Эстетическое воспитаниедетей дошкольного возраста средствами тетрализованных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:55, реферат

Описание работы

Цель: определить эффективность театрализованных игр в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - на основе изучения педагогической литературы определить сущность эстетического воспитания, его особенности в дошкольном возрасте; - рассмотреть средства эстетического воспитания старших дошкольников;
- проанализировать требования современных образовательных программ к содержанию театрализованных игр в старшем дошкольном возрасте; - дать характеристику театрализованным играм и доказать их значение в решении задач эстетического воспитания старших дошкольников; - изучить особенности эстетического развития детей шестого года жизни.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и содержание понятий: «воспитание», «Развитие», «эстетическое воспитание», «эстетическое развитие», «цель эстетического развития», «цель эстетического воспитания детей дошкольного возраста» 5
2. Эстетическое воспитание детей в программах дошкольного образования 9
3. Структура и содержание эстетической воспитанности детей 15
4. Театрализованная игра как средство эстетического воспитания детей. Виды и методики организации театрализованных игр 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

эстетическое воспитание детей дошколнього возраста средствами театрализованных игр - реф волкову.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эстетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и т. д.

 

4. Театрализованная  игра как средство эстетического воспитания детей. Виды и методики организации театрализованных игр

Значение театрализованных  игр в решении  задач эстетического  воспитания старших  дошкольников 

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Театрализованная игра или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют воображение, мышление, а главное - помогают эстетическому воспитанию. Театрализованные игры имеют содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир.     

Педагог В.А.  Сухомлинский   подчеркивал,  что « игра -  это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Предваряя  доказательство значения  театрализованных игр в решении  задач эстетического воспитания, обозначим и рассмотрим их сущность.

Задачи  эстетического  воспитания, по  мнению С.А.Козловой   можно представить двумя группами:

Первая группа задач  направлена на формирование эстетического  отношения детей к окружающему. В этой группе предусматривается  следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное, воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Поскольку нужно формировать эстетические  чувства  дадим   определение   данному   понятию.

В.И.Логинова  отмечает, что эстетическое  чувство -  это субъективное переживание оценочного отношения к  эстетическому предмету или явлению. Оно выражается в духовном наслаждении формой и содержанием данного объекта либо в отвращении к ним в процессе созерцания или деятельности. Эстетические чувства характеризуются сложностью, глубиной, разнообразием содержания и находятся  в единстве с интеллектом человека. Наличие эстетических чувств  рождает глубокие и стойкие  эстетические интересы. Единство  сформированных эстетических восприятий, знаний, суждений, оценок, идеалов, чувств, интересов, потребностей и вкусов подготавливает личность к полноценному  проявлению эстетической активности. Таким образом, эстетическая деятельность – это деятельность по созданию и преобразованию окружающего по законам красоты. Человек не может  быть  только  созерцателем  прекрасного.

Вторая группа задач  направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию, театральной деятельности.

А.Куликова видит театрализованные  игры  как разыгрывание  в лицах литературных произведений. При этом герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни – сюжетом игры.

Л.В.Артемова [2] считает, что эстетическое влияние на детей оказывает  выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций  развивает их вкус,  воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр, как замечает автор, может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывает нравственно – эстетическое переживание, которое, в свою очередь создают  соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к  подвижным играм, так как дети в них не только зрители, сколько активные участники.       

Н.Е.Васюкова [6], рассматривая значение театрализованных игр, прокомментировала  развивающий потенциал театрализованной деятельности. По ее мнению этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с эстетическим развитием ребенка. Автора статьи волнует, что театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потен-                                          циала детей и чаще всего как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни - достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. По мнению  Н.Е.Васюковой  [6] ,  театрализованные  игры способствуют:

- приобщению к высокохудожественной литературе;

- развитию таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация детьми литературного образа, представления о его многогранности и множестве возникающих в связи с ним ассоциаций;

- приобщению к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

- созданию выразительного художественного образа;

- развитию пространственного воображения как основы «проектного мышления», творческого замысла, прогнозирование результата;

- организации коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

- обучению самостоятельного нахождения приемов изображения, материалов.

Л.Р.Болотина, Т.С.Комарова, С.П.Баранов [3] замечают, что театрализованные игры занимают важное место в решении  задач эстетического воспитания. По их мнению именно эти игры учат эмоционально высказываться. Театрализованные игры особенно влияют на эстетику отношений со сверстниками, взрослыми.  

Театрализованные игры разыгрываются по заранее подготовленному  сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Сказка  c впечатляющим смешением героического и комедийного, романтики, сатиры и фантазии – важное составляющее, без которой трудно представить детский репертуар. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они помогают развивать у детей эмоциональное восприятие. В театрализованных играх дошкольники отвечают на вопросы, эмоционально дают советы,  перевоплощаются в тот или иной образ. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через  образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое средство эстетического воспитания.  

Таким образом, театрализованные  игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной эмоциональной  деятельности. Даже в хороших условиях ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры. 

 

Заключение

 

Эстетическое  воспитание – важная часть становления  личности и развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса.        

На  всех этапах своего развития ребенок  постигает окружающий мир  с точки  зрения его красоты, эстетики. Очень  многое зависит от того, насколько  на этом пути окажут ему поддержку взрослые.

Учебно-воспитательные программы дошкольных  общеобразовательных  учреждений отводят значительное место предметам, в составе которых детям предлагается погрузиться в мир театра, как созерцая,  так и создавая самостоятельно свои творения.      

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.  

Достигая результат, преодолевая трудности, дети проявляют эстетические  эмоции, вызываемые красотой игровых  движений, элементами художественного творчества, а также  переживают горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами.      

Исключительно важной и необходимой,  в сфере  образования,  является задача научить  маленького человека верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической  ценности.  

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М.: 2003 г.
  2. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвуз. сб. научн. трудов. М-д.:2009 г.
  3. Кирцев Ю.М. Рисунок и живопись. Учебное пособие, 4-е изд, М.: Высшая школа: Издательский центр «Академия», 2001 г.
  4. Киплик Д.И. Техника живописи. М.: Сварог и К, 2010 г.
  5. Киященко  Парадоксы теории практики эстетического воспитания в современной России. М.: 2004 г.
  6. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002 г.
  7. Крупнина И. Педагогическое просвещение родителей. // Воспитание школьников. 2001 г.
  8. Лихачев Б.Т.  Теория эстетического воспитания школьников. М.: 2005 г.
  9. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. М.: 2003 г.
  10. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского В-д 2006 г.
  11. Сластелин В.А. Педагогика. М.: «Владос» 2003 г.
  12. Словарь русского языка. Сост. С.И.Ожегов. М.: 2002 г.
  13. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников // Е.М. Торшилова// дошкольное воспитание 2001 г.
  14. Шацкая В.И. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М.:1998 г.
  15. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: «Гардарики», 2002 г.

 




Информация о работе Эстетическое воспитаниедетей дошкольного возраста средствами тетрализованных игр