Изучение эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 11:04, контрольная работа
Описание работы
Эмоции - одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Содержание работы
Характеристика эмоционально-волевой сферы человека как основы психических состояний.
Особенности формирования воли и развития положительных эмоций в дошкольном возрасте.
Описание диагностического материала по изучению эмоций и воли в дошкольном возрасте.
Исследование эмоций и волевых проявлений в дошкольном возрасте.
Список используемой литературы.
Файлы: 1 файл
ГБОУ СПО «Соликамский педагогический
колледж имени А.П. Раменского»
Заочное отделение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина:
«психология»
Тема:
«Тема 5. Изучение эмоционально-волевой
сферы детей дошкольного возраста»
Выполнила:
студент группы В-36
Ефимова К. А.
Проверила:
преподаватель
Сингур Л. В.
Соликамск, 2014
Содержание:
- Характеристика эмоционально-волевой
сферы человека как основы психических
состояний.
- Особенности формирования воли
и развития положительных эмоций в дошкольном
возрасте.
- Описание диагностического
материала по изучению эмоций и воли в
дошкольном возрасте.
- Исследование эмоций и волевых
проявлений в дошкольном возрасте.
- Список используемой литературы.
Характеристика эмоционально-волевой
сферы человека как основы психических
состояний.
Эмоции - одни из наиболее древних
по происхождению психических состояний
и процессов. Жизнь без эмоций была бы
так же невозможна, как и без ощущений.
Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли
в процессе эволюции как средство, при
помощи которого живые существа устанавливают
значимость тех или иных условий для удовлетворения
актуальных для них потребностей.
Эмоции и чувства, как и другие
психические явления, представляют собой
различные формы отражения реального
мира. В отличие от познавательных процессов,
отражающих окружающую действительность
в ощущениях, образах, представлениях,
понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают
объективную реальность в переживаниях.
В них выражается субъективное отношение
человека к предметам и явлениям окружающей
действительности. Одни предметы, явления,
вещи радуют человека, он восхищается
ими, другие - огорчают или вызывают отвращение,
третьи - оставляют равнодушным. Таким
образом, отражение в мозгу человека его
реальных переживаний, то есть отношение
субъекта потребностей к значимым для
него объектам, принято называть эмоциями
и чувствами.
Основные эмоциональные состояния,
которые испытывает человек, делятся на
собственно эмоции, чувства и аффекты.
Наряду с разными формами познавательной
деятельности, проявляется отношение
к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая
работа могут радовать или огорчать, вызывать
удовольствие или разочарование. Радость,
грусть, боязнь, страх, восторг, досада
- разнообразные чувства и эмоции, одно
из проявлений отражательной психической
деятельности человека.
Эмоции — особый класс субъективных
психологических состояний, отражающих
в форме непосредственных переживаний
приятного или неприятного, процесс и
результаты практической деятельности,
направленной на удовлетворение актуальных
потребностей.
http://www.coolreferat.com/Эмоции_и_чувства
Изменение образа жизни современных
людей, изменение общественных отношений
вызывает новые эмоциональные состояния,
новые чувства. Чувства одно из наиболее
ярких проявлений личности человека. Содержание
чувств составляют устойчивые отношения
личности к тому, что он познает и делает.
“Воздействия внешнего мира
на человека запечатлеваются в его голове,
отражаются в ней
в виде чувств, мыслей, побуждений,
проявлений воли…” – отмечал Ф. Энгельс.
Чувство – особая форма отношения
человека к явлениям действительности,
обусловленная их соответствием или несоответствием
потребностям человека. Чувство, как эмоциональное
отношение человека к многообразным явлениям
и сторонам действительности, выявляет
в характере этого отношения особенности
данного человека, его моральные убеждения,
его внутренний мир.
“Ничто ни слова, ни мысли, ни
даже поступки наши не выражают так ясно
и верно нас самих и наши отношения к миру,
как наши чувствования: в них слышен характер
не отдельной мысли, не отдельного решения,
а всего содержания души нашей и ее строя”
– говорил К.Д. Ушинский.
Чувства чрезвычайно разнообразны
и многогранны как по своему содержанию,
так и по значению. Когда психологи 19 века
пытались создать каталог чувств, они
столкнулись с большими трудностями, так
как нюансы и вариации чувств бесконечны.
Новые условия личной и общественной жизни,
новые обстоятельства порождают новые
чувства. Новая по своему характеру и содержанию
деятельность – источник новых переживаний
и формирования новых чувств
Особую группу чувств составляют
высшие чувства. Моральным (нравственным)
чувством называется эмоциональное отношение
личности к поведению людей и своему собственному.
Моральные чувства возникают и развиваются
в процессе совместной деятельности людей
и испытывают влияние нравственных норм,
фактически господствующих в данном обществе.
Они возникают под влиянием поведения
и поступков других людей и своих собственных.
К моральным чувствам относятся чувства
симпатии и антипатии, привязанности и
отчужденности, уважения и презрения,
признательности и неблагодарности,
любви и ненависти.
http://kuimovann.files.wordpress.com/2013/11/d0b2d18bd181d188d0b8d0b5-d187d183d0b2d181d182d0b2d0b0.doc
Чувственный тон (или эмоциональный
тон ощущений) – простейшая форма эмоций,
врожденные гедонические (от греч. hedone
– наслаждение) переживания, своеобразный
фон протекания психики.
http://www.allbest.ru/
сылка: http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65635b3bd78b5d53a89521316d26_0.html
Особенности формирования воли
и развития положительных эмоций в дошкольном
возрасте
Дошкольный возраст, как писал
А.Н. Леонтьев,- это «период первоначального
фактического склада личности». Именно
в это время происходит становление основных
личностных механизмов и образований.
Развиваются тесно связанные друг с другом
эмоциональная и мотивационная сферы,
формируется самосознание.
Для дошкольного детства характерна
в целом спокойная эмоциональность, отсутствие
сильных аффективных вспышек и конфликтов
по незначительным поводам. Это новый
относительно стабильный эмоциональный
фон определяет динамика представлений
ребенка. Динамика образных представлений
— более свободная и мягкая по сравнению
с аффективно окрашенными процессами
восприятия в раннем детстве. Но из этого
совсем не следует снижение насыщенности,
интенсивности эмоциональной жизни ребенка.
Действия ребенка строятся
на основе представлений о предмете, о
желательном результате, о возможности
его достичь в ближайшем будущем. Эмоции,
связанные с представлением, позволяют
предвосхищать результаты действий ребенка.
Еще до того как дошкольник начнет действовать,
у него появляется эмоциональный образ,
отражающий и будущий результат, и его
оценку со стороны взрослых. Ребенок уже
заранее знает, хорошо или дурно он собирается
поступить. Если он предвидит результат,
не отвечающий принятым нормам воспитания,
у него возникает тревожность - эмоциональное
состояние, способное затормозить нежелательные
для окружающих действия. Предвосхищение
полезного результата действий и вызванной
им высокой оценки со стороны близких
взрослых связано с положительными эмоциями,
дополнительно стимулирующими поведение.
В дошкольном возрасте ребенок
включается в новые системы отношений,
новые виды деятельности. Появляются и
новые мотивы, связанные с формирующейся
самооценкой, самолюбием, мотивы достижения
успеха, соревнования, соперничества;
мотивы, связанные с усваивающимися моральными
нормами, и некоторые другие
В этот период начинает складываться
индивидуальная мотивационная система
ребенка. Мотивы приобретают относительную
устойчивость. Среди них выделяются доминирующие
мотивы – преобладающие в формирующейся
мотивационной иерархии. Это ведет к появлению
волевых усилий для достижения поставленной
цели.
Кризис семи лет – это период
рождения социального «Я» ребенка (Л.И.
Божович). Он связан с появлением нового
системного новообразования – «внутренней
позиции», которая выражает новый уровень
самосознания и рефлексии ребенка. Происходит
кризис личности «Я» (соподчинение мотивов).
Все, что имеет отношение к учебной деятельности,
оказывается ценным, то, что связано с
игрой, - менее важным.
Происходит смена основных
переживаний: открывается сам факт переживаний,
возникает осмысленная ориентировка в
собственных переживаниях, переживания
приобретают смысл.
Таким образом, кризис семи
лет представляет собой внутренние эмоционально
– волевые изменения ребенка.
http://xreferat.ru/77/241-1-osobennosti-razvitiya-emocional-no-volevoiy-sfery-podrostka.html
“Воля в собственном смысле
возникает тогда, когда человек оказывается
способным к рефлексии своих влечений,
может так или иначе отнестись к ним. Для
этого индивид должен уметь подняться
над своими влечениями и, отвлекаясь от
них, осознать самого себя… как субъекта…
который … возвышаясь над ними, в состоянии
произвести выбор между ними. ”.
С.Л. Рубинштейн. Понятие о воле
Воля - сознательное регулирование
человеком своего поведения (деятельности
и общения), связанное с преодолением внутренних
и внешних препятствий. Это - способность
человека, которая проявляется в самодетерминации
и саморегуляции им своего поведения и
психических явлений.
Волевой акт - сложный, многоступенчатый
процесс, включающий потребность (желание),
определяющую мотивацию поведения, осознание
потребности, борьбу мотивов, выбор способа
реализации, запуск реализации, контроль
реализации.
Желание, хотение, воля суть
состояния сознания, хорошо знакомые всякому,
но не поддающиеся какому-либо определению.
Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные
вещи, которых в данную минуту мы не испытываем,
не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь
у нас связано осознание того, что предмет
наших желаний недостижим, то мы просто
желаем; если же мы уверены, что цель наших
желаний достижима, то мы хотим, чтобы
она осуществилась, и она осуществляется
или немедленно, или после того, как мы
совершим некоторые предварительные действия.
http://xreferat.ru/77/241-1-osobennosti-razvitiya-emocional-no-volevoiy-sfery-podrostka.html
Описание диагностического
материала по изучению эмоций и воли в
дошкольном возрасте
Развитие воли происходит во
всех видах деятельности, где ребенок
должен сдерживать свой побуждения и достигать
поставленной цели. Так, при освоении физкультурных
и танцевальных движений надо строго следовать
образцу или примеру, данному взрослым,
подавляя ненужные движения. Наглядные
примеры помогают малышу действовать
в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Произвольность развивается и тогда, когда
дети получают задание придумать и показать
новое движение.
Большую помощь дошкольникам
в умении управлять собой оказывают дидактические
и подвижные игры. Правила становятся
точкой опоры, которая помогает ребенку
осознавать, контролировать и оценивать
свои действия. Дидактические игры чаще
протекают как совместные. Поэтому в них
малыш имеет возможность сравнивать себя
со сверстниками, смотреть на себя их глазами,
что значительно облегчает управление
собой, делает его осмысленным. В играх
дети преодолевают сиюминутные желания
и даже некоторые внутренние трудности.
Например, несмотря на страх быть пойманным,
малыш не убегает до того, как прозвучит
сигнал, позволяющий бежать. Особенно
важны такие игры в развитии воли и произвольности
у младших и средних дошкольников, но они
не теряют своего значения и в более старшем
возрасте.
Речевое общение выступает
средством развития воли, произвольности
в том случае, если оно включено в деятельность
детей, отвечает их интересам и не совпадает
с сиюминутными действиями.
Речь выполняет в формировании
волн и произвольности следующие функции.
Помогает ребенку осознать собственные
действия.
Информация о работе Изучение эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста