Элементы методики использования компьютера в преподавании школьных дисциплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Использование новых информационных технологий на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:
- повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
- осуществляется дифференцированный подход;
- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
- за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намногобольший;
- облегчается процесс контроля и оценки знаний;
- развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

Содержание работы

Введение

1. Особенности использования информационных технологий в начальной школе.
2. Влияние информационных технологий на образовательный процесс.
3. Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

информационные технологии.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

по дисциплине «Информационные технологии в образовании»

 

 

 

«Элементы методики использования компьютера в преподавании школьных дисциплин»

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

  
1. Особенности использования информационных технологий  в начальной школе. 

 2. Влияние информационных технологий на образовательный процесс.

 

  3. Спектр  использования возможностей ИКТ  в образовательном процессе

Заключение

Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 
При переходе к информационному  обществу происходит изменение всех сторон общественной жизни. Эти изменения неизбежно затрагивают всю систему образования. Происходит внедрение компьютерной техники в процесс обучения. В настоящее время действует государственная программа компьютеризации школ, осуществляются поставки компьютерной техники и подключение школ к сети Интернет. Компьютер выступает не только как источник информации, но и как средство обучения и мощный инструмент, позволяющий активизировать процесс познавательной деятельности, способствующий развитию гибкости мышления и формированию умения ориентироваться и адаптироваться в современном мире. Воспитание данных качеств - это задача учителя неосуществимая без использования информационных технологий в преподавании учебных предметов и реализации воспитательных задач. Умение работать с информацией повышает конкурентоспособность учащегося первоначально в образовательной среде, а впоследствии и в сфере его профессиональной деятельности. Кроме этого вырабатывается способность к самосовершенствованию, самостоятельному поиску, и творчеству, меняются отношения «учитель - ученик», возникает атмосфера сотрудничества, партнерства, что также приводит к формированию личности способной не только к поиску и творчеству, но и плодотворному общению и толерантности в отношениях с людьми. 
 
Ребёнок, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. 
 
Учителя начальных классов пришли к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: 
 
- игровая деятельность; 
 
- создание положительных эмоциональных ситуаций; 
 
- работа в парах; 

 

- проблемное обучение. 

На  уроках используют дидактические  и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараются преподнести новый материал в необычной форме. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий. 
 
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? 
 
На помощь пришёл компьютер. Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света, и мои ученики превращаются в пытливых искателей знаний.  
 
1. Особенности использования информационных технологий в начальной школе. 
 
Приоритетной целью начального образования нашей школы является развитие функционально грамотной личности школьника, становление его как субъекта той деятельности, которой он занимается в школе (учиться – значит уметь «учить себя»). 
 
Ученик - равноправный участник обучения, он в равной с учителем мере отвечает за свои успехи, промахи и недостатки. Мы должны всячески способствовать развитию его активности и самостоятельности на всех этапах обучения, чтобы ученик мог принимать учебную задачу, участвовать в выборе средств её решения, осуществлять контроль и самоконтроль, применять в жизненных ситуациях. 
 
Таким образом, школа ставит перед собой важные стратегические цели: 
 
• Обеспечение максимально комфортных условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном и доступном образовании путём совершенствования и практической направленности образовательных программ, методик и технологий в аспекте личностно-ориентированного образования; 
 
• Формирование гармонически развитой, духовно богатой, творчески активной и социально адаптированной личности путём интенсификации у обучающихся познавательной деятельности и внутренней мотивации к учению. 

 

 

 

 

 

Для начальной школы  это означает смену приоритетов  в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. 
 
Использование новых информационных технологий на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем: 
 
- повышается интерес, мотивация учебной деятельности; 
 
- осуществляется дифференцированный подход; 
 
- каждый ученик становится субъектом процесса обучения; 
 
- за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного 
 
больший; 
 
- облегчается процесс контроля и оценки знаний; 
 
- развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, 
 
самоконтроль, взаимоконтроль). 
 
Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся: 
 
• в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным; 

• большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками  во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность — существенно снижается.

 

 

 

 

 

 

 

 Применение же полученных  знаний, умений и навыков в  игровой компьютерной среде приводит  к их актуализации и мотивации  их приобретения;

 

• высокая степень  эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс; 
 
• мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов. 
 
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. 
 
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта (английская пословица гласит: «Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил»). 
 
Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. 
 
Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов. 
 
Использование программ-презентаций помогает учащимся психологически

 

комфортно чувствовать  себя на уроках. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого материала. 
 
Программное обеспечение МS Роwег Роint представляет возможность к каждому слайду презентации добавлять звуковые файлы, что позволяет сочетать визуальное и аудиальное воздействие. 
 
Использование презентации позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране. Чередование видов деятельности, способов подачи информации (видеосюжеты, анимированные карты, схемы, мультипликация, музыка) позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Использование разнообразных средств обучения делает уроки более яркими, запоминающимися. 

 

 

    2. Влияние информационных технологий на образовательный процесс.

 

 

 Положительное влияния ИКТ на образовательный процесс, можно разделить на две группы: общеобразовательные и частные. 
 
К общеобразовательным можно отнести следующие положения: 
 
1. Информационные технологии призваны научить ученика применять свои знания на практике (проводить исследования на основе полученных знаний, использовать их для создания продукта и т.д.) 
 
2. Развитие личности ученика, которая органично впишется в современное общество. Основное противоречие системы образования — противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом, что заставляет педагогику отказаться от устоявшегося образовательного идеала всесторонне-развитой личности и сформулировать новый - максимальное развитие способностей человека к самореализации. 
 

 

 

 

Частные: 
 
1. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более

эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. 
 
2. Использование некоторых компьютерных программ позволяет 
 
облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде). 
 
3. Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности. 
 
4. Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. 
 
5. Информационные технологии представляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося. 
 
Хотя использование на уроках компьютеров имеет свои очевидные преимущества, однако в этом, к сожалению, имеются и недостатки: 
 
1. Обычно подготовка подобного урока - трудоемкий для педагога процесс, который занимает немало времени и требует наличия определенных знаний и навыков.  
 
2. Необходимость в технических средствах, которые не всегда доступны учителю - предметнику. 
 
Из всего сказанного выше вытекает следующий закономерный вопрос: Насколько часто следует использовать компьютер на уроках по различным предметам? 
 
Однозначный ответ на этот проблемный вопрос пока дать вряд ли возможно. Исходя из своего педагогического опыта, сейчас я бы ответила так: по возможности (сколько уроков с использованием ИКТ учителю по силам подготовить и организовать) и по необходимости (если педагог способен аргументировать ту позицию, что урок по определенной тематике в традиционной форме будет более эффективен, нет необходимости дополнительно нагружать технические средства). 

 

  3. Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе

 

Спектр использования  возможностей ИКТ в образовательном  процессе достаточно широк, рассмотрим некоторые из них: 
 
Табличный процессор МS Ехсеl представляет собой достаточно мощный инструмент, предназначенный для создания, обработки, анализа, совместного использования и отображения информации в виде электронных таблиц. 
 
Комплект разрабатываемых в МS Ехсеl материалов может включать в себя электронные таблицы, графики, проверочные тесты, кроссворды, таблицы «линии времени», диаграммы и др. Созданные учителем шаблоны для обработки экспериментальных данных можно использовать в процессе выполнения учащимися исследовательских проектов, практических индивидуальных заданий и т.д.  
 
Текстовый процессор МS Word получил широкое распространение в практической деятельности учителя любой специализации. С помощью МS Word можно разрабатывать проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и многое другое. Дидактические материалы, созданные в МS Word способствуют организации личностно-ориентированного обучения, когда для более способных учащихся разрабатываются и подготавливаются более сложные задания или углубленные тесты, которые могут включать в себя смежные темы. 
 
Дидактические материалы, созданные с помощью графического редактора Раint, способствуют развитию у учащихся эстетических качеств, фантазии, внимания, самостоятельного творчества. Выполняя задания на конструирование в Раint , развивается логическое мышление учащихся. 
 
   Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»  
 
Необходимо соблюдать нормы - работа с компьютером для учащихся начальной школы не более 15 минут в течение урока. 
 
По данным Института возрастной физиологии, за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями зрения и осанки, в 4 раза количество нарушений психического здоровья и т.п. Современный урок должен быть построен с учетом здоровьесберегающих технологий. 
   Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должны выполнять определенную образовательную функцию, помогать ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место, способ использования ИКТ. 
 
Какие же возможности ИКТ помогут учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала. 
 
Выделим основные: 
 
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.); 
 
- создание презентации на определенную тему по учебному материалу; 
 
- поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования; 
 
- мониторинг отслеживания результатов обучения и воспитания; 
 
- зрительные диктанты; 
 
-создание текстовых работ; 
 
-обобщение методического опыта в электронном виде. 
 
Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики. 
 

Информация о работе Элементы методики использования компьютера в преподавании школьных дисциплин