Изучение особенностей учебно-познавательной деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 15:25, реферат

Описание работы

В любом классе разные дети, с разными способностями, склонностями и предпочтениями. Как заинтересовать детей таким непростым школьным предметом, как биология или химия? Как помочь увидеть их изящество и красоту? Трудности, с которыми сталкивается учитель биологии в условиях работы с детьми, носят различный характер: для успешной работы в классе не хватает методической и дополнительной литературы; отмечается нехватка учебного времени, низкая мотивация изучения химии; недостаточно развитое логическое и абстрактное мышление; необходимость постоянного поддержания интереса школьников к изучению предмета. И как одна из существенных трудностей в работе с детьми — это преодоление у школьников отношения к биологии и химии как к ненужному для будущей профессиональной деятельности и потому второстепенному предмету.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

У подростков, как и у младших школьников, еще слабо развито понимание необходимости учебы для будущей профессиональной деятельности, для объяснения происходящего вокруг. Важность обучения «вообще»  они понимают, но другие побудительные факторы, действующие в противоположном направлении, все-таки часто побеждают это понимание. Требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок. Неслучайно выявлены две тенденции, характеризующие мотивацию учения в средних классах школы. С одной стороны подростки мечтают о том, чтобы пропустить школу, хотят гулять, играть, заявляют, что школа им надоела, что учение для них — тяжелая и неприятная обязанность, от которой они не прочь освободиться. С другой стороны те же ученики, будучи поставленными в ходе экспериментальной беседы перед возможностью не ходить в школу и не учиться, сопротивляются такой перспективе, отказываются от нее. Бросить школу, перестать быть учеником, значит, для них потерять свое общественное лицо. Но это значит и другое — потерять товарищей, общение с ними, потерять смысл своего существования как члена общества. Но возможно и другое — борются два мотивационных образования: мотивационная установка, связанная с перспективой получения образования, и мотив, отражающий состояние обучающихся, их усталость от однообразия и постоянной необходимости делать уроки.

Главным мотивом деятельности подростков в школе является стремление найти свое место среди товарищей. Неумение найти свое место среди одноклассников вызывает характерное для подростков стремление во что бы то ни стало добиться хороших отметок, даже в том случае, если имеющиеся знания не соответствуют им. Фетишизация отметки свидетельствует о том большом значении, какое приобретает для подростка положение хорошего ученика: оно определяет его социальный статус в классе. Ни до этого возраста, ни после отметка такой мотивационной роли не играла: у младших школьников она является показателем признания учителем их стараний, а у старших школьников — показателем знаний. Как отмечает М.В.Матюхина высокоуспевающие школьники осознают свое отношение к учению, в их мотивации большое место занимают познавательные интересы. Они имеют высокий уровень притязаний и тенденцию к его повышению. Слабоуспевающие школьники хуже осознают свою мотивацию учения. Их привлекает содержание учебной деятельности, но познавательная потребность выражена слабее; у них выражен мотив «избегания неприятностей» и уровень притязаний невысок. Поведение подростков в школе строится с учетом мнения одноклассников, которое теперь имеет большое значение, чем мнение учителей и родителей. Характерной особенностью подростков является стремление всячески избегать критики сверстников и наличие страха быть ими отвергнутыми. Особенность мотивации подростков является наличие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых и обладающих большой «генетической устойчивостью, передающихся из года в год от старших подростков к младшим и почти не поддающихся педагогическому воздействию). К таким установкам относится, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке, и с другой стороны поощрительное отношение к тем, кто списывает и пользуется подсказкой. У подростков становится ярко выраженной потребность в познании и оценке свойств своей личности, что создает повышенную их чувствительность к оценке окружающих. Отсюда их «ранимость», обидчивость, «беспричинные» и «немотивированные», с точки зрения взрослых, бурные реакции на слова и поступки окружающих, на те или иные жизненные обстоятельства.

Методы изучения учебной мотивации.

У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспеваемостью в обучении. Дети, которые обучаются  в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.

Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой отметкой, что еще больше тормозит процесс усвоения знаний. Т.о., чувство постоянной неуспеваемости приводит ребенка к потере интереса к учебе.

Основные признаки неуспеваемости обучающихся:

- пробелы в фактических знаниях  и специальных для данного  предмета умениях;

- пробелы в навыках учебно — познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;

- недостаточный уровень развития  и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;

- ученик не может воспроизвести  определения понятий, формул, доказательств, не понимает текста.

Причины возникновения трудностей.

Причины возникновения трудностей у  подростка, проявляющейся в форме отставания в учебе:

- слабое здоровье обучающихся;

- несформированность приемов учебной  деятельности;

- недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания);

- недостаточное развитие мотивационной сферы.

И выявление причин отставания у обучающихся — дело трудоемкое. Среди основных   способов обнаружения отставаний обучающихся можно назвать:

- наблюдения за реакциями обучающихся  на трудности в работе, на успехи  и неудачи;

- вопросы учителя пи его требования сформулировать то или иное положение;

- обучающие самостоятельные работы  в классе (учитель наблюдает за  работой обучающихся, выслушивает  и отвечает на их вопросы, иногда  помогает).

Приемы деятельности учителя, которые помогут обучающимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:

- отмечать и поощрять малейшие  удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к  лучшему;

- подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы  они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у обучающихся с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;

- занимательность изложения, эмоциональность  речи учителя, познавательные задания;

- контроль используется как  средство мотивации обучающихся;

- постоянно стимулировать и  мотивировать положительное отношение  к учению через обеспечение  психического и физического здоровья  на уроке, соблюдение гигиены  труда;

- создание ситуации успеха;

- стимулировать мотивацию через  удовлетворение потребности обучающегося.

Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции:

- связанные со школой в целом, пребыванием в ней;

- обусловленные отношениями с  учителями, другими обучающимися;

- связанные с осознанием учеником  своих больших возможностей и способностей;

- положительные эмоции от полученных  знаний (любознательность, любопытство);

- от самостоятельного добывания  знаний, от овладения способов  добывания знаний.

Мотив не может возникнуть сам по себе — необходим внешний толчок (стимул). К числу стимулов познавательного интереса могут быть отнесены:

- новизна информационного материала  — стимулирующий фактор внешней  среды, который возбуждает состояние  удивления, озадаченности;

- демонстрация незавершенности  теоретических знаний. Обучающиеся при изучении того или иного предмета должны понять, что в школе изучаются лишь первоначальные основы наук. Многие школьные темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, решение других потребует дополнительных знаний.

Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.

 

 

 

 

 

 

Вывод

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог  бы  прекрасно  заниматься, а  желания  нет». В  этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности  в знаниях, нет интереса к учению.

   В чем сущность потребности  в  знаниях?  Как  она  возникает?  Как  она развивается?  Какие   педагогические   средства   можно   использовать   для  формирования у учащихся положительной  мотивации к получению знаний?  Эти  вопросы  волнуют многих педагогов и родителей.

   Учителя знают, что школьника  нельзя успешно учить, если он  относится к учению и знаниям  равнодушно, без интереса, не  осознавая  потребности  в них. Поэтому перед  школой стоит задача по формированию и развитию у  ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Множество педагогов на сегодняшний день занимаются решением этой проблемы.

  Мотивация…Мотив… Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивы являются условием успешности усвоения и степени осознанности всего процесса обучения. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые  ставятся  перед  ним  в  ходе  учебной  деятельности, были не только понятны ему, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость  для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. 

     На сегодняшний день  учебная деятельность для большинства  школьников имеет вынужденный характер: нужно учиться, чтобы не быть безграмотным, сдать экзамены, поступить в институт, получить хороший аттестат, приобрести профессию и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2004.- 509с.: ил. – (серия «Мастера психологии»).
  2. Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования// Народное образование - 2001 - №8, стр. 77-89.
  3. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников.- М., 1983.
  4. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002 – 148с.
  5. ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Часть I. Теоретические основы формирования положительной мотивации к обучению школьников.

1.1.Сущность понятия «Мотивация».

1.2.Уровни учебной мотивации.

Часть II. Основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.

Часть III. Особенности мотивации учебной деятельности подростка.

Вывод

Список использованной литературы

 

  

 


Информация о работе Изучение особенностей учебно-познавательной деятельности учащихся