Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:16, реферат
Метод исследования— это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений.
Спектр методов, используемых при выполнении педагогического исследования достаточно широк. Традиционно методы педагогического исследования делятся на две группы: теоретические и эмпирические.
Эмпирические и теоретические методы исследования.
Метод исследования— это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений.
Спектр методов, используемых при выполнении педагогического исследования достаточно широк. Традиционно методы педагогического исследования делятся на две группы: теоретические и эмпирические.
Теоретические методы (анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, моделирование и др.) связаны с мысленным проникновением в сущность изучаемого педагогического явления или процесса, построением моделей их идеальных состояний. Теоретические методы предполагают глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей, использование гипотез и др.
Методы эмпирического
Для решения конкретных задач применяется
множество исследовательских
Т.П.Сальникова обращает внимание, что выбор методов выполнения педагогического исследования обусловлен системой правил и норм и основывается на следующих принципах:
· совокупности (комплекса) методов исследования;
· их адекватности существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя;
· запрета экспериментов и использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных нанести вред испытуемым.
Выбранные адекватно задачам, методы
и способы поисковой
Эмпирические, теоретические методы педагогического исследования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Теоретические методы предполагают проникновение в сущность изучаемого процесса или явления и состоят в их объяснении, в построении идеального конструкта решения педагогической проблемы. А эмпирические методы позволяют описывать состояние решения педагогической проблемы в современной образовательной практике; обусловливают возможность практической проверки спроектированного теоретического конструкта решения педагогической проблемы.
Рассмотрим основные характеристики
и особенности методов
Теоретические методы педагогического исследования
Анализ — это мысленное выделение отдельных частей,
связей на основе расчленения целого.
Например, изучая своеобразие организации
педагогического процесса в классах развивающего
образования, можно для анализа вычленить
отдельно его цели, содержание, принципы,
методы, формы, средство, контроль. После
выполнения аналитической работы возникает
необходимость синтеза, объедин
В.И.Загвязинский обращает внимание,
что с анализом и синтезом теснейшим образом
связаны методы абстрагирования и конкретизации. Подабстрагирова
Метод моделирования служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов, ищет их новые сочетания, делает их мысленную перекомпоновку, т.е. моделирует требующееся состояние изучаемой системы. Создаются модели-гипотезы и на этой основе строятся рекомендации и выводы, проверяемые затем на практике. Таковы, в частности, и проектируемые модели новых типов образовательных заведений, например, школы с разноуровневым обучением; и проектируемые модели организации учебно-воспитательных процессов, например, учебно-воспитательный процесс в гимназическом историко-правовом профильном классе.
Эмпирические методы педагогического исследования
1). Наблюдение - один из самых распространенных методов педагогического исследования. Под наблюдением понимается целенаправленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех проявлений личности или деятельности, которые интересуют исследователя.
Наблюдение может быть
К числу преимуществ наблюдения как метода исследования можно отнести то, что оно позволяет фиксировать событие в момент его протекания и получить информацию о реальном поведении детей (при скрытом наблюдении). К недостаткам наблюдения можно отнести следующие:
- влияние субъективного фактора на интерпретацию результатов наблюдения (личностные особенности исследователя, его установки, предшествующий опыт, эмоциональное состояние),
- при использовании открытого
наблюдения на результат
- наблюдение требует
- не все явления можно изучить
с помощью этого метода
Обязательными условиями осуществления наблюдения являются наличие цели (что вы наблюдаете и для чего?), плана наблюдения и фиксирования его результатов в дневнике, таблицах, матрицах, в которых ведется учет. Например, вы ведете наблюдение за ребенком , которого не принимают в коллективе. Одной из возможных причин этого может быть повышенная тревожность ребенка, которая осложняет его жизнь и становится серьезным эмоциональным барьером в его общении со сверстниками. В данном случае цель наблюдения может быть следующая: определить уровень тревожности ребенка. В качестве плана наблюдения можно использовать признаки, в которых выражаются формы "тревожного" поведения:
· "играет героя" , особенно когда ему делают замечания;
· не может удержаться, чтобы не "играть роль" перед окружающими;
· склонен "прикидываться дурачком";
· слишком смел, рискует без надобности;
· заботиться о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством;
· навязывается другим, им легко управлять;
· любит быть в центре внимания;
· играет с детьми старше себя;
· хвастает перед детьми;
· паясничает (строит из себя шута)
· шумно ведет себя, когда педагога нет рядом;
· подражает хулиганским выходкам других.
· Фиксировать данные наблюдения можно в таблице:
Признаки поведения |
Частота проявления | ||
Часто |
Иногда |
Никогда | |
Играет «героя» |
+ |
||
Играет «роль» перед окружающими |
+ |
||
Склонен прикидываться «дурачком» и т.д. |
+ |
Затем частота проявлений суммируется и только после подведения итогов наблюдения можно делать вывод.
2). Опросные методы
Метод опроса становится все более
популярным в практике педагогических
исследований. Опрос может быть непосредственным (
Беседа - это метод получения информации на основе диалога исследователя и исследуемого. Главное условие успеха беседы - установление личностных контактов с ребенком, создание дружеской атмосферы, доверительности. Когда ребенок видит человека заинтересованного, который стремиться понять его и помочь, не критикует, не осуждает, не навязывает свою точку зрения, а может просто выслушать или дать дельный совет, тогда можно рассчитывать на искренность школьника. Беседа требует особой гибкости и чуткости, знания индивидуальных особенностей ребят, умения слушать и разбираться в эмоциональном состоянии.
Беседа может быть
Беседа носит характер взаимного
обмена информацией. В случае, когда
исследователь только задает вопросы,
не высказывая своего мнения, мы имеем дело с интервьюировани
Если опрос проводится письменно,
мы говорим об анкетировании. Боль
По форме анкеты могут быть разделены на открытые, когда ответ на поставленный вопрос формулируют сами учащиеся, и закрытые, когда предлагается перечень возможных вариантов ответа.
Например, открытые вопросы анкеты:
- Что будет, если сделать
- Что значит, по – твоему, быть счастливым?
- Как ты думаешь, что такое гармоничный человек?
Закрытые вопросы:
1. Доволен ли ты своими
а) очень доволен,
б) доволен,
в) не совсем доволен,
г) не доволен,
д) совсем не доволен.
2. Сравнивая себя с другими, вы находите что:
а) вас недооценивают,
б) вы не хуже остальных,
г) вы годитесь в лидеры.
Используется вариант
В свободное время я чаще всего
а) гуляю,
б) общаюсь с друзьями,
в) читаю книги,
г) смотрю телевизор,
д) рисую,
е) другое
Часто в анкетах используется
1. Меня раздражают учителя,
а) верно,
б) неверно.
2. Мне бывает трудно в незнакомой компании
а) да,
б) нет.
В случае, если вы сами составляете анкету, следует придерживаться следующих правил:
1. Вопросы анкеты должны соответствовать той проблеме, которую вы изучаете, и цели вашего опроса.
2. Формулировка вопросов должна быть четкой, ясной и понятной ребенку, соответствовать его уровню знаний и жизненному опыту.
Информация о работе Эмпирические и теоретические методы исследования