Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:33, доклад
Любая подлинная наука развивается под влиянием ряда факторов, среди которых можно выделить и методологию. В современной литературе под методологией понимают прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. В структуре методологического знания выделяют, как правило, 4 уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.
Г.А. Оганисян
2 курс, филологический факультет
науч. рук. доцент Айрапетова В.В.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА ПЕДАГОГИКИ
Любая подлинная наука развивается под влиянием ряда факторов, среди которых можно выделить и методологию. В современной литературе под методологией понимают прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. В структуре методологического знания выделяют, как правило, 4 уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. В.А. Сластенин, выделяя философский уровень методологии как высший, замечает, что в настоящее время сосуществуют различные направления, выступающие в качестве методологии педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм. И.Т. Сафронов добавляет еще идеализм и рационализм.
Философия экзистенциализма не имеет полной педагогической теории. Однако последователи этого течения, руководствуясь его ведущими положениями, создают довольно полную систему педагогических взглядов.
Основной категорией, на которой строится система экзистенциализма, является «существование» – экзистенция. Сущность не дана человеку раз и навсегда, она формируется в процессе жизни, под влиянием человека, если так можно выразиться, поэтому экзистенциализм – сфера субъективного.
Личность подвергается влиянию «толпы» – так экзистенциалисты называют общество. «Толпа» стирает, растворяет «я» личности, навязывает ему свои стандарты и ценности. А чтобы освободиться от «толпы», необходимо обрести собственное мнение и большой духовный потенциал. А это возможно в случае, если личность будет ощущать свой конец (смерть), то есть ощущение близкой смерти освободит личность, даст ей возможность делать выбор в жизни. Однако с этим положением я бы поспорила: не думаю, что в постоянном предчувствии смерти личность сможет свободно делать выбор: она скорее будет избегать этого выбора – вдруг он окажется последним…
Обрести свободу своей личности, как считают представители экзистенциализма, человеку помогает школа. Ее цель – научить ребенка творить себя как личность. Для того чтобы обрести свободу, человек должен столкнуться с такими ситуациями, которые могут возникнуть в жизни и в которых он сможет создать свои ценности, сделать самого себя, раскрыть себя в правильном направлении. «Человек есть не что иное, как то, каким он делает себя», – повторяют экзистенциалисты. И когда человек создает себя, он противопоставляет себя окружающему, объективному миру. И нужно отметить, что этот мир, согласно экзистенциализму, бессмыслен и неважен без каких-либо действий личности в направлении этого мира, а эти действия нельзя предугадать, они индивидуальны, поэтому то, что личность получает в итоге, все знания – субъективны.
Экзистенциалистическая педагогика на вышеизложенной философской основе отрицает необходимость овладения учащимися объективными систематизированными знаниями, представленными в учебной программе. Так как знание субъективно, то невозможно заставлять ребенка учить все по программе. Личность сама должна определить ценность этих знаний для себя. Философия экзистенциализма вообще отрицает руководство учителя какими-либо стандартами, методами, так как нужно быть свободным в выборе: будь это ценности, путь в жизни или способ обучения. Если этот выбор является свободным, а не стандартным требованием, то и личность, и учитель являются участниками педагогического процесса, свободно мыслящими, а не покорными наблюдателями, рабами этого процесса.
Главное для учителя – помнить, что все дети уникальны и им нужна свобода действия. Поэтому в общении с ними он должен опираться на свою интуицию, а не на законы педагогики. Учитель должен создавать такие условия, в которых ребенок сможет решить все проблемы, руководствуясь своим собственным, уникальным «я». Учитель должен предоставить ребенку свободу действий, свободу выбора, а ученик должен действовать, обучаться так, как он считает необходимым.
Но важно, чтобы учитель не останавливался на достигнутом, а постоянно совершенствовал способы общения с учащимися, чтобы каждая личность воспринималась как индивидуальность, признавалась ее свобода и исключительность, но чтобы понятия дружбы и товарищества не забывались.
С
целью осуществления всего
Такова основная система педагогического экзистенциализма. Она, естественно, отличается от систем других направлений, но, несмотря на это, можно говорить и о чертах, присущих практически всем философским школам. Среди них: вера в то, что каждый ребенок обучаем, образованность – положительное качество, важность процесса формирования характера, интерес к новому, важность нравственного образования, подготовка к жизни в обществе.
Библиографический список
Информация о работе Экзистенциализм как философская основа педагогики