Эмпирическое изучение агрессивности и гендера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследовать влияния гендерных различий на уровень агрессивности в подростковом возрасте.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
Изучение психолого-педагогической литературы, затрагивающей проблему подростковой агрессии и гендера.
Исследование гендерных различий уровня агрессивности в подростковом возрасте.
Проследить динамику уровня агрессивности с учётом гендера.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования
агрессивности и гендера в подростковом возрасте………..………….6
1.1 Понятия и теории агрессии …………………………………..6
1.2 Возрастные особенности агрессивного поведения
подростков…………………………………………………………..19
1.3 Гендерные различия агрессивности…………………………...30
Глава II. Эмпирическое изучение агрессивности и гендера в подростковом возрасте…………………………………………………….44
2.1 Цель, задачи и гипотеза эмпирического исследования ……..44
2.2 Организация и методики исследования………………………44
2.3 Изучение гендера и агрессивности в подростковом возрасте………………………………………………………………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………………….

Файлы: 1 файл

Гирфановой Р.Г..doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

Уровень агрессивности (инд. агр.) среди девочек выше, чем среди мальчиков на 2,54 балла, при этом мальчики набрали 20,09 балла, а девочки 22,63 балла. А уровень враждебности ниже, чем среди мальчиков (разница 0,427) и составил среди мальчиков 10,193 балла, а девочек 9,766 балла.

Показатели по шкалам: Физич. агр. мальчики 6,483 баллов, девочки  6,533 баллов, разница 0,05 балла. Косвен. агр. мальчики 4,378 баллов, девочки 5,633 баллов, разница 1,246 балла. Раздражительность мальчики 5,225 баллов, девочки 6,466 баллов, разница 1,241 балла. Негативизм мальчики 3,483 баллов, девочки 3,7 баллов, разница 0,217 балла. Обида мальчики 4,451 баллов, девочки 4,033 баллов, разница 0,418 балла. Подозрительность мальчики 5,741 баллов, девочки 5,733 баллов, разница 0,008 балла. Верб. агр. мальчики 8,387 баллов, девочки 9,633 баллов, разница 1,246 балла. Чувство вины мальчики 5,419 баллов, девочки 6,333 баллов, разница 0,914 балла.

У мальчиков уровень «обиды» выше, чем у девочек.  У девочек показатели по всем шкалам кроме «обиды» выше, чем у мальчиков. Данные показателей физической агрессии и подозрительности не различаются.

 

      1. Анализ  динамики  уровня  агрессивности с учетом

гендерных  различий

 

Таблица №4 сравнительный анализ уровня агрессивности мальчиков

8-9 классов 8 шк.

Ср.знач

физич. агр.

косвен.

агр.

раздраж.

Негатив.

обида

Подозр.

верб.

агр.

чувство вины

Инд. Агр.

Инд.

вражд

М. 8 кл.

6,375

3,625

4,791

2,458

3,625

5

6,333

5,416

17,5

8,625

М. 9 кл.

6,483

4,387

5,225

3,483

4,451

5,741

8,387

5,419

20,09

10,193

разница

0,108

0,762

0,434

1,025

0,826

0,741

2,053

0,002

2,596

1,568


Более подробно таблица №4 представлена в приложение №3.

Если проследить динамику развития агрессивности мальчиков с 8-го по 9-й классы, то можно заметить её рост, который составил 2,596 балла, а также рост враждебности 1,568 балла.  Причём если рассмотреть его более детально, то можно выделить следующие шкалы (на которых рост произошёл более заметно): косвенная агрессия 0,762 балла, раздражительность 0,434 балла, негативизм 1,025 балла, обида 0,826 балла, подозрительность 0,741 балла, вербальная агрессия 2,053 балла. 

 

Таблица №5 сравнительный анализ уровня агрессивности девочек

8-9 классов 8 шк.

Ср.знач

физич. агр.

косвен.

агр.

раздраж.

Негатив.

обида

Подозр.

верб.

агр.

чувство вины

Инд. Агр.

Инд.

вражд

Д. 8 кл.

5,518

4,296

5,296

2,777

3,814

5

7,444

5,370

18,2

8,814

Д. 9 кл.

6,533

5,633

6,466

3,7

4,033

5,733

9,633

6,333

22,63

9,766

разница

1,014

1,337

1,170

0,922

0,218

0,733

2,188

0,962

4,374

0,951


Более подробно таблица №5 представлена в приложение №4.

Если проследить динамику развития агрессивности девочек с 8 по 9 классы, то можно заметить существенный рост, который составил 4,374 балла, а также рост враждебности 0,951 балла.  Причём если рассмотреть его более детально, то можно выделить следующие шкалы (на которых рост произошёл более заметно): вербальная агрессия 2,188 балла, физическая агрессия 1,014 балла, косвенная агрессия 1,337 балла, раздражительность 1,170 балла, негативизм 0,922 балла, подозрительность 0,733 балла, чувство вины 0,962 балла.

При сравнение показателей уровня агрессивности мальчиков и девочек можно заметить, что более сильный рост агрессивности  произошёл у девочек, а больший рост враждебности произошел у мальчиков.

Учитывая, что исследования проводились с одними и теми же  подростками, сначала в 8, а затем в 9 классе, можно сделать вывод, что возрастные особенности подростков в большей степени влияют на повышение агрессивности, чем их гендерные различия.

Для повышения внешней валидности эксперимента, т.е. для того, что бы понять, свойственен ли такой уровень агрессивности подросткам вообще или касается только одной школы, мы провели контрольный срез среди 9-х классов 5-й школы количеством выборки 51чел.

Таблица №6 сравнительный анализ уровня агрессивности мальчиков и девочек 9 классов 5 школы

Ср.знач

физич. агр.

косвен.

агр.

раздраж.

негатив

обида

подозр

верб.

агр.

Чув-во вины

Инд. Агр.

Инд.

вражд

М. 9кл 5ш

8,25

4,15

5,55

3,55

4,15

5,65

8,8

5,05

22,6

9,8

Д. 9кл 5ш

7,064

4,838

5,548

3,870

4,290

5,903

9,516

6,322

22,12

10,19

разница

1,185

0,688

0,001

0,320

0,140

0,253

0,716

1,272

0,470

0,393


Более подробно таблица №6 представлена в приложение №5.

Как можно увидеть, из таблицы №2 и №6 данные по уровню агрессивности в 9 классах разных школ следующие: в 8 школе мальчики 20,09 балла, в 5 школе мальчики 22,6 балла.  Девочки 8 школы 22,63 балла, девочки 5 школы 22,12 балла. У мальчиков различие есть (это связано, вероятно, с особенностями местонахождения школы и местопроживания детей). У девочек различий практически нет.

В целом гендерных различий в проявлении агрессивности нет.

Исследование гендера и агрессивности в 10 классе

В рамках исследования было важно установить, будет ли спад агрессивности в 10 классе. К сожалению, не было возможности отследить детей дальше (провести лонгитюд). Нами было проведено исследование учащихся 10 классов 8 школы, данные которого представлены в таблице №7 (более подробно она представлена в приложение).

Таблица №7 сравнительный анализ уровня агрессивности мальчиков и девочек 10 классов 8 школы

Ср.знач

физич. агр.

косвен.

агр.

раздраж.

негатив

обида

подозр

верб.

агр.

Чув-во вины

Инд. Агр.

Инд.

вражд

М. 10кл

6,428

4,233

5,090

3,202

3,969

4,772

7,353

5,268

18,78

8,707

Д. 10кл

6,904

4,465

5,275

3,262

4,221

4,811

7,792

5,550

19,90

9,008

разница

0,476

0,232

0,184

0,059

0,251

0,038

0,438

0,282

1,126

0,300


Более подробно таблица №7 представлена в приложение №6.

Если сравнить показатели уровня (индекса) агрессивности 8 (таблица №1), 9 (таблица №2) и 10 (таблицы №7) классах, то мы увидим, что он составил: в 8 классе мальчики 17,5 балла девочки 18,25 баллов, в 9 классе мальчики 20,09 баллов девочки 22,63 балла, а в 10 классе мальчики 18,78 баллов девочки 19,90 баллов. Уровень агрессивности  и у мальчиков и у девочек снизился. Из таблиц видно, что на 9 класс приходится пик агрессивности.

Пик уровня агрессивности в 9 классе, вероятно, связан с проявлением возрастного кризиса, который заканчивается к 10 классу. Происходит отрыв от родительских корней, проявление самостоятельности. Кроме того, перед подростками стоит проблема выбора дальнейшего жизненного пути, т.е. выбора будущей профессии. Это вызывает тревогу и напряжение, являющееся причиной агрессивности подростков.

 

2.3.4 Анализ  динамики гендерных связей между  шкалами.

Сразу хотелось бы заметить, что в цели данной работы, мы не ставили проследить взаимосвязи между отдельными шкалами, но по ходу работы при анализе бы замечены следующие взаимосвязи.

Если проследить в динамики уровень агрессивности, то можно заметить следующие:

-Подозрительность у девочек и у мальчиков возросла одинаково, но не какой зависимости выявлено не было.

1. прямая зависимость:

- С возрастанием уровня вербальной агрессии (на 2 балла), негативизм тоже возрастает (но, на 1 балл), гендерных различий нет.

-С ростом у девочек физической агрессии, чувство вины у них тоже выросло. Физическая агрессия среди мальчиков осталась на том же уровне, и, вероятно из-за этого, чувство вины у них также не возросло.

-Из-за того, что у девочек  уровень косвенной агрессии и раздра-жительности  по отношению к мальчикам сильно возрос (в 2 раза по-сравнен с мальчиками), мальчики стали более обидчивыми. Просле-живается также обратная зависимость, уровень косвенной агрессии и раздражительности  у мальчиков по отношению к девочкам возрос не сильно (в 2 раза ниже по сравнен с девочками), поэтому и уровень обидчивости у девочек тоже вырос не сильно (в четыре раза меньше чем у мальчиков). А связано это с тем, что объектом агрессии чаще являются мальчики, чем девочки, как видно из исследований приведённых в теоретической части (мальчики стараются не вести себя агрессивно по отношению к девочкам, а девочки ведут себя агрессивно и по отношению к девочкам и по отношению к мальчикам).

 

Вывод по эмпирической части:

По результатам проведенного исследования видно, что:

1. Уровень агрессивности не зависит  от гендерных различий, показатели индексов агрессивности мальчиков и девочек примерно равны.

2. Гендерные различия агрессивности  можно заметить только при  рассмотрении особенностей агрессивности (т.е. показателей по отдельным  шкалам). Если рассмотреть особенности  проявления агрессивности, то можно заметить следующие: у мальчиков уровень физической агрессии выше, чем у девочек. У девочек показатели по всем остальным шкалам, таким как косвенная агрессия, вербальная агрессия и т.д. выше, чем у мальчиков.

3. Возрастные особенности уровня агрессивности оказывают большее влияние на проявление агрессии, чем гендерные особенности. Разницу между мальчиками и девочками легко заметить при рассмотрении динамики уровня агрессивности, чем при рассмотрении гендерных особенностей внутри одного возраста (класса).

 

Заключение

Гипотеза: 1. Уровень агрессивности зависит от гендерных различий подростков.

В соответствие с нашей гипотезой №1 было проведено исследование, по результатам которого видно, что наша гипотеза апроверглась (так как эти различия слишком малы).

Гипотеза: 2. На уровень агрессивности мальчиков и девочек (8-10классов) в большей степени влияют возрастные особенности.

Эта гипотеза подтвердилась.

В соответствии с целью работы решались следующие задачи:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы, затрагивающей проблему подростковой агрессии и гендера.

Проанализировав всю необходимую литературу, мы пришли к выводу что:

1) «агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление и причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» Агрессивность – это свойство личности и выражается в готовности к агрессии.

2) гендер — это социально-биологические характеристики, с помощью которых люди характеризуют мужчин и женщин.

3) гендерные различии агрессивности среди взрослых весьма невелики. Только от 2 до 5% всех случаев агрессивного поведения можно объяснить гендером. Среди детей этот процент увеличивается до 10%. В нашем случае разница составила 2%, что в целом подтвердила исследования. Автором

 

  1. Исследование гендерных различий уровня

агрессивности в подростковом возрасте.

Исследование уровня агрессивности проводилось с помощью методики Басса-Дарки на учащихся 8-10х классов средней школы №8 и №5. Данные которого занесены в эмпирическую часть. Выборка испытуемых в 8-й школе составляет среди 8 классов 51 человек возрастом 14 лет,  среди 9 классов 61 человек возрастом 15 лет, а среди 10 классов 70 человек возрастом 16 лет. А также в 5 школе среди 9 классов 51человек по 15 лет.

Проанализировав данные исследования мы пришли к выводу, что:

1) среди 8 классов 

У мальчиков уровень физической агрессии выше, чем у девочек. У девочек показатели по всем шкалам кроме физической агрессии выше, чем у мальчиков. Данные показателей подозрительности равны.

2) среди 9 классов 

У мальчиков уровень обиды выше, чем у девочек (таблицы №3). У девочек показатели по всем шкалам кроме обиды выше, чем у мальчиков. Данные показателей физ. агр. и подозрительности равны.

 

  1. нализ динамики уровня агрессивности с учётом

Информация о работе Эмпирическое изучение агрессивности и гендера в подростковом возрасте