Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:32, курсовая работа
В педагогическом словаре И.А. Каирова дано следующее определение: занимательность в обучении – это использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к учению. Обеспечивается яркостью изложения учебного материала, привлечением интересных фактов, ситуаций, использованием хорошо организованного демонстрационного и иллюстративного материала, художественной литературы, музыкальных и изобразительных средств.
Введение 3
1. Кроссворд 5
1.1 История возникновения кроссворда 6
1.2 Классификация кроссвордов 7
1.3 Примеры кроссвордов 8
Классический кроссворд. 8
Натворд. 11
Филлворд. 11
Кроссворды полиглоты. 12
Алфавитные кроссворды. 12
Юмористические кроссворды. 12
Кроссворд с фрагментами. 12
Ребусный кроссворд. 12
Рассыпной кроссворд. 13
Слогокроссворд, двухбуквенный и символьный кроссворды. 13
Реверсивный кроссворд. 13
Дуаль. 13
Белый кроссворд. 13
Скользящий кроссворд. 13
Словарный кроссворд 14
Фигурные кроссворды 14
Объемные кроссворды 14
2. Создание кроссвордов с применением Paint, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint 15
2.1 Создание кроссворда в Microsoft Office Word 16
2.2 Создание кроссворда в Microsoft Office Excel 17
2.3 Создание кроссворда в Microsoft Office PowerPoint 18
3. Практическая часть 19
3.1 Кроссворд на тему: «Компьютерная сеть» 19
3.2 Кроссворд полиглот на тему: «Устройство компьютера» 22
4. Вывод 28
Список используемой литературы и электронных ресурсов 30
Сноски……………………………………………………………………………31
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Смоленский государственный университет»
Кафедра методики обучения математике, физике
и информатике
КУРСОВАЯ РАБОТА
ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Выполнила:
студентка 4 курса
физико-математического факультета
специальности
«Информатика и английский язык»
ЕРМАКОВА Александра Александровна
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент
ТИМОФЕЕВА Наталья Михайловна
Смоленск
2013
Оглавление
Введение
Одной из основных проблем современного информационного общества является отсутствие у учащихся интереса к учебному процессу. Решение данной проблемы состоит в правильном построении образовательного процесса, создании условий творческой деятельности и тем самым формирования познавательного интереса учеников.
Одним из способов вовлечения учащихся в активную учебную деятельность является использование элементов занимательности.
В педагогическом словаре И.А. Каирова дано следующее определение: занимательность в обучении – это использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к учению. Обеспечивается яркостью изложения учебного материала, привлечением интересных фактов, ситуаций, использованием хорошо организованного демонстрационного и иллюстративного материала, художественной литературы, музыкальных и изобразительных средств.
[1]
Благодаря использованию элементов занимательности, учащиеся могут быть активно вовлечены в учебный процесс. При грамотном использовании занимательность является сильным мотивирующим фактором в процессе учёбы. Занимательность учащихся позволяет им с большим интересом подходить к учебному процессу, который включает в себя изучение нового материала, либо повторении ранее изученного. Благодаря такому мотивирующему фактору происходит развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. При решении занимательных задач происходит формирование нестандартного мышления, способность более обширно мыслить.
Привлечение средств
занимательности
Игры, ребусы, головоломки, викторины, различные занимательные задачи, и являются теми самыми формами обучения, которые позволяют реализовать познавательность. Для повышения мотивации лучше использовать ребусы, для актуализации знаний - сканворды, викторины, занимательные задачи, для повторения и обобщения материала — игры, головоломки (кроссворды, сканворды, ребусы, криптограммы), викторины, логические мини-задачи; для контроля - кроссворды.
Особое значение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков. Решение кроссвордов на различные предложенные темы, является наиболее эффективным методом обучения в образовательном процессе для применения элементов занимательности.
Поэтому целью данной курсовой работы является изучение понятия «занимательность», а так же более углубленное изучение и разработка такого элемента занимательности, как кроссворд, его значение и применение на уроках информатики на различных этапах обучения в школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Кроссворд - самая распространенная в мире игра со словами. Это игра - задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
Кроссворд дает возможность не только проявить себя и научиться самостоятельно отыскивать ответы на поставленные вопросы, но и получить массу удовольствия. Если человек справляется с кроссвордом, он получает достаточно большой заряд оптимизма.
В процессе обучения решение
кроссвордов тренирует память и
расширяет кругозор, некоторые типы
кроссвордов способствуют развитию
сообразительности и
Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила оговорены. При индивидуальной работе с кроссвордом учащийся получает максимум самостоятельности. В любое время он может воспользоваться различной литературой и другими источниками. Работа самостоятельно над поставленными вопросами – путь освоения новых и применения ранее полученных знаний, умений и навыков. Самостоятельная работа выполняет не только образовательные функции, но и воспитывает в ученике трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах, развивает наблюдательность, самоконтроль. Кроме этого, для решения кроссворда необходимо иметь большой словарный запас, грамотно писать слова.
Еще один важный момент решения кроссворда состоит в том, что в любой момент можно вернуться к ранее не разгаданному слову и снова попытаться его отгадать. То есть в процессе решения кроссворда происходит повторная попытка поиска решения, что в традиционных формах обучения встречается редко.
При раскопках древнеримского поселения Коринум в 1868 году в Англии была найдена плита с изображенным на ней рисунком, очень похожим на кроссворд. Находка датировалась III-IV веками.
Нечто подобное было обнаружено и на колонне в знаменитых Помпеях при раскопках 1936 года. Это творение относилось к 79 году нашей эры и поражало тем, что кроссворд мог читаться одинаково слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх.
Кроссворд появился - по историческим меркам - совсем недавно, около века назад (для сравнения скажем, что шахматам и шашкам более полутора тысяч лет).
Версии его возникновения
на сегодняшний день очень противоречивы.
Три страны - Великобритания, Соединенные
Штаты Америки и Южно-
Эти головоломки были очень просты и предназначались в основном для детей. Задача состояла в следующем: заполнить буквами клеточки квадратов таким образом, чтобы одно и то же слово получалось и по горизонтали, и по вертикали.
Жители США утверждают, что первый в мире кроссворд был опубликован 21 декабря 1913 года в воскресном приложении "Fun" к газете "Нью-Йорк Уорлд" и придумал его журналист Артур Уинн, эмигрировавший в Америку из Англии. Издатель поручил Уинну составить к рождественским праздникам приложение к газете, которое вызвало бы интерес не просто отдельного читателя, но сразу целой семьи. И тут журналист вспомнил, как его дед задавал ему в детстве головоломки.
Это были так называемые
"магические квадраты", в которых
горизонтали и вертикали
Если появления первого в мире кроссворда проверить сложно, то первый в России кроссворд, как считалось до последнего времени, был напечатан в журнале "Огонек" (№ 18) от 12 мая 1929 года.
Недавно стали известны новые сведения о происхождении первого русского кроссворда. Журнал "Мир приключений" еще летом 1925 года ввел новый раздел "Переплетенные слова". Точно известно, что термин "крестословица" ввел русско-американский писатель В.В.Набоков. [8], [10]
Кроссворды можно разбить по разным признакам на такие группы:
1) по специфике используемых вопросов (стандартные, занимательные).
Если в кроссворде вопрос ставится в необычной форме, например, выполнен в виде рисунка, в форме занимательной задачи, загадки, это занимательный кроссворд, иначе стандартный;
2) для активизации деятельности (познавательные, мотивационные, актуализирующие, развивающие). Если в кроссворде через вопросы предполагается сформировать у обучаемых новые знания, то это кроссворд познавательного характера. Если вопросы призваны привлечь обучаемых к изучению нового материала или направлены на повышение интереса к предмету, то это мотивационный. Если же через них с опорой на изученный материал предполагается подготовить учащихся к восприятию нового материала, то это актуализирующий кроссворд;
3) для контроля знаний (кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки). Кроссворды для текущей проверки направлены на проверку базовых знаний обучаемых по текущему материалу. Кроссворды для тематической проверки направлены на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме. Кроссворды для общей проверки направлены на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год);
4) по предметной области (по математике, информатике, литературе, биологии и т.д.);
5) по содержанию (терминологические, на знание определений, на знание дат).
Пример 1:
По горизонтали: 1. Программа для работы с изображениями. 4. Один из видов информации. 5 .Совокупность четко определенных правил для решения задачи за определенное число шагов. 6 .Устройство для работы с информацией. 8. Основные составляющие клавиатуры. 12. Машина или человек выполняющие алгоритмы. 13. Есть разные линии прямые и…16. Алгоритм, состоящий из последовательности операций, выполняющихся только один раз в порядке следования. 17. Носитель, предназначенный для хранения небольших объемов информации.
По вертикали: 2. Устройство для считывания дисков. 3. Любые чертежи, рисунки называют …7. Компьютерное …, … в Европу. 9. Устройство, без которого не возможна работа с графическим редактором. 10. Устройство визуального отображения информации в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей и др. 11. Служит для увеличения и уменьшения рисунков. 14. Устройство для ввода информации в компьютер. 15.Инструмент в графическом редакторе, бывает прямоугольной и произвольной формы.
Пример 2:
1. Словно смелый капитан,
А на нем горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет.
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
На верху картинки всей
Размещается …
2. Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит,
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает картинки
Ловкий мастер –
Струйный …
3. Этот урок все обожают,
На этом уроке часто играют,
Не может уже без него математика,
Он называется …
4. А теперь, друзья, загадка:
Что такое: рукоятка,
Кнопки две, курок и хвостик? Ну, конечно, это
5. По клавишам прыг да скок – Береги ноготок!
Раз – два, и готово –
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура! Это вот …
6. Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть …
7. В ней записаны программы
Информация о работе Элементы занимательности на уроках информатики