Этнопсихологии в познании особенностей казахов, ее роль в этнопедагогике
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 21:52, реферат
Описание работы
Казахский народ имеет богатое духовное наследие, уходящее корнями в глубь веков, от орхоно-енисейских древних письменных памятников VI—VIII вв. до наших дней. Казахстан — край орлиных крыльев. И действительно, он занимает территорию от седого Каспия до Алтайских гор, от Уральского хребта до высокогорного Алатау. Казахи говорят: коль богата земля, то богат и народ. Где земля просторна, там жизнь привольна.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 1.Этнопсихологические особенности народа 2. Культура, казахский фольклор 3.Народная педагогика: пословицы и поговорки 4. История педагогической мысли и просвещения Казахстана ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Труд — источник богатства
человека, авторитет — источник его уважения.
Джигиту нет счастья без труда,
народу — без единства.
Труд украшает человека, а человек
— свое время.
От дождя земля цветет, от работы
джигит мужает.
Плача будешь арык рыть, смеясь
будешь воду пить.
Не спрашивай джигита, сколько
сил вложил, спрашивай, что сделал.
Для джигита работа — отдых,
для лентяя гулянье — отдых.
Умственное воспитание
В учении трудно, да плоды учения
сладки.
Говори не о том, что вычитал,
а о том, что осмыслил.
Для ученого мир светел, для
неуча мир темен.
Если глаза не видят, но уши
слышат — ум богатеет, если глаза видят,
но уши не слышат — ум скудеет.
Жизнь — самый мудрый учитель.
Слово невежды как угроза звучит,
слово мудреца как шелк шелестит.
Умного речь коротка, да каждое
слово поучительно.
Умный ошибается — себя винит,
дурень — друзей.
У мудрого человека слово яркое,
как огонь, ясное, как луна.
Добрый конь и в старости шаг
не путает, умный человек и в старости
мудрости не теряет.
Знаний набирайся с пеленок
и накапливай до дней последних.
Искусство — живой ручей, наука
— яркий светильник.
Наука есть рытье колодца иглой.
Не тот много знает, кто много
читает, а тот, кто умом вникает.
Не тот много знает, кто много
прожил, а тот, кто много видел.
Прилежный ученик превзойдет
учителя.
Стремись изучить семи народов
язык и семь разных наук.
Прожитый день не вернется,
а мудрое слово останется.
Учение — основа знания, знание
— основа счастья.
Лучше умный молчун, чем речистый
болтун.
Меткое слово спор прекращает
Слово акына острее кинжала
и нежнее волоска.
Патриотическое воспитание
Родина — Мать народу, народ
— мать джигиту.
Нет земли лучше Родины, нет
людей лучше, чем на Родине.
Любовь к Родине у семейного
очага зарождается.
Если не нашел счастья дома,
не обретешь его и на чужбине.
Не видать добра гусю, покинувшему
озеро родное; не видать счастья джигиту,
оставившему край родной.
Счастлив джигит, себе цену
знающий, счастлив народ, сам собой правящий.
Пережитое вместе с народом
— великий праздник.
Кто бежал от народа, тот останется
без погребения.
Лишившись коня, седло не бросай;
лишившись жены, очаг свой не покидай;
лишившись очага, народ свой не покидай.
(11; с.73)
4. История овладения грамотой
У казахов испокон веку было
много желающих овладеть грамотой.
Первоначально это шло через
изучение арабского письма, посредством
чтения религиозных книг, которые издавались
на основе арабской графики.
«...Казахские дети обучались
у мулл по старой, укоренившейся методике,
суть ее выражается в следующем. Сначала
азбука заучивается наизусть, причем каждая
буква читается не в соответствии со своим
звучанием, а так, как она дается в алфавите:
алип, би, ти, си, мим, ха, дал. Затем заучиваются
всевозможные надстрочные, подстрочные
знаки. Вот отчего дети-казахи с таким
трудом осваивают за три-четыре года грамоту,
да и то не все. Дети же русских грамоту
осваивают за неделю и читают книги, поскольку
слова они читают, не расчленяя на отдельные
буквы.» (21; с.16)
Спустя некоторое время, когда
интенсивность сношений с русскими резко
увеличивается, возникает настоятельная
потребность в обучении и овладении русским
языком. Здесь необходимо отметить, что
в обучении русскому языку не предусматривается
изучение шариата, основное внимание уделяется
преподаванию предметов, необходимых
для различных отраслей хозяйства. Причем
для каждой отрасли создана своя школа.
Например, окончивший школу лесного хозяйства
становится лесничим, школу юриспруденции
— судьей, и т. д. Для того чтобы посеять
семена знания среди казахов, пропагандировать
оседлый образ жизни, для детей казахов
открывались интернаты и сельскохозяйственные
школы. В этих школах обучение будет вестись
как на казахском, так и на русском языке.
О киргизском языке
Обитая в необозримых и пустынных
степях Средней Азии и занимаясь исключительно
скотоводством, киргизский народ, как
известно, в течение многих веков жил совершенно
обособленно от других азиатских народов
и вел вполне самостоятельную жизнь со
своеобразными условиями. Ввиду этих обстоятельств
язык киргизский развивался самостоятельно
и сделался как бы самостоятельным языком,
очень мало имеющим общего с языками других
народов Азии одного с ним происхождения.
Своеобразная природа степей,
постоянная борьба за существование со
стихиями и враждебными соседними племенами
воспитали в киргизском народе здравый
ум, живой темперамент, смышлености сообразительность.
Сообразное этими качествами и язык киргизский
получился живой, выразительный и довольно
богатый формами... В степи нередко встречаются
старики-ораторы, которые на родном своем
языке говорят так выразительно, последовательно
и вместе с тем просто и ясно, что не уступят
иной раз, пожалуй, и европейским ораторам.
«...Язык каждого народа есть
одно из самых могучих средств его на пути
к просвещению, и только такой народ достоин
уважения и может рассчитывать на хорошую
будущность, который свято хранит и развивает
свой язык. Киргизский же язык падает с
каждым годом, и его необходимо поддержать
и развивать. Поддержание и развитие киргизского
языка и распространение русской грамотности...
должны составлять, как нам кажется, нравственную
обязанность просвещенных представителей
киргизского народа...» (1; с.12)
5. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ КАЗАХСТАНА
История развития педагогической
культуры казахского народа уходит в глубь
веков. Основываясь на общих закономерностях
развития истории Казахстана, условно
выделяется три основных периода становления
педагогической мысли, соответствующие
основным этапам общественного прогресса
народов этого региона.
Первый период — ее истоки,
первоначальные этапы зарождения, ведущие
отсчет с VI по XV вв. (древнетюркские письменные
памятники, наследие аль-Фараби, творения
поэтов-мыслителей эпохи распада Золотой
Орды). Сюда же входит и казахская народная
педагогика.
Второй период — развитие педагогической
мысли — связан с моментом образования
казахского ханства — государства раннефеодального
типа (первая половина XV в.).
Третий период - развитие педагогической
мысли Казахстана после свершения Октябрьского
переворота в России и до наших дней, периода
приобретения суверенитета и независимости
Республики Казахстан. (10; с.227)
На протяжении длительной истории
жители степных просторов накопили богатый
опыт воспитания подрастающих поколений,
создали обычаи и традиции, в которых соединяются
творческий опыт народных масс, правила,
нормы и принципы поведения человека.
В соответствии со своеобразными особенностями
социально-экономических, культурно-исторических,
природно-климатических условий у казахов-кочевников
сложились свои требования к обучению
и воспитанию детей и молодежи. В частности,
был выработан определенный морально-психологический
эталон личности, суть которого заключалась
в известном афоризме, который дословно
переводится так: «Настоящий джигит имеет
восемь граней качества и способен хранить
тайну», т. е. человек должен обладать следующими
качествами: умением вести кочевое скотоводство,
трудолюбием, стойкостью в беде, смелостью
в бою, знанием генеалогии своего рода,
поэтическим дарованием, находчивостью
и остроумием, владеть техникой верховой
езды.
Народная педагогика обширного
региона представляет собой синтез педагогической
мысли, опыта и традиций разных этнических
компонентов, из которых формировалось
нынешнее поколение кочевников. Вместе
с тем необходимо отметить, что генетическая
общность, сходные условия общественно-политической
и социальной жизни, совместная жизнь
на одной территории или в близком соседстве,
взаимные связи в различных областях,
совместная борьба против угнетателей
и иноземных завоевателей порождали в
материальной и духовной культуре разных
наций и народностей, населяющих современную
территорию республик Центральной Азии
и Казахстана, много сходных, общих черт
поведения и образа жизни.
На территории Казахстана, особенно
в оседлых его районах, еще в период раннего
средневековья (VII—VIII вв.) стали функционировать
многочисленные мектебы (начальные мусульманские
школы) и медресе - (религиозные учебные
заведения средне-высшего типа. Крупные
медресе имелись в г. Отраре, Исфид-жабе,
Таразе, Сайраме, Туркестане и др.).
Мектебы находились в аулах,
почти в каждом населенном пункте. Учителями
были приходские муллы, которые содержались
в основном на средства населения. Учащиеся
занимались осенью и зимой (4—6 месяцев
в году), курс обучения — 4 года, детей обучали
с 7 лет. Обучение в мектебе было платное
в натуральной форме, экзамены не проводились,
свидетельства об окончании не выдавались.
Процесс обучения состоял в .заучивании
арабских букв и слов, а потом чтении и
зубрежке текстов Корана на арабском языке.
В городских медресе готовили служителей
ислама — мулл для преподавания в мектебах,
казиев (судей), богословов, толкователей
шариата и других высших духовных лиц.
Медресе являлись не только очагами мусульманского
учения, но и культурными центрами, здесь
нередко получали образование знаменитые
поэты, просветители-демократы. В них кроме
богословских дисциплин преподавались
законоведение, история, логика, этика,
риторика, география, философия, математика,
астрономия, медицина и другие циклы светских
наук. При медресе работали крупные библиотеки.
Срок обучения зависел от успехов каждого
шакирда (слушателя) и потому мог иногда
продолжаться до 15—20 лет. Выпускникам
выдавались официальные документы.
В IX—X вв. с системой психолого-педагогических
воззрений выступает великий ученый-энциклопедист,
уроженец казахской степи Абу Наср аль-Фараби
(870—950).
Педагогические взгляды Фараби,
насыщенные гуманистическими идеями,
многоаспектны, они разбросаны в многочисленных
трактатах («Афоризмы государственного
деятеля», «Указание пути к счастью», «Гражданская
политика», «Риторика», «Об искусстве
поэзии», «Большая книга о музыке» и т.
д.). Большое место в них отводилось дидактике
и методике обучения, говорилось о доступности,
прочности, системности, наглядности обучения,
об активности и целеустремленности обучающегося.
Анализировались некоторые педагогические
понятия (навыки, привычки, способности,
характер и др.), приемы и методы воспитания
(убеждение, самовнушение, принуждение
и др.). Особо подчеркивалось, что система
политических и гражданских наук, этика
и педагогика выступают ведущими отраслями
знания, полезными всем без исключения.
«Обучение — это наделение теоретическими
добродетелями народов,— писал аль-Фараби.
Воспитание — это способ наделения городов
эстетическими добродетелями и искусствами,
основанными на знаниях. Обучение осуществляется
путем устной речи, передачей знаний, научением,
а воспитание — путем практической работы
и опытом».(17; 43)
Аль-Фараби не только творчески
развивал учение Аристотеля о душе, но
впервые в арабоязычном мире изложил стройную
систему учения о душе и разработал оригинальную
терминологию по психологии. До сих пор
для современной науки представляют большой
интерес его мысли, высказанные по различным
аспектам возрастной, педагогической,
социальной, медицинской, музыкальной
психологии.
Учение Фараби повлияло на последующее
развитие философской и психолого-педагогической
мысли народов Средней Азии и Казахстана.
Его влияние было многосторонним и длительным:
в период X—XV вв. в Средней Азии и Казахстане
появилось немало ценных учебных пособий
по математике, логике, этике для учащихся
мектебов и медресе. Например, книга Тафтазани
«Мантык» («Логика») долгое время была
основным учебным пособием по логике для
учащихся медресе.
Комментаторами и продолжателями
Тафтазани были видные мыслители Средней
Азии — Давани (XV в.) и Юсуф Карабаги (XV-в.).
Их книги хорошо знал и высоко ценил казахский
поэт-мыслитель Абай Куйганбаев.
В XI—XII вв. широкое распространение
получают этико-педагогические трактаты,
написанные местными авторами (Ю. Баласагунский,
М. Кашгарский, А. Югнаки, А. Ясави и др.).
Так, книга Юсуфа Баласагунского «Кудатгу
билиг» («Благодатное знание»)—первый
дошедший до нас памятник светской литературы
тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана.
Многие страницы этого трактата посвящены
роли знаний в жизни человека, размышлениям
о счастье, о хороших и дурных поступках,
о пользе и вреде слова, о качествах, необходимых
правителям и разного рода начальникам,
об искусстве общения с представителями
различных слоев общества и т. д. Большое
место отводит автор поэмы вопросам семьи
и брака; воспитанию подрастающего поколения,
взаимоотношениям родителей и детей.
В другом памятнике древиетюркской
письменности — «Диван лугат ат-тюрк»
Словарь языка тюрков» или «Собрание турецких
наречий», созданном выдающимся ученым
казахской степи Махмудом Ибн Хусейном
Кашгарским (XI в.), мы находим интересные
идеи, насыщенные этнопедагогическим
и морально-психологическим содержанием.
Если в этико-педагогических
воззрениях Юсуфа Баласагунского, бывшего
под сильным влиянием религиозно-мистического
учения суфизма, отразились интересы феодальной
аристократии династии Караханидов, что
нашло свое отражение в оправдании морально-этических
норм представителей господствующих классов,
то в произведении другого мыслителя,
тоже выходца из казахской степи— Ахмеда
Югнаки (XII в.) «Хибатал хакаик» («Дары истины»)
подчеркивалось, что овладение знаниями
имеет огромное значение прежде всего
для нравственного усовершенствования
людей от мала до велика. В поэме даются
советы и правила, как надо беречь язык,
говорится о щедрости и скупости, гордости
и смирении, жадности и алчности, дается
высокая оценка литературе и науке, в ней
содержится очень много притч, пословиц
и поговорок назидательно-дидактического
характера.
В начале ХШ в. в Среднюю Азию
и Казахстан вторглись войска Чингисхана.
Вскоре эти территории были включены в
состав огромной империи монголов, известной
в русской летописи под названием Золотой
Орды. Монгольское нашествие, по меньшей
мере, на несколько столетий задержало
экономическое и культурное развитие
Казахстана, во многом затормозив образование
его государственности. И после монгольского
нашествия, вплоть до присоединения Казахстана
к России (1731), степь была ареной ожесточенных
военных столкновений. Чужеземные захватчики
уничтожили десятки городов и поселений,
подорвали экономическую основу культурной
жизни народов региона. Родина Фа-раби—
город Отрар, когда-то процветавший культурный
центр средневекового Казахстана, со своей
обсерваторией, библиотекой, медресе и
караван-сараем, принимавшим богатых купцов
из дальних стран, первым в степи оказал
сопротивление и пал после шестимесячной
героической борьбы. В Отраре сгорела
самая значительная, после знаменитой
Александрийской, библиотека.