Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:43, курсовая работа
Цель – формирование ответственного отношения к окружающей среде, поиск оптимальной технологии экологического воспитания младших школьников.
Задачи:
1. Раскрыть сущность экологического образования и воспитания;
2. Выявить особенности организации экологического воспитания младших школьников;
3. Охарактеризовать технологию организации экологического воспитания младших школьников.
Методы исследования:
анализ различных источников информации,
сравнение и классификация, наблюдение,
эксперимент, обобщение и другие.
Оборудование: для учащихся:
блокнот, лист-опросник, рулетка, часы,
таблицы с данными и др.; для руководителя
занятий: необходимая научная и методическая
литература.
Работа проводится в два этапа.
Первый этап предполагает
6 занятий.
Занятие 1. Постановка задач и целей.
На этом этапе необходимо
обсудить с учащимися цели и задачи исследования
и найти ответы (с помощью дополнительной
литературы) на вопросы: без чего не может
прожить человек? Какой бывает воздух?
Какими способами он загрязняется?
Проводится данное занятие
в классе или на пришкольной территории,
может сопровождаться тематической экскурсией.
Занятие 2. Изучение зеленой защитной
полосы пришкольного участка.
Для проведения этого исследования следует
произвести необходимые измрения на пришкольной
территории с помощью рулетки, занести
результаты в таблицу, сравнить с санитарно-гигиеническими
нормами и сделать вывод.
Ниже представлена примерная таблица соответствия измерений, полученных учащимися, санитарно-гигиеническим нормам.
Таблица№1
|
|
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
Занятие 3.Оценка загрязнения воздуха с помощью лишайников.
Как известно, лишайники являются одним из перспективных объектов биоиндикации.
Перед проведением
этого исследования необходимо прочитать
учащимся лекцию о видах лишайников, обратив
внимание на их основные группы: накипные,
листоватые, кустистые.
Накипные лишайники имеют
следующие признаки: слоевище порошкообразное
или в виде корочки, сросшейся с порой
дерева или поверхностью камня.
Листоватые – лишайники
с листообразным слоевищем, с четко выраженной
нижней коркой, растут в виде чешуек, отделяющихся
от поверхности субстрата.
Кустистые – лишайники
кустистой или прямой волосовидной формы,
растут в виде нитей или кустиков с широким
плоским основанием.
Для выполнения этого исследования
необходимо выбрать на пришкольном участке,
найти на них лишайники, определить степень
покрытия древесного ствола лишайником
и занести результаты в таблицу.
С помощью таблицы контроля
загрязнения воздуха по споровым растениям
определить степень загрязнения воздуха
около школы. Сделать вывод.
Занятие 4. Определение степени запыленности
воздуха.
Для проведения данного исследования
понадобятся карточки размером 10*15см.
Посередине следует вырезать отверстие
прямоугольной формы, оставив «рамочку»
шириной около 1,5см и наклеить внутрь скотч.
Липкая сторона скотча будет собирать
на себя твердые частицы (пыль), содержащиеся
в воздухе.
Разместить карточки можно
в следующем порядке: две - в классе, две
– в школьном коридоре, где учащиеся активно
проводят время на перемене, две – у входа
в школу, три – снаружи школы со стороны,
где проезжают больше всего машин, три
– с противоположной стороны и три – в
непосредственной близости от выбранной
крупной автотрассы.
Картинки должны висеть
не менее 7 дней. После этого их собирают
и исследуют. На основании визуального
осмотра и сравнения с карточками, размещенными
возле крупных автотрасс, делается вывод
о степени запыленности воздуха в школе
и на пришкольном участке.
Занятие 5. Биоиндикация
воздушного загрязнения по состоянию
хвои сосны.
Для определения степени
загрязнения воздуха в данном исследовании
понадобится ветка сосны. Необходимо определить
класс повреждения и класс усыхания хвои.
Результаты занести в таблицу
и определить степень загрязнения воздуха.
Занятие 6. Определение уровня антропогенного
загрязнения среды.
В непосредственной близости
от школы следует выбрать для исследования
участок автомобильной дороги. В течение
20 минут учащиеся подсчитывают количество
единиц автотранспорта, проходящих по
выбранному участку за этот период времени.
Данные заносятся в таблицу.
Подобную работу следует
провести и на участке оживленной автотрассы,
там, где были развешены карточки для сбора
пылевых проб.
При анализе данных следует
соотнести результаты, полученные возле
школы, и результаты, полученные при подсчете
единиц автотранспорта из крупной автомагистрали.
Сравнить полученные результаты с результатами
пылевых проб с этих участков. Сформулировать
вывод.
2-й этап заключается в окончательной
обработке результатов и выводов.
По результатам исследований
делается вывод о степени загрязненности
атмосферного воздуха в данном учебном
заведении и на прилежащей территории.
Предполагается обоснование возможных
причин полученных результатов и предложение
своих способов борьбы с загрязнением
атмосферного воздуха.
По результатам проведенного
исследования учащиеся могут сделать
доклады, проиллюстрировать их творческими
работами, могут разработать правила,
позволяющие сохранить воздух более чистым.
Таким образом, проектная
деятельность развивает у учащихся способность
наблюдать, сравнивать, делать выводы
и обобщения, оформлять результаты исследований
и т.д.
Все это способствует подведению
учащихся к умению самостоятельно добывать
знания, а это, как известно, является важным
качеством.
Список литературы
1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников // Начальная Школа. – 1999. - №1. - С. 19-22
2. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников / / - Русский язык– 1993. - №6.
3. Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям // Начальная Школа – 1998. - №10. - С. 9-11.
4. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // Начальная Школа – 1998. - № 6. - С. 63-64.
5. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры // Начальная Школа - 1998. - №6. - С. 13-14
6. Гордеева В. А. Путешествия мужика (экологическая сказка) // Начальная Школа – 1999. - №12. - С. 98-100.
7. Гюльвердиева Л. М., Утенова З. Ю. Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей // Начальная Школа – 1998. - №6. - С. 71-76.
8. Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы // Начальная Школа – 1998. - № 6. - С. 19-26.
9. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся // Начальная Школа – 2001. - №6. - С. 125-127.
10. Кваша А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками // Начальная Школа – 1998. - №6. - С. 84-92.
11 . Климцова Т. А. Экология в начальной школе // Начальная Школа – 2000. - №6. - С. 75-76 с.
12. Колесникова Г. И. Экологические экскурсии с младшими школьниками // Начальная Школа – 1998. - №6. - С. 50-52.
13. Мухамедьярова Р. Р. О работе экологической школы// Начальная Школа – 1999. - №3. - С. 32-34
14. Нинадрова Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного // Начальная Школа – 1998. - №6. - С. 105-106
15. Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями // Начальная Школа – 2000. - №6. - С. 26-28.
16. Симонова Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками // Начальная Школа – 1999. - №5. - С. 45-51.
17. Симонова Л. П. «Зеленый дом» // Начальная Школа – 1998. - №6. - С. 127-128
18. Тихонова А. Е., Деев В. М. Приобщите младших школьников к краеведческой работе с целью их экологического образования // Начальная Школа – 1998. - №6. - С. 77-81
19. Чижевский А. Е. Экология у нас дома // Начальная Школа – 2000. - №6. - С. 43-46.
20. Яншин А. Л., Яншина Ф. Т. Ноосфера // Начальная Школа – 1998. - №6. - С. 4-13.