Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 18:21, доклад
Проблемами сюжетно-ролевой игры занимались Д. Б.Эльконин, Д. В.Мвнджерицкая, П. Г.Саморукова, Н. Е.Михайленко, Е. В.Зворыгина и другие. Сюжетно-ролевая игра является одним из средств умственного воспитания, которое заключено в формировании символических действий.
Характерной особенностью игры является применение в ней предметов-заместителей, взятие на себя роли. В игре происходит углубление анализа отображаемых явлений. В сюжетно-ролевой игреформируются нравственные качества личности (настойчивость, ответственность, доброта, честность, самостоятельность и т. д.), коллективные взаимоотношения (умение согласовывать действия). Дети приобретают эмоциональный опыт: сопереживание, переживание. Чувства детей в игре, связанные с проявлением инициативы, творчества, близки эстетическим чувствам - это говорит о том, что сюжетно-ролевая играявляется средством эстетического воспитания. Сюжетно-ролевая игра оказывает влияние на физическое развитие детей: совершенствуются разнообразные движения.
Проблемами сюжетно-ролевой игр
Характерной
особенностью игры является применение в ней предметов-заместителей,
взятие на себя роли. В игре происходит углубление анализа
отображаемых явлений. В сюжетно-ролевой игреформирую
Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
Основные компоненты сюжетно-ролевой игр
Сюжет - отражение детьми в игре определенных действий, событий,
взаимоотношений на жизни и деятельности
окружающих. Поэтому сюжеты зависят от эпохи, быта, географических
и других условий. Чем уже сфера действительности,
с которой сталкиваются дети, тем более
однообразны сюжеты их игр. Сюж
Разнообразие сюжетов и содержания определяет необходимость классифицировать их: я) бытовые игры (быт семьи, детского сада); б) игры на тему труда; в) игры с общественной тематикой. На построение сюжета ребенком влияет: игровая культура той игровой группы детей, в которую он включен; игровая традиция.
Ребенок стремится к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре, как отмечают Т. В.Антонова, Л. П.Усова, Д. Б.Эльконин.
Каждая игра имеет частные мотивы: интерес к тем или иным событиям; к действиям с предметом; стремление к совместной деятельности в обществе привлекательных для ребенка сверстников; придумывание, фантазирование, создание в игре особой действительности
Мотивы игры связаны с возрастом детей и изменяются - на протяжении дошкольного детства, определяя содержание игры. Формируются мотивы под влиянием социальных факторов и зависят от впечатлений, знаний, которые дети получают из самых разных источников: каждодневного жизненного опыта; специального, педагогически организованного ознакомления с явлениями окружающей действительности.
Роль Является средством реализации сюжета. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. При этом ребенок отождествляет себя с тем или другим человеком, действует от его имени, соответствующим образом использует те или другие предметы (водит машину как шофер, как врач делает укол, ставит градусник и т. д.), вступает в разнообразные отношения с другими окружающими (внимательно слушает больного, осматривает его и т. д.). Роль отражается в действиях, речи, мимике, пантомимике. К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей, действия и поступки которых вызвали наибольшее эмоциональное впечатление, интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, шофер и т. д.
Сюжетно-ролевая игра возникает на пороге третьего года жизни ребенка на основе предметных игр.
Основные этапы ее развития был
Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами.
Они осуществляются в определенной последовательности,
хотя эта последовательность часто нарушается.
Цепочка действий носитсюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны
и часто повторяются. Роли не обозначены.
По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковре
Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия) Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре объединяются 2-3 человека.
Третий этап. Основное содержание игры - по-прежнему действия с предметами.
Однако они дополняются действиями, направленными
на установление разнообразных контактов
с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены
до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще
всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика,
характер действий и их направленность
определяются ролью. Это становится основным
правилом. Игра чаще протекает как совместная,
хотя взаимодействие перемежается с параллельными
действиями партнеров, не связанных друг
с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличи
Четвертый этап. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним, и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игрыодного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время."
В игре четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-6.
Эти уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой
Информация о работе Этапы развития сюжетно-ролевой игры (по Д.Б. Эльконину)