнхене (Германия) и Дубне (Россия) показал успешность и благотворность такого содружества не только для детей с отклонениями в развитии, но и для обычных, и для одаренных детей.
Дети с отклонениями в развитии, обучающиеся в условиях Монтессори-педагогики, проявляют значительно более низкие показатели тревожности и неуверенности в процессе экзаменов, контрольных работ, в различных жизненных нестандартных ситуациях в отличие от их сверстников, обучающихся в условиях обычной специальной школы. Они показывают также почти одинаковые с обычными детьми результаты в концентрации внимания. Значительные различия были обнаружены при исследовании самооценки детей. Бывшие ученики Монтессори-школ, включая и детей с отклонениями в развитии, практически не обнаруживали заниженной самооценки.
Они отличались большей уравновешенностью, спокойным, взвешенным отношением к жизни, высокой любознательностью и желанием учиться, готовностью прийти на помощь, умением гасить конфликтные ситуации, проявляли инициативу и готовность принятия ответственности.
Имеющийся отечественный и зарубежный опыт показывает, что дети, воспитывающиеся в условиях Монтессори-педагогики, лучше и раньше сверстников овладевают к пяти годам письмом, чтением и счетом, у них рано формируется и не пропадает в дальнейшем интерес к учению. У этих детей интенсивно развиваются внимание, слух, память и иные психические процессы, социальные навыки, необходимые для школьного обучения, для становления гуманистически ориентированной личности с развитой произвольной саморегуляцией деятельности на психофизическом, эмоциональном, социально-психологическом уровнях.
Дети с трудностями в обучении и умственно отсталые дети как школьного, так и дошкольного возраста, развивающиеся в условиях Монтессори-педагогики, значительно опережают в интеллектуальном отношении контрольные классы и группы, показывают высокий уровень концентрации внимания, весьма активны, чувствуют себя уверенными в собственном успехе, у них редко наблюдается стремление уходить от социальных и образовательных затруднений.
Все это позволяет говорить о том, что резервы специальной педагогики в сфере помощи детям и подросткам с особыми образовательными потребностями не исчерпаны.
Список использованной литературы
1.Ионова Е.Н., Топтыгин А.Л. Вальдорфская педагогика в контексте мировом и отечественном.- М.: Педагогика, 2008.- 264с.
2.Лубовский В.И. Специальная психология.- М.: Педагогика, 2010.- 402с.
.Назарова Н.М. Основы специальной педагогики.- М.: Психология, 2011.-233с.
.Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 400с.
.Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. - М.: Психология, 2012.- 152с.
Приложение
Монтессори-материалы своими руками
Дидактический материал Монтессори пользуется популярностью у родителей и любовью у детей уже сотню лет. Основной идеей развивающих игр Монтессори является ознакомление ребенка с окружающим миром с помощью основных чувств: тактильных, слуховых, вкусовых, звуковых и зрительных. Это помогает ребенку упорядочить знания об окружающей действительности.
Весь материал разделен на группы, которые выполняют особые функции. Особое внимание уделяется значению сенсорных материалов Монтессори, потому что в раннем возрасте именно сенсорное развитие является ведущим у детей.
Сегодня можно купить любые игрушки для развития ребенка, но ввиду того, что малышу по мере взросления нужны все новые и новые материалы, можно сделать заготовки для игр по методике Монтессори своими руками.
Предлагаем небольшой мастер-класс по изготовлению материалов Монтессори своими руками.
Геометрическая рамка-вкладыш
Для такой рамки понадобится коробка из-под печенья, ватман и цветная бумага. Разрезаем коробку на несколько прямоугольников, которые и будут основой для рамки, вырезаем в них геометрические фигуры по типу: от малого к большему. На вырезанные кусочки наклеиваем цветную бумагу основных цветов для того, чтобы рамка вкладыш привлекала внимание ребенка. На обратную сторону основы рамки приклеиваем ватман для того, чтобы геометрические вкладыши не выпадали. Развивающая игрушка готова.
Мягкая пирамидка
Такую пирамидку может сшить любая мама, у которой есть швейная машинка. Для пирамидки понадобятся лоскуты флиса или другого материала разного цвета, лента-липучка шириной 2 см длиной около 10 см, синтепон или поролон для набивки. Для начала вырезаем по два одинаковых квадрата длиной сторон: 4,5,6,7,8,9 см. Липкую ленту разрезаем на кусочки по 2 см. В центр каждого квадрата пришиваем липучки: на все верхние части пришиваем мягкие части липучек, на нижние - жесткие части. Каждый квадрат сшиваем, отступая от края примерно 2 мм и оставив незашитым маленький участок для набивки. После набиваем готовую заготовку синтепоном и зашиваем. Подушку-основание можно набить крупой (гречкой) для большей устойчивости пирамидки.
Разноцветные ежи
Для изготовления веселых ежей вам понадобится картон, цветная бумага и прищепки. Вырезаем фигурки ежей, обклеиваем их картоном, рисуем им глазки и ротик и играем!
Информация о работе История возникновения Монтессори-педагогики