Эдуард Сеген

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:23, доклад

Описание работы

Эдуард Сеген (Seguin) (1812-1880) - французский врач и педагог, один из основоположников олигофренопедагогики. С 1839 руководил детским отделением при доме призрения душевнобольных в Бисетре (под Парижем). В 1841 организовал частную школу-пансион для детей с умственной отсталостью. С 1848 года он жил в США, создал первые в этой стране учреждения для лиц, страдающих слабоумием. Автор медико-педагогической системы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью в тяжелой степени.
Методика Сегена используется для тренировки и исследования наглядно-действенного мышления детей. Методика позволяет выявить способность ребенка к осмыслению новых способов действия, а также его обучаемость этим способам действий. Ценность данной методики состоит в том, что она не предусматривает речевой инструкции и словесного оформления выполняемых ребенком действий. Поэтому она пригодна для занятий с детьми, которые с трудом понимают обращенную к ним речь или вообще пока не имеют сформированной речи.

Файлы: 1 файл

Эдуард Сеген.docx

— 123.49 Кб (Скачать файл)

Эдуард Сеген

 

Эдуард Сеген (Seguin) (1812-1880) - французский врач и педагог, один из основоположников олигофренопедагогики. С 1839 руководил детским отделением при доме призрения душевнобольных в Бисетре (под Парижем). В 1841 организовал частную школу-пансион для детей с умственной отсталостью. С 1848 года он жил в США, создал первые в этой стране учреждения для лиц, страдающих слабоумием. Автор медико-педагогической системы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью в тяжелой степени.

Методика Сегена используется для тренировки и исследования наглядно-действенного мышления детей. Методика позволяет выявить способность ребенка к осмыслению новых способов действия, а также его обучаемость этим способам действий. Ценность данной методики состоит в том, что она не предусматривает речевой инструкции и словесного оформления выполняемых ребенком действий. Поэтому она пригодна для занятий с детьми, которые с трудом понимают обращенную к ним речь или вообще пока не имеют сформированной речи.

Методика проведения занятий  очень проста: мама показывает ребенку  доску с уложенными вкладками, затем  высыпает их и жестами предлагает вложить на место. Последовательность совершенствования процесса мышления ребенка можно продемонстрировать на следующих заданиях, когда нужно  подобрать формочку к отверстию.

 

1 уровень. Использование  "метода силы" - фигурка не  входит в отверстие, ребенок  изо всех сил давит на нее.  Предложите ему попробовать соседнее  отверстие, обрадуйтесь вместе  с ним, если фигурка попадет  в окошечко.

 

2 уровень. "Метод удачной  дырки" - малыш запомнил, к какому  отверстию подошла фигурка. Теперь  он старается опускать фигурки  только в нее. Это очень важный  вывод, из которого следует,  что отверстия разные. Помогите  малышу понять, что значение имеет  и фигурка. Чередуйте две фигурки,  пока малыш не поймет, что для  каждой из них есть свое  отверстие. 

 

3 уровень. "Метод проб  и ошибок" - ребенок берет фигурку  и последовательно пробует протолкнуть  ее в отверстия, пока его  попытки не достигнут цели. Поощряйте  его пробы, говоря: "Попробуй  опустить сюда! Не получилось? Теперь  попробуй это окошечко".

 

4 уровень. На этом этапе  дети проделывают действия не  только с реальными предметами, но и с их образами. Эти мыслительные  операции позволяют решать практические  задачи, уже не прибегая к методу  проб и ошибок. Ребенок смотрит  на фигурку, на отверстие и  мысленно соотносит их, потом  сразу выполняет задание. Этот  этап является первым шагом  в переходе от конкретно-чувственного (наглядно-действенного) к образному мышлению. Это длительный процесс, и в случае затруднений, дети снова прибегают к помощи проб. Для них необходим элемент поиска, без которого им пока никак не обойтись.

 

Интересно, что и у взрослых людей, обладающих хорошо развитым формально-логическим мышлением, бывают ситуации, когда они  поступают аналогичным образом, т.е. используют для решения задач  метод проб и ошибок. Это значит, что с возникновением более высокой  формы мышления простые не исчезают, но отходят на задний план, оставаясь  фундаментом высокоорганизованной мыслительной деятельности. Все это  говорит о значимости наглядно действенного периода для развития ребенка. Вернемся к нашему примеру. Можно сразу  обучить ребенка выполнять задание, зрительно соотнося фигурку и  отверстие. Он гораздо быстрее научится выполнять задание, но не научится думать!

 

 

Эдуард Сеген о слабоумии.

 

 

…Никто лучше меня не понимает пустоты воспитания для   воспитания,  науки  без плодов, жизни без результатов"    Э. Сеген

 

Эдуард Сеген (1812-1880) врач, педагог и психолог, основоположник специальной педагогики.

Эдуард Сеген  считал, что недостатки ума идиота обусловлены нарушением волевой сферы.

«Сегена не удовлетворяют предшествующие классификации идиотии, в частности деление идиотии на врожденную и приобретенную. Не удовлетворяет его и классификация Эскироля по состоянию речи и глубине отсталости. Сеген выдвигает свою классификацию идиотии. В частности он отграничивает идиотов от «отсталых».

Идиотию Сеген считает остановкой в физиологическом и психическом развитии ребенка, отсталый же не имеет этой остановки в развитии.

Идиотов Сеген характеризует в этом случае в сравнении с отсталыми как субъектов, умственному развитию которых мешает, с одной стороны, несовершенство самих органов и недостаточность нервной системы вследствие органических нарушений, ас другой – управления органами чувств со стороны воли.

Наряду с идиотами и отсталыми Сеген выделяет группу имбецилов. Этим термином он обозначает субъектов, которые приобретают умственные расстройства с 8-15 лет под влиянием онанизма, умственного утомления, травм.

Кроме того, Сеген подразделяет идиотию на глубокую и поверхностную.»

Сеген своими определениями внес путаницу в классификацию слабоумия.

 

Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века/Х.С. Замский - М.:НПО "Образование", 1995

 

Сеген создал методики сенсорной и мышечной тренировки, обеспечивающие детям с задержкой психического развития возможность интенсивно упражняться в сенсорном различении и совершенствовании мышечного контроля.

 


Информация о работе Эдуард Сеген