Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 15:40, курсовая работа
Описание работы
Духовное развитие общества и личности чрезвычайно многогранно. Характерной особенностью социалистического общества является эстетизация отдельных его сфер и всей жизни в целом. В процессе совершенствования нашего общества эстетическое начало еще больше одухотворит труд, возвысит человека, украсит его быт. Такой подход делает актуальным изучение эстетической культуры как явления, которое в современном обществе приобретает всеобщий характер. Какой бы деятельностью человек ни занимался, в ней всегда должно иметь место эстетическое начало, но появляется оно при определенных условиях.
Содержание работы
Введение 1 Понятие эстетического воспитания и его функции 2 Эстетическое воспитание и искусство 3 Факторы эстетической культуры и эстетического воспитания Заключение Список использованной литературы
Человек, прикоснувшийся к художественному
творчеству, начинает понимать искусство
гораздо глубже, тоньше и разностороннее.
Неизмеримо возрастает его культура художественного
восприятия, самосовершенствуется вкус,
более четкими и осознанными становятся
эстетические идеалы. Следовательно, непосредственное
соприкосновение с художественным творчеством
является одним из важных практических
показателей уровня художественной культуры
личности. Именно потому важной задачей
общественных организаций является вовлечение
молодежи в активные занятия разнообразных
творческих коллективов.
Появление определенной степени
свободы, а впоследствии и творческих
моментов в трудовых операциях, учебе,
научной деятельности, организаторской
и пропагандистской работе с людьми, занятиях
спортом и т. д. и т. п. — это и есть эстетические
аспекты практической деятельности каждого
человека, являющиеся основой развития
его индивидуальной эстетического сознания.
Наличие и степень развитости этих аспектов
есть важнейший показатель уровня эстетической
культуры.
Итак, показателями уровня эстетической
культуры личности в развитом обществе
являются:
уровень эстетических и художественных
знаний;
степень развитости и характер
ее эстетических оценочных представлений
(способность эстетического и художественного
восприятия, вкус, идеал);
степень приобщения к активному
художественному творчеству;
наличие и степень развитости
эстетических аспектов в труде и других
видах практической деятельности человека.
Все они должны рассматриваться
в их комплексном взаимодействии.
3 Факторы
эстетической культуры и эстетического
воспитания
На основе анализа основных
показателей уровня эстетической культуры
личности мы можем подойти к вопросу о
главных факторах, влияющих на молодого
человека в процессе его эстетического
воспитания и самовоспитания. Воздействие
произведений искусства является лишь
одним, хотя и зачастую определяющим, фактором
эстетического воспитания.
К основным факторам эстетического
воспитания молодого человека в развитом
обществе относится воспитание:
в труде и других видах человеческой
деятельности;
под воздействием окружающей
предметной среды;
через влияние произведений
искусства;
в ходе занятий художественной
самодеятельностью;
теоретическое эстетическое
воспитание.
Попытаемся рассмотреть перечисленные
факторы более подробно.
Для современного человека
становление чувства прекрасного будет
односторонним, неполным и пассивным,
если он только любуется красотами природы,
произведениями искусства или совершенными
результатами материальной человеческой
деятельности. Лишь обретая свободу в
любом виде предметно-трудовой и вообще
человеческой практики, индивид непосредственно
соприкасается с истоками прекрасного
в обществе и уже не умозрительно, а действенно
приобщается к творчеству по законам красоты.
Поэтому эстетическое воспитание
в процессе труда есть совершенно необходимый
компонент в формировании высокой и многосторонней
эстетической культуры.
Важную роль в эстетическом
воспитании играют и те, кому поручена
охрана лесов, водоемов и заповедников,
кто отвечает за сохранение и размножение
многих видов птиц и животных, словом,
те, кто заботится о сохранении экологического
равновесия природы в условиях бурного
развития промышленного производства,
современной научно-технической революции
и урбанизации.
Радости непосредственного
эстетического общения с природой не заменят
человеку никакие книги, симфонии пли
кинофильмы, А прямо или косвенно втянутая
в человеческую практику природа обладает
огромным облагораживающим потенциалом
в своем эстетическом воздействии на личность.
Искусство путем обобщения
и передачи косвенного опыта помогает
молодому, человеку почувствовать эстетические
моменты, моменты свободы и творчества
в собственном труде. Художественное описание
таких моментов, присутствующих в самых
простых и физически тяжелых трудовых
операциях, может послужить толчком для
изменения отношения к труду, постоянных
поисков в нем творческих, эстетических
аспектов. То же самое касается учебы,
научных исследований, организаторской
деятельности и общественной работы.
Мастерство во всех видах человеческого
труда служит фундаментом и основой эстетического
в самой действительности. А художественное
мастерство — определенный эталон и катализатор
появления эстетических моментов в трудовой
деятельности. Немалую роль играет искусство
и в формировании эстетических аспектов
окружающей человека вещественной среды.
Архитектура с древних времен
считается особым видом искусства. И именно
зодчие — создатели отделы зданий, промышленных
объектов, городских комплексов, интерьеров,
садов, парков и т. д. — оказывают огромное
влияние на формирование окружающей человека
среды. Со стандартизацией жилищного строительства,
широким внедрением в него железобетона,
стекла, алюминия художественная функция
архитектуры только повысилась. Монотонность
архитектурной среды наносит медленный
и незаметный, но часто непоправимый ущерб
формированию и развитию эстетического
сознания, особенно молодежи. Города, которые
воздвигаются и реконструируются сейчас,
будут стоять десятилетия и даже века.
Практика показала, что вредными крайностями
в архитектуре являются как функционально
необусловленное украшательство, так
и унылая обнаженность чисто утилитарных
деталей. Перед зодчими градостроителями
стоит задача не только обеспечения непрерывно
возрастающих потребностей населения
в жилье, но и удовлетворения возрастающих
духовных потребностей человека. И, видимо,
роль архитектуры и градостроительства
в эстетическом воспитании с каждым годом
будет все более возрастать.
Возрастают также и требования
к эстетическим качествам промышленного
оборудования, предметам домашнего обихода.
Появление на производстве художников-модельеров
и дизайнеров может служить удовлетворению
этой потребности. Они стоят как бы на
стыке материального производства и искусства;
во всяком случае, должны обладать высокой
художественной культурой, эстетическим
вкусом.
Художники-модельеры своего
рода законодатели в области моды.
Мода — это сложное явление
обыденного эстетического сознания. В
процессе формирования и распространения
ее действуют многие социально-психологические
закономерности.
Однако и в процессе труда, и
в вещественном мир* окружающем человека,
эстетические моменты являют лишь сопутствующими.
Личность не может быть эстетически
развитой, не владея высокой художественной
культурой, потому что художественное
есть квинтэссенция, своеобразный экстракт
эстетического, существующего в самой
жизни.
Произведения искусства — главное
средство формирования у личности передового
эстетического идеала, привития каждому
хорошего вкуса, повышения культуры чувств.
Поэтому именно произведения искусства,
где прекрасное и безобразное, трагическое
и комическое, низменное и возвышенное,
красивое и изящное в самой жизни предстает
в художественно преобразованном, какой-то
степени «очищенном» от случайных моментов
и эстетически заостренном виде, являются
определяющим фактором такого воспитания.
Однако пассивное восприятие
художественных произведений, даже с учетом
серьезной воспитательной работы искусствоведов,
критиков и теоретиков искусства, далеко
не всегда является достаточным для приобретения
подлинно высокой эстетической и художественной
культуры. Настоящее художественное восприятие
обязательно содержит в себе момент «сотворчества»
читателя, зрителя, слушателя. Понимание
художественного произведения переживания,
связанные с ним, у каждого человека в
деталях и нюансах будут различными. В
такого рода «соавторство» вливается
неповторимый индивидуальный опыт и весь
эмоциональный мир личности.
Способность к сотворчеству
и сопереживанию в процессе восприятия
произведений во многом определится широтой
и многообразием эстетического опыта
самого читателя, зрителя или слушателя.
Прекрасное в жизни и в искусстве
воспринимается гораздо более глубоко
и органично, если человек сам начинает
«творить по законам красоты» в труде,
общественной деятельности, семейном
быту, спорте, своих и взаимоотношениях
с людьми. И особенно важной для роста
художественной культуры является причастность
молодого человека к какому-либо виду
художественного творчества.
Важнейшим фактором эстетического
воспитания являются его теоретические
формы — от уроков и курсов лекций в учебных
заведениях, лекций экскурсоводов в музеях
и на выставках до распространения этих
знаний при помощи средств массовой информации.
Но это теоретическое эстетическое воспитание
обязательно должно опираться на какие-то
исходные эстетические аспекты деятельности
самого человека, на определенное умение
видеть их в жизни, окружающей природной
и вещественной среде и, главное, конечно,
на определенный запас знаний, оценок
и суждений в области художественна культуры.
Теоретическое воспитание играет
большую роль в систематизации эстетических
и художественных знаний личности. Для
человека, знакомого с основами истории
различных видов искусства, все художественное
прошлое человечества выступает в виде
единого в своем бесконечном многообразии
исторически развивающегося процесса,
а не в форме отрывочных впечатлений о
каких-либо классических художественных
произведениях.
Большое значение для глубины
восприятия и понимания эстетического
в жизни и искусстве имеет и познание его
законов — квинтэссенции эстетического
и художественного опыта человечества.
Зная общие эстетические законы соотношения
действительности и искусства, закономерности
формирования художественного образа,
законы соотношения формы и содержания
в искусстве, закономерности эстетического
и художественного восприятия и т. д., человек
может глубже и содержательнее судить
как об отдельных художественных явлениях,
так и о прекрасном и безобразном в самой
жизни. В то же время теоретическое эстетическое
воспитание способствует рациональному
осмыслению и углублению тех вкусов и
идеалов, которые складываются, особенно
у молодых людей, во многом интуитивно.
В идеале каждый в зрелом обществе, чтобы
быть развитой в эстетическом отношении
личностью, должен знать хотя бы узловые
моменты истории и теории различных видов
искусства, а также быть знакомым с основами
эстетики.
Средства массовой информации
при их умелом использовании несут в себе
практически неограниченные возможности
для повышения эффективности эстетического
воспитания народа, в первую очередь самовоспитания
и самообразования наиболее тянущейся
к знаниям молодежи.
На теоретическое эстетическое
воспитание искусство также оказывает
самое непосредственное влияние прежде
всего потому, что основным материалом,
которым пользуются для своих обобщений
и выводов теоретики и историки искусства,
искусствоведы и критики, является материал
конкретных художественных произведений.
В то же время подобное воспитание намного
углубляет понимание и оценочное восприятие
различных художественных явлений, а также
способность к сотворчеству у читателя,
зрителя, слушателя как одно из основных
условий эффективности их эстетического
воздействия.
Все факторы эстетического
воспитания органично взаимодействуют
между собой. Особо важно развить стремление
самого молодого человека к повышению
своей эстетической и художественной
культуры, стимулировать его потребность
в непрерывном глубоком и разностороннем
самообразовании и самовоспитании. Ведь
в конечном счете уровень культуры зависит
от степени эстетической активности самой
личности, а все рассмотренные нами ранее
факторы направлены именно на то, чтобы
ее развивать и стимулировать.
Заключение
Уровень эстетической культуры
личности — сложное структурное образование,
включающее ряд взаимосвязанных между
собой элементов.
В него входит как теоретическое
освоение эстетики, истории и теории различных
видов искусства, так и, главным образом,
практическое знакомство со многими классическими
и современными художественными произведениями,
то есть весь запас знаний, воспринятый
личностью в течение жизни, а также закрепленной
в памяти художественной информации.
К основным факторам эстетического
воспитания человека в развитом обществе
относится воспитание: в труде и других
видах человеческой деятельности; под
воздействием окружающей предметной среды;
через влияние произведений искусства;
в ходе занятий художественной самодеятельностью;
теоретическое эстетическое воспитание.
Все факторы эстетического
воспитания органично взаимодействуют
между собой. Особо важно развить стремление
человека к повышению своей эстетической
и художественной культуры, стимулировать
его потребность в непрерывном глубоком
и разностороннем самообразовании и самовоспитании.
Уровень культуры зависит от степени эстетической
активности самой личности, а все факторы
направлены именно на то, чтобы ее развивать
и стимулировать.
Список использованной
литературы
Лармин О.В. Искусство и молодежь:
Эстетические очерки. – М.: Мол. гвардия,
1980. – 191 с.
Левчук Л.Т. та ін. Естетика:
Підручник / Л.Т. Левчук, Д.Ю. Кучерюк, В.І.
Панченко; за заг. ред. Л.Т. Левчук. – К.:
Вища школа, 1997. – 399 с.
Липский В.Н. Эстетическая культура
и личность. – М.: Знание, 1987. – 128 с.
Эстетика: Словарь / Под общ.
ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат,
1989. – 447 с.