Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 15:25, реферат
В любом классе разные дети, с разными способностями, склонностями и предпочтениями. Как заинтересовать детей таким непростым школьным предметом, как биология или химия? Как помочь увидеть их изящество и красоту? Трудности, с которыми сталкивается учитель биологии в условиях работы с детьми, носят различный характер: для успешной работы в классе не хватает методической и дополнительной литературы; отмечается нехватка учебного времени, низкая мотивация изучения химии; недостаточно развитое логическое и абстрактное мышление; необходимость постоянного поддержания интереса школьников к изучению предмета. И как одна из существенных трудностей в работе с детьми — это преодоление у школьников отношения к биологии и химии как к ненужному для будущей профессиональной деятельности и потому второстепенному предмету.
У подростков, как и у младших школьников, еще слабо развито понимание необходимости учебы для будущей профессиональной деятельности, для объяснения происходящего вокруг. Важность обучения «вообще» они понимают, но другие побудительные факторы, действующие в противоположном направлении, все-таки часто побеждают это понимание. Требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок. Неслучайно выявлены две тенденции, характеризующие мотивацию учения в средних классах школы. С одной стороны подростки мечтают о том, чтобы пропустить школу, хотят гулять, играть, заявляют, что школа им надоела, что учение для них — тяжелая и неприятная обязанность, от которой они не прочь освободиться. С другой стороны те же ученики, будучи поставленными в ходе экспериментальной беседы перед возможностью не ходить в школу и не учиться, сопротивляются такой перспективе, отказываются от нее. Бросить школу, перестать быть учеником, значит, для них потерять свое общественное лицо. Но это значит и другое — потерять товарищей, общение с ними, потерять смысл своего существования как члена общества. Но возможно и другое — борются два мотивационных образования: мотивационная установка, связанная с перспективой получения образования, и мотив, отражающий состояние обучающихся, их усталость от однообразия и постоянной необходимости делать уроки.
Главным мотивом деятельности подростков в школе является стремление найти свое место среди товарищей. Неумение найти свое место среди одноклассников вызывает характерное для подростков стремление во что бы то ни стало добиться хороших отметок, даже в том случае, если имеющиеся знания не соответствуют им. Фетишизация отметки свидетельствует о том большом значении, какое приобретает для подростка положение хорошего ученика: оно определяет его социальный статус в классе. Ни до этого возраста, ни после отметка такой мотивационной роли не играла: у младших школьников она является показателем признания учителем их стараний, а у старших школьников — показателем знаний. Как отмечает М.В.Матюхина высокоуспевающие школьники осознают свое отношение к учению, в их мотивации большое место занимают познавательные интересы. Они имеют высокий уровень притязаний и тенденцию к его повышению. Слабоуспевающие школьники хуже осознают свою мотивацию учения. Их привлекает содержание учебной деятельности, но познавательная потребность выражена слабее; у них выражен мотив «избегания неприятностей» и уровень притязаний невысок. Поведение подростков в школе строится с учетом мнения одноклассников, которое теперь имеет большое значение, чем мнение учителей и родителей. Характерной особенностью подростков является стремление всячески избегать критики сверстников и наличие страха быть ими отвергнутыми. Особенность мотивации подростков является наличие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых и обладающих большой «генетической устойчивостью, передающихся из года в год от старших подростков к младшим и почти не поддающихся педагогическому воздействию). К таким установкам относится, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке, и с другой стороны поощрительное отношение к тем, кто списывает и пользуется подсказкой. У подростков становится ярко выраженной потребность в познании и оценке свойств своей личности, что создает повышенную их чувствительность к оценке окружающих. Отсюда их «ранимость», обидчивость, «беспричинные» и «немотивированные», с точки зрения взрослых, бурные реакции на слова и поступки окружающих, на те или иные жизненные обстоятельства.
Методы изучения учебной мотивации.
У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.
Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспеваемостью в обучении. Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.
Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой отметкой, что еще больше тормозит процесс усвоения знаний. Т.о., чувство постоянной неуспеваемости приводит ребенка к потере интереса к учебе.
Основные признаки неуспеваемости обучающихся:
- пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях;
- пробелы в навыках учебно — познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;
- недостаточный уровень
- ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не понимает текста.
Причины возникновения трудностей.
Причины возникновения трудностей у подростка, проявляющейся в форме отставания в учебе:
- слабое здоровье обучающихся;
- несформированность приемов
- недостатки познавательной
- недостаточное развитие мотивац
И выявление причин отставания у обучающихся — дело трудоемкое. Среди основных способов обнаружения отставаний обучающихся можно назвать:
- наблюдения за реакциями
- вопросы учителя пи его требования сформулировать то или иное положение;
- обучающие самостоятельные
Приемы деятельности учителя, которые помогут обучающимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:
- отмечать и поощрять малейшие
удачи ребенка в учебной
- подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у обучающихся с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;
- занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные задания;
- контроль используется как средство мотивации обучающихся;
- постоянно стимулировать и
мотивировать положительное
- создание ситуации успеха;
- стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности обучающегося.
Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции:
- связанные со школой в целом, пребыванием в ней;
- обусловленные отношениями с учителями, другими обучающимися;
- связанные с осознанием
- положительные эмоции от
- от самостоятельного добывания знаний, от овладения способов добывания знаний.
Мотив не может возникнуть сам по себе — необходим внешний толчок (стимул). К числу стимулов познавательного интереса могут быть отнесены:
- новизна информационного
- демонстрация незавершенности теоретических знаний. Обучающиеся при изучении того или иного предмета должны понять, что в школе изучаются лишь первоначальные основы наук. Многие школьные темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, решение других потребует дополнительных знаний.
Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.
Вывод
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности
в знаниях? Как она возникает?
Как она развивается? Какие
педагогические средства
можно использовать для
формирования у учащихся
Учителя знают, что школьника
нельзя успешно учить, если он
относится к учению и знаниям
равнодушно, без интереса, не осознавая
потребности в них. Поэтому перед
школой стоит задача по формиро
Мотивация…Мотив… Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивы являются условием успешности усвоения и степени осознанности всего процесса обучения. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны ему, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
На сегодняшний день
учебная деятельность для
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Часть I. Теоретические основы формирования положительной мотивации к обучению школьников.
1.1.Сущность понятия «
1.2.Уровни учебной мотивации.
Часть II. Основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.
Часть III. Особенности мотивации учебной деятельности подростка.
Вывод
Список использованной литературы
Информация о работе Изучение особенностей учебно-познавательной деятельности учащихся