Эстетика в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 16:56, реферат

Описание работы

Развитие художественных интересов, творческой фантазии и способностей ребёнка, приобретение им практических навыков начинается в раннем детстве. Важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, постепенного, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Файлы: 1 файл

Эстетика в дошкольном возрасте.docx

— 21.41 Кб (Скачать файл)

Эстетика в дошкольном возрасте

 

Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, произведений художественно - декоративного творчества, театра). Формы работы по эстетической деятельности - это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечений.

 

Развитие художественных интересов, творческой фантазии и способностей ребёнка, приобретение им практических навыков начинается в раннем детстве. Важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, постепенного, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

 

Большая роль в эстетическом воспитании уделяется искусству. Оно раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.

 

Научить ребёнка различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок - это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.

 

Совместный труд педагогов и психологов показал, что в последние годы значительно повысился уровень умственной и эстетической деятельности. Это проявляется уже в раннем возрасте. Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребёнка. Он входит в мир искусства, знакомясь с творчеством разных народов, с живописью и скульптурой, музыкой, мультфильмами и т. д.

 

Эстетика не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми её сторонами. Она тесно связана с современностью, во многом определяется ею. Эстетическое освоение действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

 

Для того чтобы правильно организовать работу по эстетическому воспитанию, целесообразно наметить его примерное содержание, определить конкретные требования, соответствующие общим задачам воспитания для детей разных возрастов. Это позволит избежать случайности, стихийности, односторонности в отборе методов и средств, поможет педагогам планировать работу в определённой последовательности, видеть её конечные цели.

 

Пронизывая многие стороны жизни ребёнка, эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей и реализуется в основных формах организации их деятельности: в игре, занятиях, быту, труде, на праздниках и в развлечениях. В число программных требований названы также навыки культурного поведения - аккуратно одеваться и раздеваться, следить за чистотой и внешним видом. Эти требования относятся и к физическому развитию, приобретению культурно - гигиенических навыков. Также эстетическое воспитание немыслимо без овладения элементарным нормам поведения.

 

В дошкольном детстве эстетическое отношение к окружающему проявляется в своеобразных формах, постепенно, порой малозаметно. Начиная с доступных и простых, постепенно требования усложняются. В результате выполнения самых простых требований у детей раннего возраста формируется чувство ритма, формы, цвета.

 

Чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определённое развитие эмоциональных и познавательных процессов.

 

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребёнок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеет личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.

 

Многообразная эстетическая деятельность требует от педагогов детского сада разносторонних знаний. Помимо профессиональной подготовки, воспитатель не должен забывать и об эстетической её стороне. В повседневном общении с детьми взрослые должны непременно уважительно и благожелательно относиться к ним, речь их должна быть правильной и выразительной, тон разговора спокойный, внешний вид привлекательный.

 

Культура поведения ребёнка в решающей степени зависит от систематичности и постоянства требований. Повседневно привлекая внимание детей к общественной жизни, предметному и природному окружению, педагог использует их в воспитательных целях.

 

Особое значение во всей деятельности по эстетическому развитию имеет творческое отношение ко всем, что составляет содержание педагогического процесса. В этом с наибольшей полнотой проявляется искусство воспитания, умение выявить интересы и способности каждого ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Элементы педагогики Монтессори в домашнем воспитании

Смыслом методики Монтессори является развитие индивидуальности ребенка. Родители просто помогают малышу осваивать нужные навыки в удобном для него темпе и лучше всего подходящими для него способами. Существует ряд детских садов, в которых применяют методику Марии Монтессори; эта методика используется уже около ста лет, и время показывает, что она дает действительно впечатляющие результаты.

Конечно, полное собрание пособий Монтессори занимает немало места, да и стоит достаточно дорого. Полноценную развивающую обстановку создать можно только в специальном монтессори-центре. Однако и дома можно создать среду, благоприятствующую развитию ребенка.

Как к этому подойти? В первую очередь, следует позаботиться о том, чтобы малышу было удобно. Размещать вещи малыша следует так, чтобы он был в состоянии легко их взять и так же легко убрать на место.

У ребенка обязательно должен быть свой стул и стол, за которым он будет заниматься, а также полка, на которой размещены необходимые ему для самостоятельной работы вещи. Полка должна быть в пределах досягаемости ребенка.

Превратиться в монтессори-материалы могут любые предметы, находящиеся в доме. Например, ребенок может тренировать аккуратность движений, пересыпая рис из кувшина в кружку. Когда у него начнет получаться, можно усложнить задание, заменив рис на сок или воду.

Упражнения «на ощупь» интересны и полезны ребенку. Можно собрать десять небольших предметов, которые знакомы ребенку (карандаш, ложку, пуговицу), сложить их в мешочек и предложить ему на ощупь узнавать предметы. Набор предметов можно изменять в зависимости от возраста ребенка.

Для пособий выберите определенное место, которое будет доступно и известно ребенку. Так он привыкнет убирать за собой, и сможет сам решать, чем сегодня заниматься, сколько раз повторять упражнение и когда закончить. Но необходимо дать ребенку понять, что начатое дело следует доводить до конца, и если он взялся за упражнение, необходимо его выполнить.

 

Главное в методике Монтессори – самостоятельная работа, потому проявляйте терпение и не пытайтесь делать задание за малыша. То, что взрослый может посчитать элементарным, для малыша может быть непростой задачей. Ваша цель – присматривать за ребенком в процессе выполнения им упражнений.

 Работа с монтессори-материалами ни в коем случае не должна превращаться в обязаловку. Ребенок лучше воспринимает новое, когда ему нравится процесс восприятия. Если сегодня малыш не хочет чем-либо заниматься – перенесите это на завтра. Главное – проводить время с ребенком и заниматься увлекательными вещами, доставляющими радость вам обоим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — очень важный этап в развитии и воспитании детей. На данном этапе закладывается база для последующего полноценного развития ребенка. Это время развития головного мозга и основных функций организма. На этом этапе по ходу развития и воспитания детей закладываются ключевые особенности характера и определяется темперамент ребенка. Всего их четыре: холерический, меланхолический, сангвинический  и флегматический. Развитие ребенка во многом зависит от его темперамента.

Наиболее ярко проявления темперамента выступают в младшем возрасте. Тип нервной системы следует обязательно учитывать в процессе воспитания детей. Более того, когда ребенок еще мал, вы созданием определенных условий жизни и целенаправленным воспитанием  способны воздействовать на проявления выраженных особенностей темперамента и направить эмоциональное развитие ребенка в  наиболее благоприятное русло.

Развитие и воспитание детей дошкольного возраста в первую очередь определяется их умственными и физическими возможностями и свойственным их возрасту типом мышления. На данном этапе развития мышление ребенка сильно переплетается с его практической деятельностью и основано на наглядных примерах. Соответственно, и методы воспитания должны опираться на исследовании предметов, их свойств. Главный инструмент развития и воспитания детей в этом возрасте — игра. Именно во время игры происходит развитие ребенка естественным образом, без принуждения. Он постепенно узнает об окружающих его явлениях и предметах новое, учится общаться с другими детьми.

Активно в раннем возрасте развиваются потребности ребенка, формируются на их основе разнообразные интересы. Главной движущей силой развития ребенка младшего возраста является познавательный интерес. Основная задача воспитания детей этого возраста сводится к постоянному подогреванию этого интереса, активному развитию любознательности и помощи в своевременном расширении кругозора ребенка.

  Очень важно в процессе воспитания привить ребенку понимание того, как можно действовать и общаться с другими людьми, а как нельзя. Этому отлично способствует воспитание детей в коллективе, неважно, занятия в развивающем центре это или группа детского сада. Выраженная особенность развития детей в этом возрасте в том, что на данном этапе формируются интересы, склонность к конкретным видам деятельности. Потому целью воспитания на данном периоде развития будет являться прививание ребенку начальных представлений о различных направлениях деятельности. Хорошее дошкольное воспитание сыграет решающую роль в последующей жизни человека, его интеллектуальном, физическом и духовном развитии

 


Информация о работе Эстетика в дошкольном возрасте