Эмоциональное развитие педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
• Рассмотреть основные профессиональные и личностные качества педагога.
• Обозначить эмоциональную культуру педагога.
• Раскрыть проблему эмоциональной устойчивости педагога.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА………..……………………………………………………………………………………………...5
1.1 Профессия педагога…………………………………………………………………………………..5
1.2 Направленность личности педагога и тип педагогов ………………………………7
ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ……………………………………………………8
2.1 Формирование культуры педагогического общения………………………………8
2.2 Эмоциональная культура педагога…………………………………………………………17
ГЛАВА 3. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕДАГОГА……………………………20
3.1 Возможности развития в процессе профессиональной подготовки…….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.83 Кб (Скачать файл)

    Несмотря  на неоднозначность подходов к обсуждаемому понятию, общим во всех рассмотренных  определениях является то, что эмоциональная  устойчивость представлена как качество личности, благодаря которому человек  способен сохранять работоспособность  и успешно осуществлять деятельность в условиях эмоциогенных воздействий. Сопоставление и анализ различных точек зрения по поводу определения данного понятия позволяют сделать вывод о том, что эмоциональная устойчивость является интегративным качеством личности, которое характеризуется оптимальным сочетанием психофизиологических, эмоциональных, волевых, мотивационных и других психологических особенностей, в комплексе препятствующих возникновению эмоциональной напряженности, дезорганизующей деятельность. Соглашаясь с тем, что сохранению эмоциональной устойчивости в экстремальных условиях жизнедеятельности способствует интеграция многих  личностных составляющих, мы, вслед за В.Л.Марищуком, К.К.Платоновым, Е.А Плетницким, О.А.Черниковой  и др.,  полагаем, что главным показателем ЭУ является оптимальный уровень эмоционального напряжения, которое проявляется в активации различных функций и систем организма, обеспечивает сохранение продуктивности деятельности в условиях эмоциогенных воздействий без существенного их влияния на самочувствие, здоровье и работоспособность человека. Данное свойство личности противостоит эмоциональной напряженности, характеризующейся дезорганизацией психических функций, снижением продуктивности деятельности, сверхобычной величиной физиологических изменений.

    Анализ  психолого-педагогической литературы и опрос педагогов дошкольных учреждений в количестве 346 человек  позволил выделить факторы напряженности, детерминирующие проявление эмоциональной  неустойчивости в их профессиональной деятельности. К объективным (внешним) факторам относятся: социальный фактор (изменения в системе общественных ценностей, повышенные психоэмоциональные нагрузки современной жизни и др.); материально-бытовой фактор (материально-техническое обеспечение работы, низкая заработная плата и снижение жизненного уровня педагога и др.); фактор ответственности (повышенная ответственность за жизнь, благополучие, здоровье детей, их личностное развитие); фактор взаимодействия – неблагоприятная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: конфликтность в системах: «администрация – педагог», «коллега – коллега», «педагог – ребенок», «педагог – родители»; организационно-административный фактор (открытые занятия, непродуманное введение новшеств, нечеткая организация деятельности и др.). 

    Среди внутренних (субъективных) причин проявления эмоциональной неустойчивости  в педагогической деятельности выделяются следующие: особенности нервной системы (сила – слабость, уравновешенность – неуравновешенность, подвижность – инертность нервных процессов); эмоциональные особенности(сверхсильная эмоциональная чувствительность, чрезмерная эмоциональная возбудимость и др); морально-волевые особенности (соблюдение нравственных принципов профессии, способность к самоконтролю, выдержке, самообладанию и др.); мотивационные особенности (позитивные установки в отношении педагогической деятельности, интерес и любовь к детям, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию и др.); интеллектуальные качества (уровень общей эрудиции, интеллектуальная и поведенческая гибкость, чувство юмора).

    Результаты  анкетирования педагогов (ранжирование предложенных факторов) показали, что в качестве основных детерминант эмоциональной устойчивости ими отмечаются объективные факторы. На первые места они поставили материально-бытовые условия работы, повышенную ответственность за жизнь, благополучие и здоровье ребенка, низкую престижность профессии воспитателя. Субъективные факторы при ранжировании занимали средние и последние места в ранговом ряду, что свидетельствует о недооценке педагогами собственных личностных особенностей для проявления эмоциональной устойчивости. Среди них особое значение педагоги придают индивидуально-типологическим особенностям (не зависящем от них) − эмоциональной неуравновешенности и эмоциональной возбудимости. Ими также отмечается неумение управлять проявлениями эмоционального состояния и недостаточно выраженное стремление к развитию личностных качеств и умений. Характерно, что 12-е место в ранговом ряду педагоги отдали поведенческой гибкости (шаблонность, ригидность мышления и поведения), что свидетельствует о невнимательном их отношении к данным особенностям профессионального поведения, недооценке их влияния на проявление эмоциональной устойчивости в профессиональной деятельности.

    В процессе анализа детерминант эмоциональной  устойчивости обнаружено, что степень  эмоциогенности воздействующего объективно-напряженного фактора во многом зависит от субъективных особенностей личности педагога. Проявление эмоциональной устойчивости в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования определяется такими психологическими характеристиками его личности, как профессиональное самосознание (мотивация к педагогической деятельности, гуманистические мотивы личности, позитивность самовосприятия, стремление к самосовершенствованию), эмоциональная отзывчивость (способность понимать, искренне принимать переживания детей, проявлять к ним теплоту и участие),  волевая саморегуляция (умения саморегуляции эмоционального состояния, волевые качества личности), поведенческая гибкость (легкость  перестройки поведения, оперативное реагирование на изменение ситуации, умение адаптироваться к изменениям, которые могут произойти неожиданно).

    Из  вышесказанного следует, что для формирования эмоциональной устойчивости в профессиональной подготовке будущего педагога следует уделять особое внимание становлению и развитию выделенных личностных характеристик. Целенаправленное воздействие на рассмотренные психологические особенности личности будущих педагогов, позволит оказать значительное влияние на их эмоциональную устойчивость в сторону её повышения и совершенствования еще на стадии профессиональной подготовки. 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Описание  профессии:

         Педагог занимается воспитанием и образованием детей и подростков. В России педагоги работают с детьми дошкольного возраста в детских садах и яслях, с подростками — в школе. Все представители этой профессии имеют педагогическое образование. Основываясь на знании возрастной психологии и физического развития детей, педагоги подбирают методики для обучения, проводят занятия, следят за микроклиматом в детском и подростковом коллективах. Педагоги в школе — это учителя, которые в рамках педагогического образования изучали определенную специальность. В их профессиональные обязанности, помимо воспитания и общего развития, входит обучение школьников по дисциплинам. Нагрузка и норма знаний, обязательных для усвоения школьниками, определяется утвержденными министерством образования учебными программами.

         Профессиональные  навыки:

  • знание особенностей возрастного развития детей и  подростков
  • знание педагогических методов и приемов воздействия на группу
  • знание обучающих методик
  • разработка урока, программы занятий
  • умение составлять учебно-методический план на определенный период
  • умение оценить способности ребенка, помочь их развитию

          Профессиональная компетентность педагога, выступая условием становления и развития его педагогического мастерства, составляет содержание педагогической культуры.

         Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной сфере личности. Во многих исследованиях зарубежных и отечественных ученых обращается внимание на тот факт, что эмоциональную культуру, как и любую другую культуру, следует формировать и воспитывать.

         Каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение. Если педагог не работает со своими отрицательными эмоциями, то самочувствие его ухудшается, а, следовательно, снижается работоспособность, что ведет в свою очередь к синдрому «эмоционального выгорания».

         Для профилактики синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности педагога важное значение имеет систематическая работа с психологами по повышению уровня эмоциональной культуры педагога.

         Важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости учителя.

         Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. http://rudocs.exdat.com
  2. Электронная библиотека http://royallib.ru
  3. ПЕДСОВЕТ.ORG http://pedsovet.org
  4. Семёнова Е.М., г.Минск, Республика Беларусь. Российский государственный социальный университет (филиал в г. Минске), доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук.
  5. http://ru.wikipedia.org
  6. Столяренко Л.Д. - Основы психологии.
  7. Харламов И. Ф. – Педагогика
  8. Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д. – Общая и профессиональная педагогика М.: «Академия» 2009

Информация о работе Эмоциональное развитие педагога