Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 00:24, контрольная работа
В последние годы в педагогической теории и практике сформировалось новое направление - этнокультурное образование. Изучение концепций этнокультурного образования, принятых в бывших союзных и автономных республиках, показывает, что большое значение уделяется изучению и сохранению родного языка, созданию национального культурного пространства. Эта тенденция в отдельных регионах страны отмечается и исследователями (А.Б. Афанасьева, А. Ю. Белогуров, Г. С. Денисова, Т. К. Солодухина и др.).
Введение……………………………………………………………………………….3
2. Основа этнокультурного образования…………………………………………... 4
3. Мировоззренческие проблемы…………………………………………………… 8
4. Заключение…………………………………………………………………………13
5. Список литературы……………………………………………………………….. 14
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ФАКУЛЬТЕТ психолого — педагогического образования
Сенченко Нелли Геннадьевна
Этнокультурная направленность образования и воспитания в РФ
Контрольная работа по предмету «Поликультурное образование»
студента 1-го курса заочной формы обучения
Москва 2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
2. Основа этнокультурного
образования…………………………………………...
3. Мировоззренческие проблемы…………………………………………………… 8
4. Заключение……………………………………………………
5. Список литературы…………………………………
3
Введение
Этнокультура — это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной жизнедеятельности этноса.
В последние годы в педагогической теории и практике сформировалось новое направление - этнокультурное образование. Изучение концепций этнокультурного образования, принятых в бывших союзных и автономных республиках, показывает, что большое значение уделяется изучению и сохранению родного языка, созданию национального культурного пространства. Эта тенденция в отдельных регионах страны отмечается и исследователями (А.Б. Афанасьева, А. Ю. Белогуров, Г. С. Денисова, Т. К. Солодухина и др.). Проведенная в 2010 году перепись населения России показала, что в стране проживает 204 национальности, представители свыше 173 национальностей проживают на территории Республики Татарстан, а это значит, что и система образования страны является поликультурной и многоязычной. В этой связи встает вопрос о том, как воспитать человека, знающего и развивающего культуру своего народа, умеющего успешно строить взаимоотношения с людьми иных национальностей в условиях как поликультурного, так и этнокультурного образования. Отсюда вытекает необходимость проектирования образовательной системы, которая бы учитывала не только народные традиции воспитания подрастающего поколения, но и этнокультурные ценности народов мира, Российской Федерации, региона, муниципалитета и конкретного образовательного учреждения.
Разделяя позиции А.Б. Афанасьевой и Т. К. Солодухиной,,мы определяем этнокультурное образование как целостный процесс взаимодействия образования, народной педагогики и национальных культур, в котором происходит становление и развитие человека как представителя определенной национальности, способного не только осваивать и развивать этнокультурное наследие своего народа, но и содействовать развитию других национальных культур.
4
Основа этнокультурного образования
В основе этнокультурного образования лежит позитивное восприятие обучаемыми исторического прошлого своего и других народов, мирно и дружно проживающих на одной территории, осмысление собственных национальных корней, возрождение и развитие лучших народных традиций дружбы, гостеприимства, внимания и заботы в отношении ко всем людям. Этнокультурные воспитательные традиции любого народа представляют собой систему ценностей, традиций, отношений, которые являются составной частью общероссийской культуры. В связи с этим, главная задача этнокультурного образования - сплочение этнически разноаспектного в единое образовательно-воспитательное пространство, объединяемое общими ценностями высокой духовной национальной и мировой культуры, основанной на принципах гуманизма и дружбы народов.
Однако сегодня педагогические резервы этнических культур в практике образовательных учреждений используются недостаточно. Современное образование более ориентируется на мировой опыт, чем на национальные
культурные достижения, что в конечном итоге тормозит развитие национальной культуры и ведет к исчезновению этнической специфики населения.
Благодаря использованию в современной образовательной системе “этнокультурного компонента содержания образования”, его богатейшим и уникальным учебно-воспитательным возможностям, думается, можно решить актуальнейшие проблемы нашего времени: необходимость сохранения национального самосознания, духовного наследия и основы нашего бытия — природного мира. Российское общество постепенно начинает понимать, что важнейшей основой его саморазвития должно стать осознание каждым человеком национальных интересов России, понимание каждым своей собственной позиции как позиции гражданина полиэтнического государства, освоение каждой личностью духовно-нравственных ценностей народа. Кроме того, перед каждым человеком на земле, вне зависимости от его национальной принадлежности, раскрыта бездна, грозящая поглотить все человечество. Это — нарушение экологического равновесия между сферами природы и человеческой деятельности, которое может обернуться физической гибелью и природы, и людей. Поэтому можно смело сказать, что будущее России и мира впрямую зависит от двух важнейших составляющих, абсолютно необходимых в культурном багаже современного образованного человека. Это — этнокультурологический и экологический компоненты в сознании личности. При этом знание отечественной культуры и понимание основ экологии окружающего природного мира, экологии семьи и народов России и мира должны быть не изолированными друг от друга в человеческом сознании, а составлять единую мировоззренческую целостность, необходимую и гуманитарию, и технарю.
5
Однако прочное, основательное становление национального сознания и экологического мышления, освоение духовно-нравственных ценностей возможно только в том случае, если ребенок с раннего детства, с рождения живет и растет в нравственно, эстетически, интеллектуально здоровой атмосфере семьи, ближайшего ее окружения, в обществе, которое знает и бережет свои традиции и осознанно выстраивает систему наследования этих традиций от поколения к поколению. Общество имеет два важнейших института передачи своего культурного опыта. Это институт семьи и система образования. И у семьи, и у системы образования сейчас общая цель: развитие проектных способностей детей, которые позволяют каждому наиболее эффективным образом находить свое место в личной, профессиональной, общественной жизни. Проектные способности дают возможность осознанно сопрягать достижение частных успехов с успехом всего российского общества, при этом не разрушая природную среду — естественную колыбель любого общества. Без такого осознанного сопряжения, без традиционного для русской духовной культуры
гармоничного сочетания личных и общественных интересов немыслимо успешное развитие ни отдельной личности, ни России как соборной личности, объединяющей в ce6e разные народы.
Итак, и общество в целом, и семья, и система образования как общественные институты наследования культурного опыта, обеспечивающие жизнеспособность общества, имеют сейчас двуединую общую цель. Эта цель такова — развитие проектных способностей детей и становление национального сознания, обеспечивающих жизнеспособность общества и сохранность природной среды.
Поставленная цель достижима только тогда, когда осваиваются не внешние, “сувенирные”, признаки культурного наследия, а его живое, вечно развивающееся ядро. Это ядро можно определить как нераздельное триединство истины, красоты и добра. Именно эти нравственно ориентированные категории являются сущностными характеристиками народной культуры. Они сообщают народной картине мира ЦЕЛОСТНОСТЬ, СТЕРЕОСКОПИЧНОСТЬ, ОНТОЛОГИЧЕСКУЮ ПЕРВИЧНОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ, НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ. А ведь именно непротиворечивость является критерием истинности; цепь-арность всегда признавалась эстетическим свойством; устойчивость, первозданность — признаком доброкачественности явления. Перечисленные сущностные характеристики и позволяют развеиваться народной культуре во времени, не теряя своей самотождественности и в то же время не топчась на месте, не копируя саму себя, не повторяя отжившие формы, решая насущные задачи современности, позволяя нации выдержать все испытания, которым ее подвергает ход истории. И если содержание этнокультурного компонента в учебно-воспитательном процессе будет организовано в соответствии с этими характеристиками, он, этот компонент, способен стать фундаментом
6
современного образования. Тогда образовательная система сможет достичь целей, поставленных перед ней нашей эпохой.
Не будем забывать, что все народы мира, все народы России живут в едином природном и социокультурном пространстве. Сложная судьба России, в том числе события настоящего времени, достаточно убедительно показали, что путь разделения народов, путь абсолютизации роли и места отдельных этносов в истории страны — это путь, чреватый социальными потрясениями, бедами, гибелью. Сложный, противоречивый, но в целом плодотворный диалог культур славянских, финно-угорских, тюркских племен и народов, который шел на территории России в древности и в средневековье, опыт взаимодействия разных народов в течение нового и новейшего времени привели в России к реальному сложению нации — ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ многих поколений, связанных общей историей. Результаты этого исторического процесса невозможно игнорировать.
Сейчас страна, государство, нация вступили в полосу испытаний на прочность. И важнейший вклад системы образования в то, как российское
общество выдержит эти испытания, — обеспечить минимум этнокультурологической и экологической “грамотности”, насущно необходимой каждому гражданину нашего Отечества. Это поможет по достоинству оценить роль и место каждого народа в жизни России, поможет взвешенно и спокойно выбрать дальнейший ее путь, учитывая слабые и сильные стороны предшествовавших исторических этапов. В Институте образования МОПО РФ разработаны три взаимосвязанных проекта комплексного освоения традиционной культуры: программа “Наследие” для системы дошкольного воспитания (1); курс “Введение в народоведение” для начальной школы (2) и курс “Мир народной культуры” для средних — старших классов (3). Преемственность вышеперечисленных проектов обеспечивается общими методологическими подходами к организации их содержания.
Суть этих подходов состоит в следующем. В системе образования, особенно на ее базовых, начальных, ступенях, когда закладывается фундамент самосознания личности, в том числе осознание своей национальной и этнической принадлежности, необходимо средствами комплексного освоения традиционного наследия донести неповторимое своеобразие определенной этнической культуры. При этом принципиально важно не абсолютизировать это своеобразие как некую замкнутую в себе систему свойств и качеств народа, его культуры, истории, его психического, интеллектуального, нравственного, эстетического облика, а показать на конкретном примере, что культура КАЖДОГО народа является ОСОБОЙ формой проявления ЕДИНОЙ, ОБЩЕРОДОВОЙ сущности ЧЕЛОВЕКА; что эта СУЩНОСТЬ складывается в процессе сложного, многоступенчатого развития ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. При этом развитие человечества понимается как процесс и результат многообразной жизнедеятельности субъектов человеческого
7
развития — отдельных этносов, находящихся в каждый определенный момент своей истории в качественно особых состояниях (племя, народность, народ, нация).
Для решения сформулированной задачи необходимо такое построение содержания и методов образования на определенном этническом материале, которое бы обеспечивало принципиальную СООТНОСИМОСТЬ, принципиальную возможность СРАВНЕНИЯ с содержанием и методами этнопедагогической работы на материале других культур. Следовательно, необходимо выбрать ОБЩЕЕ ОСНОВАНИЕ для сравнения содержания разных культур. В качестве такого общего основания для сопоставления разных культур выбрана принципиальная схема освоения традиционной культуры, опирающаяся на освещение ТРЕХ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ, одинаково важных для любого народа, в любой исторический период его развития. Эти проблемы остро стоят и перед естественнонаучным и гуманитарным циклами общего образования. Они решаются средствами естественных и гуманитарных наук, разными видами искусства (анонимного,
фольклорного и профессионального, авторского), разными по форме и содержанию идеологическими и философскими системами осмысления мира. И конечно же, эти проблемы изначально наполнены громадным духовно-нравственным содержанием и связаны с экологической проблематикой, если экологию понимать не узко, а широко — как науку о сложных, тонких взаимных соотношениях ПРИРОДНОГО и СОЦИОКУЛЬТУРНОГО в рамках всеобъемлющего понятия “МИР”, как науку о личностной этике отношения каждого человека к природе, обществу, к самому себе как части единого целого. Поэтому эти проблемы, поставленные и решенные на материале традиционной народной культуры, могут стать прочным фундаментом целостного учебно-воспитательного процесса, дают возможность с ориентацией на личность ребенка организовать и содержание всех других дисциплин базового общего образования. Каковы же эти проблемы?
8
Мировоззренческие проблемы
ПЕРВАЯ ПРОБЛЕМА — ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. В рамках этнокультурного компонента содержания образования она раскрывается на целостном материале ритмически организованного традиционного народного календаря как универсального явления мировой культуры, возникшего на синкретической стадии ее развития. Раскрывается эта проблема и в ходе анализа целостной системы художественных средств разных видов традиционного искусства (словесно-музыкального, хореографического, изобразительно-прикладного). Данный аспект возможен потому, что художественная система народной культуры в своих истоках опирается на древние представления о неразрывной связи ЧЕЛОВЕКА и ПРИРОДЫ. Эти представления типологически сходны практически у всех народов мира и основаны на идее осуществления и взаимоподобия Человека и Природы. В новое время древняя идея может быть интерпретирована как идея Единства Человека и Природы, идея единой экосистемы, в которой Человек как существо разумное и своей деятельностью воздействующее на Природу занимает центральное и определяющее для этой системы место. Следовательно, этнопедагогическая работа в школе по проблеме “Человек и природа в народной культуре” обеспечивает гуманитарный фундамент для изучения естественнонаучных дисциплин (таких, как природоведение, экология), показывая детям с точки зрения философско-антропологического подхода, как в ходе развития народа формировались древние представления о природе, о происхождении и устройстве мира, какими виделись связи между человеком и природой, как на основе наблюдений наших предков за реальными природными явлениями появлялись начатки народных погодоведческих и сельскохозяйственных знаний, как складывалась целостная, стереоскопичная, непротиворечивая народная картина мира, которая всемерно способствовало сохранению нравственного здоровья человека, ощущению им своего места в мире не “над природой”, а в гармонии с ней. Это, собственно, и есть истинное экологическое сознание и нравственный императив, необходимые для существования людей на Земле.
Информация о работе Этнокультурная направленность образования и воспитания в РФ