Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:11, курсовая работа
Сейчас жизнь ставит перед педагогами и учителями задачу развития личности ребенка, ученика как непрерывный процесс. Проблема личностного развития ученика, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций.
Организуя внеклассную работу, учитель должен помнить, что, помимо обучения, должна способствовать отдыху учащихся от напряжённой работы в классе. Её следует проводить на воздухе, в близлежащем лесу, на лугу, в парке, на открытых делянках институтов, в ботаническом саду или зоопарке.
Экологическое воспитание немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Учащимся можно поручить какую – либо полезную работу, направленную на выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнений территории, состояние растительного покрова, следу человеческой деятельности и т. д. Предварительная беседа перед экскурсией поможет заинтересовать учащихся, раскроет необходимость личного участия в деле охраны природы. Перед началом экскурсии необходимо познакомить с элементарными правилами поведения в природе.
Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружке. Учащиеся проводят коллективные наблюдения за объектами природы, ставят опыты, собирают результаты. Задача учителя – организовать занятия учащихся таким образом, чтобы работа в кружке не дублировала классную работу. Работа учеников в кружке даёт возможность глубже изучить предмет, способствует развитию интереса к предметам естественного цикла. Работа в кружке является хорошим средством воспитания. Часто в результате этих занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес к учёбе. Кроме того, кружок способствует природоохранительному воспитанию. У учеников развивается чувство любви к природе, ответственности за сохранение её богатств. Они приучаются заботиться о живых организмах. В кружке сочетается индивидуальная работа каждого ребёнка с коллективной, объединённой общей целью. Число участников кружка не более 10 – 15 человек.
Экологический праздник – это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определённой дате (например, «Всемирный день охраны среды»).
Экологические игры – это форма экологического образования, основанная на развёртывании особой, (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включённости.
Выделяют следующие экологические игры:
Соревновательные экологические игры – тип экологической игры, основанной на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений, навыков.
Ролевые экологические игры - тип экологической игры, основанной на моделировании социального содержания экологической деятельности, соответствующих ролей, системы отношений и т. д. Ролевые игры инициируют условия воображаемой ситуации, а участники игры выполняют определённые роли. Эти игры как бы приближают участников к условиям реальной жизни.
Имитационные экологические игры - это тип экологических игр, основанный на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности. Имитационные экологические игры включают широкий диапазон от несложных игр до компьютерного моделирования.
Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных.
Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно-воспитательного процесса учебного заведения.
Наиболее популярными
Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании учащихся.
Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.