Экспрессивное словообразование в публицистической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 06:14, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования - анализ экспрессивных словообразовательных моделей в публицистической речи.
Поставленная цель курсового исследования предопределила решение следующих задач:
1. провести теоретический анализ литературы по теме исследования;
2. рассмотреть особенности экспрессивного словообразования в публицистической речи;
3. выявить словообразовательные средства, обладающие экспрессивностью в публицистической речи.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................
§1. Общая характеристика публицистического стиля............................
§ 2. Общая характеристика экспрессивного словообразования..............
§3.Экспрессивное словообразование в современной публицистической речи.........................................................................
Заключение...................................................................................................
Список использованных источников.........................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа Публ. ст. экспресс. в (1).doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

В русском языке исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются суффиксальные образования существительных, обозначающих лицо: девочка - девчурка - девчушка - девчонка - девчоночка - девонька - девулька - девка - деваха; старик - старичок - старикан - старикашка - старичишка. Русское словообразование позволяет нанизывать аффиксы субъективной оценки, так что «экспрессивное напряжение слова может выразиться в удвоении, утроении суффиксов»: Дочурочка, бабуленция, крохотулечка, духотища, срамотища.

Интересна в стилистическом плане и префиксация существительных. Ей обязаны своей выразительностью такие, например, слова, как раскрасавица, сверхчеловек, суперколосс, ультрамода, экстросовершенство. Однако префиксальный способ словообразования уступает суффиксальному и по количеству продуктивных моделей, и по богатству экспрессивных оттенков.

Для словообразования прилагательных также в высшей степени характерно выражение различных оценочных значений с помощью аффиксации. Разнообразны суффиксы субъективной оценки, имеющие положительную эмоциональную окраску: маленький, малюсенький, а также-отрицательную: вертлявый, высоченный, завалящий, холоднючий. Экспрессивны приставочные образования прилагательных, указывающие на степень проявления признака: всевластный, всесильный, предобрый, прескучный, развеселый, разудалый. Особой выразительностью обладают и словообразовательные модели прилагательных типа милый-милый, долгий-предолгий, которые указывают на сильное проявление признака.

Числительные, как правило, не образуют экспрессивных форм с помощью аффиксации. Исключение составляют лишь те, которые совмещают значение числительных и других частей речи. Так, слова тысяча, миллион, миллиард, сохраняющие грамматические признаки имен существительных, образуют формы субъективной оценки: тысчонка, миллиончик.

В составе неопределенно-количественных слов, совмещающих функции числительных и наречий, суффиксальные экспрессивные образования не редкость: немножко, немножечко, маленько, маленечко, многовато, маловато, столечко.

Среди местоимений можно указать такие, которые благодаря суффиксам получают экспрессивную окраску: всяческий, нашенский, ничегошеньки, никогошеньки, таковский. Все они снижены; причем некоторые выражают иронию, пренебрежение.

В стилистическом словообразовании наречий отражаются закономерности аффиксации тех частей речи, с которыми они соотносительны, и прежде всего существительных и прилагательных:рядком, вприкусочку, вприсядочку, давненько, недалечко, полегоньку, ранешеньку, а также числительных: помаленьку, нисколечко и местоимений: по-свойски, по-нашенски. Отдельные словообразовательные модели типичны только для наречий: опосля, впервой, вдругорядь.

Глагольное словообразование, для которого не характерны словообразовательные формы, уступает именному по силе экспрессии (ср. «странное» словечко у В. Хлебникова: Кому сказатеньки, как важно жила барынька?). Однако и среди глаголов можно выделить ряд интересных словообразовательных моделей с яркой стилистической окраской. Как правило, экспрессивны глаголы, образованные от местоимений: якать, тыкать, выкать; междометий: ахать, охать, мукать, тявкать, а также от существительных и качественных прилагательных, имеющих оценочное значение:базарить, горланить, глупить, грубиянить, ловчить, жульничать, лентяйничать, подличать.

Среди глагольных новообразований продуктивны сниженные глаголы на -ничать: активничать, дипломатничать, насмешничать, подхалимничать, принципиальничать и др. их дополнительные смысловые оттенки - неодобрение, порицание.

Другая продуктивная модель - глаголы на -ить, образованные от существительных: бюллетенить, температурить. Они также выделяются сниженной окраской. Разговорно-просторечный характер отличает глаголы типа тормознуть, спекульнуть.

Для глагольного словообразования весьма характерно снижение стиля путем прибавления постфикса -ся, который в этом случае не влияет на залоговое значение глагола: звониться, зеленеться, краснеться, маячиться, обещаться.

В арсенале словообразовательных средств глагола большое место занимает префиксация, которая нередко вносит изменения не только в семантику слов, но и значительно усиливает их экспрессивную окраску, превращая глаголы межстилевые в разговорные и даже просторечные: тратиться - поистратиться; франтить - прифрантиться - выфрантиться.

Среди многочисленных приставочных образований глаголов особое внимание стилиста привлекают те, которые имеют сильную экспрессию, хотя образованы сочетанием нейтральных основ с нейтральными аффиксами: добегаться, забегаться, отбегаться, уездиться, уходиться, обхохотаться, подзаработать, прихватить, попридержать и др. Именно приставки создают особую выразительность таких глаголов, указывая на высокую степень интенсивности действия или на разнообразные оттенки его проявления (исчерпанность, ограниченность и т.д.) и придавая словам сниженную, разговорную окраску.

Кроме знаменательных частей речи, стилистическую активность в процессе аффиксации проявляют междометия и частицы. Многие из них получают яркую экспрессию благодаря суффиксам: баюшки, баюнюшки, охохонюшки, агушки, агунюшки, аиньки (частица а), нетушки, спасибочко и др. К этим эмоционально окрашенным словам примыкают и изолированные формы изменяемых частей речи, трансформированные в результате экспрессивной суффиксации: спать - спатеньки; потягушки, потягушеньки, потягунюшки. Эти слова употребляются только в устной речи с экспрессией ласкательности, причем обычно при обращении к детям [16].

 

 

§3. Экспрессивное словообразование в современной публицистической речи

 

Изменения в языке современной публицистической речи связаны со сменой круга актуальной лексики (и ее производных). Смысловую доминанту в газетных текстах выражает лексика, представляющая широко известные реалии современности, как политические, так и экономические. Это актуальная нейтральная терминология, входящая в ядро современной лексики. Другая группа слов, также служащих маркерами определенного историко-временного периода, относится к оценочной лексике, которая участвует в формировании социальных стереотипов и идеологии.

Качественные изменения языка современной публицистической речи наиболее ярко отражаются в процессе номинации - одной из важнейших интенциональных текстовых категорий. Точно подобранное слово позволяет автору-журналисту реализовывать множество интенций[12], таких как убеждение, оценка, привлечение внимания, воздействие и др. Номинация в современной публицистической речи - это социальное явление, поскольку она участвует в формировании определенной идеологии, которая утверждается в социуме и является важнейшей частью языковой картины мира данного социума.

Ядро современной речи, помимо общеязыковых номинаций, содержит много индивидуально-авторских лексем, что делает публицистические тексты яркими и оригинальными. Лексические новации существенно пополняют словарь современной газеты, что свидетельствует о больших возможностях современной деривации. Появление лексических новаций непосредственно в языке газеты и, кроме того, «посредничество» газеты при переходе новых слов в общеупотребительную лексику может, в том числе, служить иллюстрацией особенностей словообразовательных процессов, происходящих в языке.

Собранный для исследования материал из качественной и массовой прессы (Газета «Аргументы и факты» за 2014 год) показывает, что в пространство словообразовательных процессов, в частности, процессов словопроизводства номинаций политической и экономической сферы, вовлекаются как продуктивные модели, так и непродуктивные, как чистые способы деривации, так и смешанные, таким образом, в СМИ используется обширный деривационный инструментарий. Значительную по объему часть новых лексем составляют имена существительные, имена прилагательные, глаголы, менее активно идет процесс появления наречий.

В языке современной публицистической речи среди актуальных словообразовательных моделей, включающих «чистые» и «смешанные» [15] способы деривации, встречаются: 1) модели с суффиксацией (путинщина, якутстерн, натовщина, нашизм, единоросец, ооновец, заподенцы), 2) модели с префиксацией (полупрезидент, псевдоэкономика, сверхбезработица, автопьяниц), 3) модели с субстантивацией (правые, левые), 4) аббревиатурные модели (ВЭБ (Внешний экономический банк), БНФ (Белорусский Народный фронт), едро (партия «Единая Россия»), СР (партия «Справедливая Россия»), ЕСМ (Евразийский союз молодежи), инвест (декларации), Госдеп; 5) приставочно-суффиксальные модели (размайданились, занавальновцы, демодернизация, промайданить), 6) усечение с суффиксацией от имен собственных (Путя, Жирик, Медведь, Мирон), 7) сложение с нулевой суффиксацией (справедливоросс, единоросс) и др.

Таким образом, языковая картина мира, с ее политической и экономической лексикой сегодняшнего дня, строится по уже имеющимся в языке словообразовательным моделям, которые увеличивают частеречное ядро не только узуальными, но и окказиональными образованиями.

Включение языкового/словообразовательного материала в творческий процесс сегодня выглядит гиперактивным. Нашедшие отражение в печатных СМИ словообразовательные процессы обладают конкретной функциональностью, реализуя такие намерения говорящего, как создание необходимой номинации, получение экспрессивного средства, форма которого обладает особой выразительностью, а также выполняет ряд прагматических задач: 1) упрощение синтаксического построения речи (яблочники - члены партии ЯБЛОКО, думцы - депутаты Госдумы и под.), 2) использование более краткой номинативной единицы, чем та, что уже имеется в языке (губер (вместо «губернатор»), едросы (вместо «единороссы») и под.). Эти особенности позволяют автору-журналисту реализовывать различные коммуникативные стратегии.

Сегодня речевая изобразительность текстов средств массовой информации оказывается способом выражения оценки, иронии, того или иного отношения к событиям и явлениям современности. Среди коммуникативных стратегий [6], реализующих словообразовательный потенциал СМИ, нами выделены как наиболее частотные: 1) игровая стратегия, 2) стратегия оценки, 3) стратегия разговорности.

Так, игровая стратегия успешно реализуется журналистами на уровне словообразования. Как мы уже выяснили, словообразование является ярким источником речевой экспрессии благодаря богатству и разнообразию аффиксов. Язык газеты использует словообразовательную игру по большей части в прагматическом аспекте, нежели в художественном, поскольку словообразовательная игра является эффективным средством привлечения внимания читателя и расширяет возможности рекламной и PR-функции текстов массовой информации, реализуемых в большей мере в заголовочном комплексе. В языке газеты наиболее распространенными способами, участвующими в реализации игровой стратегии, являются: 1) словосложение «Кремлюди»/ «Новая газета №131 от 19.11.2012»; «Иностранствующие инвестиции»/ «Коммерсант №37 от 01.03.2012»; «Конец путиномики»/ «Newsweek от 31.12.2012»; «Добробаллы на доброкарту»/ «Новая газета №132  от 26.11.2012»; «Мы идем по пути импортозамещения – будем выпускать продукты, которые в России не производятся…»/ «Ведомости от 04.10.2013»; «И у тех, и у других есть на руках разрешительные документы, но сторонников просят с площади уйти, а умнороссов вообще еще нет»/ «Новая газ. №156 от 18.07.2013», «Кроме того, полиция задержала лидера другороссов, писателя Эдуарда Лимонова»/ «Другой Петербург от 31.07.2013» и др., 2) обыгрывание имён собственных «Чуровщина года, или руки по локоть в чудесах»/ «Независимая газета от 11.07.2012»; «Это дает надежду, что наконец-то мы потихоньку начнем выходить из тупика, в который нас завела сердюковщина», - заявила член фракции «Справедливая Россия» Светлана Горячева»/ «Независимая газета от 23.05.2013»; «МИД Ромни и другие фигуры «теневого кабинета» республиканцев»/ «Новая газета №99 от 03.09.2012»; «Чуровщина триумфально шагает по стране»/ «KM.ru от 12.03.2013»; «Сердюковщина»/ газ. «Завтра от 25.04.2012»; «Нургалиева нет, а нургалиевщина – жива»/ «МК от 06.06.2013»; «Смешные вы – удальцовцы – немцовцы – каспаровцы!»/ «KM.ru  от 03.05.2012»; «Жириновцы, коммунисты и единороссы надоели народу»/ «KM.ru от 26.10.2011», «Уго – босс. Нами руководят персонажи с ментальностью советских пионеров»/ «Новая газета  от 05.07.2013» и др. 3) контаминация «Откатеринбург»/ «МК от 21.12.2012»; «Бирюлеволюция против Болотной»/ «Новая газета от 16.10.2013»; «Манежности жестких мужчин»/ «МК от 20.07.2013»; «За двадцать лет до Москвабада»/ «Новая газета от 23.10.2013» и др..

Для реализации игровой стратегии журналисты используют разные части речи, наиболее активными являются имена и глаголы: путинг; «яблочный» кандидат, КОИБский кризис; скудриться, обезмайданить, ухакамадиться и др.

В процессе изменения картины мира большую роль также играет оценочная семантика новых слов. В создаваемых номинациях «врожденность» оценочного смысла фиксирует изначальность выделения в психической сфере личности положительных или отрицательных эмоций-ощущений. Эти эмоции формируют отношение к новой картине мира, ориентируют на создание оценочных стереотипов, существующих в общественном сознании социума. По мнению Г.Я. Солганика, социальная оценочность составляет существенную и глубинную особенность публицистики [13]. Оценочность достигается, в том числе, и с помощью словообразования, что способствует созданию в обществе определенных настроений, утверждению новой духовной атмосферы, которая является необходимой для реализации и решения целого ряда общественно-политических задач в стране.

Стратегия оценки реализуется в различных номинациях, созданных по актуальным приставочным и суффиксальным словообразовательным моделям, типа нацик, едрист, жиринята, грызловщина; сурковская эра, антикоррупционный Грызлов, МММнутые жулики; недомитинговать, перепутинить и др.

Стратегия оценки также реализуется в использовании ярлыков в так называемой вторичной номинации, близкой к ономастической метафоре. Публицистический ярлык является негативной номинацией, содержащей в своем составе отрицательный эмоциональный заряд и оказывающей мощное воздействие на адресата: «...единоросс И. Костунов так прямо и заявил ничтоже сумняшеся : самый тупой депутат умнее любого недепутата» /«Независимая газета от 19.11.2012»; «Новая» уже рассказывала об этом человеке, анализируя активность «золотых кренделей» из фракции «Единой России» / «Новая газета №131 от 19.11.2012»; «Исход республиканской гонки решит «супервторник» / «Коммерсант №37 от 01.03.2012».

В связи с воздействующей направленностью дискурса массовой информации обращает на себя внимание экспрессивно-оценочный, разговорный характер неологизмов в СМИ. Стратегия разговорности реализует определенное речевое поведение автора-журналиста, связанное с переходом на неофициальный тон общения с читателем. Экспрессивные элементы при стратегии разговорности влияют на формирование содержания высказывания и тем самым подводят читателя к определенному мнению, позиции. Так, с помощью разговорности создается ощущение близости между адресантом и адресатом, а значит, повышается коммуникационный эффект от публицистического текста. Реализуется стратегия разговорности на различных языковых уровнях, в том числе и на словообразовательном уровне, с помощью актуальных словообразовательных моделей с «чистыми» и «смешанными» способами (префиксация, суффиксация, приставочно-суффиксальный способ и др.). Например, среди именного словообразования встречаются такие новации: «...в показаниях фигурирует около десятка фамилий...и каких-то решал, постоянно курсирующих между Лубянкой, министерствами и Госдумой»/ «Новая газета №91 от 15.08.2012»; «Пронаблюдавшиеся»/ «Коммерсант №138 от 30.07.2012»; «Пузыри аквалангиста Пу» / «Новая газета №72 от 06.10.2011»; «В Петербурге создается антинамывная коалиция» / «Новая газета №71 от 03.10.2011» и др.

Информация о работе Экспрессивное словообразование в публицистической речи