Эстетическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Духовное развитие общества и личности чрезвычайно многогранно. Характерной особенностью социалистического общества является эстетизация отдельных его сфер и всей жизни в целом. В процессе совершенствования нашего общества эстетическое начало еще больше одухотворит труд, возвысит человека, украсит его быт. Такой подход делает актуальным изучение эстетической культуры как явления, которое в современном обществе приобретает всеобщий характер. Какой бы деятельностью человек ни занимался, в ней всегда должно иметь место эстетическое начало, но появляется оно при определенных условиях.

Содержание работы

Введение
1 Понятие эстетического воспитания и его функции
2 Эстетическое воспитание и искусство
3 Факторы эстетической культуры и эстетического воспитания
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

(3).docx

— 30.29 Кб (Скачать файл)

Человек, прикоснувшийся к художественному творчеству, начинает понимать искусство гораздо глубже, тоньше и разностороннее. Неизмеримо возрастает его культура художественного восприятия, самосовершенствуется вкус, более четкими и осознанными становятся эстетические идеалы. Следовательно, непосредственное соприкосновение с художественным творчеством является одним из важных практических показателей уровня художественной культуры личности. Именно потому важной задачей общественных организаций является вовлечение молодежи в активные занятия разнообразных творческих коллективов.

Появление определенной степени свободы, а впоследствии и творческих моментов в трудовых операциях, учебе, научной деятельности, организаторской и пропагандистской работе с людьми, занятиях спортом и т. д. и т. п. — это и есть эстетические аспекты практической деятельности каждого человека, являющиеся основой развития его индивидуальной эстетического сознания. Наличие и степень развитости этих аспектов есть важнейший показатель уровня эстетической культуры.

Итак, показателями уровня эстетической культуры личности в развитом обществе являются:

уровень эстетических и художественных знаний;

степень развитости и характер ее эстетических оценочных представлений (способность эстетического и художественного восприятия, вкус, идеал);

степень приобщения к активному художественному творчеству;

наличие и степень развитости эстетических аспектов в труде и других видах практической деятельности человека.

Все они должны рассматриваться в их комплексном взаимодействии.

3 Факторы  эстетической культуры и эстетического  воспитания

 

На основе анализа основных показателей уровня эстетической культуры личности мы можем подойти к вопросу о главных факторах, влияющих на молодого человека в процессе его эстетического воспитания и самовоспитания. Воздействие произведений искусства является лишь одним, хотя и зачастую определяющим, фактором эстетического воспитания.

К основным факторам эстетического воспитания молодого человека в развитом обществе относится воспитание:

в труде и других видах человеческой деятельности;

под воздействием окружающей предметной среды;

через влияние произведений искусства;

в ходе занятий художественной самодеятельностью;

теоретическое эстетическое воспитание.

Попытаемся рассмотреть перечисленные факторы более подробно.

Для современного человека становление чувства прекрасного будет односторонним, неполным и пассивным, если он только любуется красотами природы, произведениями искусства или совершенными результатами материальной человеческой деятельности. Лишь обретая свободу в любом виде предметно-трудовой и вообще человеческой практики, индивид непосредственно соприкасается с истоками прекрасного в обществе и уже не умозрительно, а действенно приобщается к творчеству по законам красоты.

Поэтому эстетическое воспитание в процессе труда есть совершенно необходимый компонент в формировании высокой и многосторонней эстетической культуры.

Важную роль в эстетическом воспитании играют и те, кому поручена охрана лесов, водоемов и заповедников, кто отвечает за сохранение и размножение многих видов птиц и животных, словом, те, кто заботится о сохранении экологического равновесия природы в условиях бурного развития промышленного производства, современной научно-технической революции и урбанизации.

Радости непосредственного эстетического общения с природой не заменят человеку никакие книги, симфонии пли кинофильмы, А прямо или косвенно втянутая в человеческую практику природа обладает огромным облагораживающим потенциалом в своем эстетическом воздействии на личность.

Искусство путем обобщения и передачи косвенного опыта помогает молодому, человеку почувствовать эстетические моменты, моменты свободы и творчества в собственном труде. Художественное описание таких моментов, присутствующих в самых простых и физически тяжелых трудовых операциях, может послужить толчком для изменения отношения к труду, постоянных поисков в нем творческих, эстетических аспектов. То же самое касается учебы, научных исследований, организаторской деятельности и общественной работы.

Мастерство во всех видах человеческого труда служит фундаментом и основой эстетического в самой действительности. А художественное мастерство — определенный эталон и катализатор появления эстетических моментов в трудовой деятельности. Немалую роль играет искусство и в формировании эстетических аспектов окружающей человека вещественной среды.

Архитектура с древних времен считается особым видом искусства. И именно зодчие — создатели отделы зданий, промышленных объектов, городских комплексов, интерьеров, садов, парков и т. д. — оказывают огромное влияние на формирование окружающей человека среды. Со стандартизацией жилищного строительства, широким внедрением в него железобетона, стекла, алюминия художественная функция архитектуры только повысилась. Монотонность архитектурной среды наносит медленный и незаметный, но часто непоправимый ущерб формированию и развитию эстетического сознания, особенно молодежи. Города, которые воздвигаются и реконструируются сейчас, будут стоять десятилетия и даже века. Практика показала, что вредными крайностями в архитектуре являются как функционально необусловленное украшательство, так и унылая обнаженность чисто утилитарных деталей. Перед зодчими градостроителями стоит задача не только обеспечения непрерывно возрастающих потребностей населения в жилье, но и удовлетворения возрастающих духовных потребностей человека. И, видимо, роль архитектуры и градостроительства в эстетическом воспитании с каждым годом будет все более возрастать.

Возрастают также и требования к эстетическим качествам промышленного оборудования, предметам домашнего обихода. Появление на производстве художников-модельеров и дизайнеров может служить удовлетворению этой потребности. Они стоят как бы на стыке материального производства и искусства; во всяком случае, должны обладать высокой художественной культурой, эстетическим вкусом.

Художники-модельеры своего рода законодатели в области моды.

Мода — это сложное явление обыденного эстетического сознания. В процессе формирования и распространения ее действуют многие социально-психологические закономерности.

Однако и в процессе труда, и в вещественном мир* окружающем человека, эстетические моменты являют лишь сопутствующими.

Личность не может быть эстетически развитой, не владея высокой художественной культурой, потому что художественное есть квинтэссенция, своеобразный экстракт эстетического, существующего в самой жизни.

Произведения искусства — главное средство формирования у личности передового эстетического идеала, привития каждому хорошего вкуса, повышения культуры чувств. Поэтому именно произведения искусства, где прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, низменное и возвышенное, красивое и изящное в самой жизни предстает в художественно преобразованном, какой-то степени «очищенном» от случайных моментов и эстетически заостренном виде, являются определяющим фактором такого воспитания.

Однако пассивное восприятие художественных произведений, даже с учетом серьезной воспитательной работы искусствоведов, критиков и теоретиков искусства, далеко не всегда является достаточным для приобретения подлинно высокой эстетической и художественной культуры. Настоящее художественное восприятие обязательно содержит в себе момент «сотворчества» читателя, зрителя, слушателя. Понимание художественного произведения переживания, связанные с ним, у каждого человека в деталях и нюансах будут различными. В такого рода «соавторство» вливается неповторимый индивидуальный опыт и весь эмоциональный мир личности.

Способность к сотворчеству и сопереживанию в процессе восприятия произведений во многом определится широтой и многообразием эстетического опыта самого читателя, зрителя или слушателя.

Прекрасное в жизни и в искусстве воспринимается гораздо более глубоко и органично, если человек сам начинает «творить по законам красоты» в труде, общественной деятельности, семейном быту, спорте, своих и взаимоотношениях с людьми. И особенно важной для роста художественной культуры является причастность молодого человека к какому-либо виду художественного творчества.

Важнейшим фактором эстетического воспитания являются его теоретические формы — от уроков и курсов лекций в учебных заведениях, лекций экскурсоводов в музеях и на выставках до распространения этих знаний при помощи средств массовой информации. Но это теоретическое эстетическое воспитание обязательно должно опираться на какие-то исходные эстетические аспекты деятельности самого человека, на определенное умение видеть их в жизни, окружающей природной и вещественной среде и, главное, конечно, на определенный запас знаний, оценок и суждений в области художественна культуры.

Теоретическое воспитание играет большую роль в систематизации эстетических и художественных знаний личности. Для человека, знакомого с основами истории различных видов искусства, все художественное прошлое человечества выступает в виде единого в своем бесконечном многообразии исторически развивающегося процесса, а не в форме отрывочных впечатлений о каких-либо классических художественных произведениях.

Большое значение для глубины восприятия и понимания эстетического в жизни и искусстве имеет и познание его законов — квинтэссенции эстетического и художественного опыта человечества. Зная общие эстетические законы соотношения действительности и искусства, закономерности формирования художественного образа, законы соотношения формы и содержания в искусстве, закономерности эстетического и художественного восприятия и т. д., человек может глубже и содержательнее судить как об отдельных художественных явлениях, так и о прекрасном и безобразном в самой жизни. В то же время теоретическое эстетическое воспитание способствует рациональному осмыслению и углублению тех вкусов и идеалов, которые складываются, особенно у молодых людей, во многом интуитивно. В идеале каждый в зрелом обществе, чтобы быть развитой в эстетическом отношении личностью, должен знать хотя бы узловые моменты истории и теории различных видов искусства, а также быть знакомым с основами эстетики.

Средства массовой информации при их умелом использовании несут в себе практически неограниченные возможности для повышения эффективности эстетического воспитания народа, в первую очередь самовоспитания и самообразования наиболее тянущейся к знаниям молодежи.

На теоретическое эстетическое воспитание искусство также оказывает самое непосредственное влияние прежде всего потому, что основным материалом, которым пользуются для своих обобщений и выводов теоретики и историки искусства, искусствоведы и критики, является материал конкретных художественных произведений. В то же время подобное воспитание намного углубляет понимание и оценочное восприятие различных художественных явлений, а также способность к сотворчеству у читателя, зрителя, слушателя как одно из основных условий эффективности их эстетического воздействия.

Все факторы эстетического воспитания органично взаимодействуют между собой. Особо важно развить стремление самого молодого человека к повышению своей эстетической и художественной культуры, стимулировать его потребность в непрерывном глубоком и разностороннем самообразовании и самовоспитании. Ведь в конечном счете уровень культуры зависит от степени эстетической активности самой личности, а все рассмотренные нами ранее факторы направлены именно на то, чтобы ее развивать и стимулировать.

 

Заключение

 

Уровень эстетической культуры личности — сложное структурное образование, включающее ряд взаимосвязанных между собой элементов.

В него входит как теоретическое освоение эстетики, истории и теории различных видов искусства, так и, главным образом, практическое знакомство со многими классическими и современными художественными произведениями, то есть весь запас знаний, воспринятый личностью в течение жизни, а также закрепленной в памяти художественной информации.

К основным факторам эстетического воспитания человека в развитом обществе относится воспитание: в труде и других видах человеческой деятельности; под воздействием окружающей предметной среды; через влияние произведений искусства; в ходе занятий художественной самодеятельностью; теоретическое эстетическое воспитание.

Все факторы эстетического воспитания органично взаимодействуют между собой. Особо важно развить стремление человека к повышению своей эстетической и художественной культуры, стимулировать его потребность в непрерывном глубоком и разностороннем самообразовании и самовоспитании. Уровень культуры зависит от степени эстетической активности самой личности, а все факторы направлены именно на то, чтобы ее развивать и стимулировать.

 

Список использованной литературы

 

  1. Лармин О.В. Искусство и молодежь: Эстетические очерки. – М.: Мол. гвардия, 1980. – 191 с.

  1. Левчук Л.Т. та ін. Естетика: Підручник / Л.Т. Левчук, Д.Ю. Кучерюк, В.І. Панченко; за заг. ред. Л.Т. Левчук. – К.: Вища школа, 1997. – 399 с.

  1. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. – М.: Знание, 1987. – 128 с.

  1. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

 


Информация о работе Эстетическое воспитание