Итерактивное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:18, реферат

Описание работы

Растущие материально-технические потребности сегодня опережают процессы социальной и психологической зрелости людей их способность к ведению диалога, культуре коммуникаций, активному самопознанию и самовыражению. В связи с этим сегодня изменяется характер и функции высшего образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, подготовить будущих специалистов к самостоятельным действиям, научить нести ответственность за себя и свои поступки.

Содержание работы

Введение.………………………………………………………………………..3
Интерактивно обучение………………………………………….....................4
Формы и методы проведения интерактивных занятий и лекций…………...6
Заключение…………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

20 реферат Высшая школа.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

- различие ролевых целей при выработке решений;

- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

- групповая выработка решений участниками игры;

- реализация цепочки решений в игровом процессе;

- многоальтернативность решений;

- наличие управляемого эмоционального напряжения.

- ролевые игры

 Ролевая игра — это эффективная отработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться обучающиеся (например, аттестация, защита или презентация какой-либо разработки, конфликт с однокурсниками и др.). Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в учебной ситуации. Признаком, отличающим ролевые игры от деловых, является отсутствие системы оценивания по ходу игры.

Организационно-деятельностные игры.  Являются формами коллективной деятельности, в процессе которой происходит обучение и проектирование новых деятельностных образцов. Такие игры проводятся с целью внедрения новой практики в некоторой профессиональной сфере. Близким к игровым методам обучения является рассмотренный выше кейс-метод. Однако игра, в отличие от последнего, представляет собой динамическое явление, а кейс-метод может осуществляться и по отношению к статическим ситуациям, лишенным выраженной временной динамики. «Игра представляется имитацией практики, а кейс-метод — имитацией ситуации, в которой развертывается практика жизни. Игра акцентирована на умения, навыки, тренинг, а кейс-метод — на поиск проблемы, заложенной в ситуацию, и ее мысленное разрешение».

Тренинг — один из интерактивных методов обучения и социально-психологического развития личности. Тренинги состоят из комплекса разнообразных упражнений и игр, объединенных в систему небольшими теоретическими модулями (по 5—15 минут). Они достаточно разнообразны по своему целевому назначению (от обучающих и развивающих до психокоррекционных и психотерапевтических), содержанию, формам (тренинги, семинары-тренинги, тренинги-марафоны и др.) и техникам проведения. В качестве основных целей социально-психологического тренинга в учебном процессе можно выделить следующие:

- фасилитация психологических изменений личности;

- повышение социально-психологической компетентности участников;

- развитие у них способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

- формирование активной социальной позиции участников;

- развитие у них способности производить значимые позитивные изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

- формирование новых профессиональных знаний, умений и навыков.

Цели социально-психологического тренинга конкретизуются в частных задачах:

- овладение определенными социально-психологическими и профессиональными знаниями;

-    развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

- диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

- изучение индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия для повышения его эффективности;

- приобретение коммуникативных умений и навыков;

- овладение тактиками и стратегиями конструктивного поведения в конфликтах, проблемных и экстремальных ситуациях;

- коррекция, формирование и развитие просоциальных установок, необходимых для успешного взаимодействия с людьми в разных сферах жизнедеятельности;

- мотивация к личностной динамике и вооружение участников инструментарием реализации задач, связанных с личностным и профессиональным ростом;

- формирование профессионально значимых качеств и умений;

- формирование эмпатии, сензитивности, рефлексии, толерантности.

Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. Проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно, но под руководством преподавателя, с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

В целом структуру и этапы  проекта можно определить как  «5 П»: проблема — планирование (проектирование) — поиск решения — продукт  — презентация. В качестве шестого  «П» может быть добавлен портфолио  — папка, в которой собраны  все рабочие материалы проекта (черновики, дневные планы, отчеты и др.). В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», — его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Для достижения такого результата необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском,  творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная  значимость предполагаемых результатов.  Результаты выполненных проектов  должны быть «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность  обучающихся. 

4. Структурирование содержательной  части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских  методов, предусматривающих определенную  последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

- выдвижение гипотез решения задач;

- обсуждение методов исследования (статистических и экспериментальных методов, наблюдений и пр.);

- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентации, защиты, творческие отчеты и пр.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

В основе технологии «Ассессмент - центра» лежат имитационные упражнения, моделирующие профессиональную деятельность участников. Типы упражнений подразделяются в соответствии с профессиональными (рабочими) ситуациями: все профессиональные задачи решаются индивидуально, в паре либо в группе (три и более человека). Соответственно этим ситуациям различают:

1) индивидуальные упражнения, включающие  в себя:

- презентацию (обучающихся просят провести презентацию на заданную либо самостоятельно выбранную тему);

- In-Basket (индивидуальное письменное упражнение включает в себя анализ многочисленной и разной информации, ее структурирование и планирование на ее основе какого-то промежутка времени — дня, недели, месяца);

- парные упражнения «один на один» с «подсадными» участниками («подсадной участник» согласно сценарию создает сложную ситуацию, а второй участник ее решает);

2) групповые упражнения, включающие:

- упражнения с распределенными ролями (каждому участнику дается инструкция с информацией, общей для всех и индивидуальной для него самого. Групповое упражнение такого плана содержит в себе конфликт или соревнование, поскольку каждый участник дискуссии преследует свои цели, способствуя одновременно достижению общей цели);

- упражнения с нераспределенными ролями (участники должны рассмотреть какую-то проблему и прийти к согласию относительно того, как ее можно решить).

В основе идеи ассессмент-центра лежит  представление о том, что недостатки, выявленные в процессе какого-то одного упражнения, могут быть компенсированы преимуществами в других. Окончательное  решение о тех или иных компетенциях участника ассессмент-центра выносится только по совокупности и на основе выполнения нескольких упражнений. Достигается это благодаря ряду особенностей процесса оценки:

- множественность методик — одна компетенция оценивается как минимум двумя методами (упражнениями);

- акцент на поведении — оценивается именно поведение участника;

- моделирование рабочей реальности — ситуация оценки максимально приближена к реальным условиям выполнения участником задач, составляющих содержание его профессиональной деятельности;

- объективность результатов — в процедуре оценки участвует группа независимых экспертов-наблюдателей. Каждый участник оценивается несколькими экспертами в нескольких упражнениях, что повышает надежность полученных данных;

- согласованность оценки — итоговая оценка выносится только при согласии всех экспертов и представлении ими достаточных аргументов в пользу своей оценки;

- продолжительность процедуры — оценка участников является не одномоментной и продолжается, как правило, от одного до трех дней, что дает возможность дополнительной проверки и получения более достоверных выводов;

- стандартизация условий проведения — каждый участник испытывает те же ситуационные воздействия и имеет равную возможность проявить свои умения;

- предоставление обратной связи — в процессе и по окончании оценочной процедуры оцениваемому участнику экспертами предоставляется обратная связь относительно результатов его участия.

Ассессмент-центр  может быть использован в образовательном  процессе не только в качестве обучающей технологии, но и как надежный инструмент оценки сформированности у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Применение  интерактивных технологий обучения способствует развитию навыков критического мышления и познавательных интересов студентов. На занятиях, где используются эти технологии, слушатели чувствуют себя уверенно, свободно выражают свои мысли и спокойно воспринимают замечания, ведь они являются активными участниками учебного процесса. В атмосфере доверия и взаимопомощи легко делать открытия, осознавать важность полученных знаний. Именно при таких условиях возможно воспитание специалиста, подготовленного к будущему, в котором необходимо решать проблемы и принимать конкретные решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Абрамова, И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования / И.Г. Абрамова. – Москва : Гардарика, 2008. – 368 с.

2. Гущин, Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Ю.В. Гущин // Псих. журнал Междунар. универ природы, общества и человека «Дубна». – 2012. – № 2. – С. 1–18.

3. Гуща, Ю.В. Понятия и сущность интерактивного обучения / Ю.В. Гуща // Весцi БДПУ. Сер. 1, Педагогiка. Псiхалогiя. Фiлалогiя. – 2012. – № 4. – С. 20–22.


Информация о работе Итерактивное обучение