Юмор как средство педагогического воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 05:31, статья

Описание работы

Актуальность темы связана с тем, что современная школа нуждается в учителе высокой профессиональной квалификации, обладающем незаурядными интеллектуальными и коммуникативными качествами, способном критически мыслить и творчески подходить к решению стоящих перед ним задач.
Несомненную педагогическую ценность обнаруживает в себе особое свойство человеческой природы – юмор и его естественное выражение – смех. Включение в педагогический арсенал средств, методов и приемов, основанных на знании методического потенциала юмора, может стать существенным резервом повышения эффективности процесса обучения, воспитания и развития личности. Однако тот факт, что остроумие – врожденное качество, а чувство юмора можно формировать, практически не учитывается.

Файлы: 1 файл

юмор как средство пед.воздействия.docx

— 18.52 Кб (Скачать файл)

ЮМОР КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

ЮМОР КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ВОЗДЕЙСТВИЯ

Бакум И.Е.

Тывинский государственный университет, г. Кызыл

Актуальность темы связана  с тем, что современная школа  нуждается в учителе высокой  профессиональной квалификации, обладающем незаурядными интеллектуальными и  коммуникативными качествами, способном  критически мыслить и творчески  подходить к решению стоящих  перед ним задач.

Несомненную педагогическую ценность обнаруживает в себе особое свойство человеческой природы –  юмор и его естественное выражение  – смех. Включение в педагогический арсенал средств, методов и приемов, основанных на знании методического  потенциала юмора, может стать существенным резервом повышения эффективности  процесса обучения, воспитания и развития личности. Однако тот факт, что остроумие  – врожденное качество, а чувство  юмора можно формировать, практически  не учитывается.

Юмор универсален - это  взгляд на мир в целом, а не на отдельные его явления, и субъективен - это рефлексия субъекта, способного поставить себя на место комического  объекта и приложить к себе мерку идеала [3].

Обратимся к толкованию понятия  «юмор». Слово «юмор» употребляется  как в узком, так и в широком  значении слова. В широком значении - тогда, когда оно рассматривается  на правах синонима со словом «комическое», и все формы комического творчества определяются как «юмор» или «юмореска». Очень часто под словом «юмор» подразумевают также субъективную сторону комического (способность  к восприятию комического).

Известно, что юмор как  явление возникает в процессе общения. Психотерапевт В. Леви среди  характеристик общения, которые  желательно учитывать в работе над  собой, называет «равновесие серьезности  с юмором» [2]. Действительно, умение с юмором отнестись к собственным  неудачам и промахам будет оказывать  благоприятное воздействие на учеников, ведь бодрость и оптимизм заразительны. В сложных критических ситуациях роль юмора трудно переоценить. Умение разрядить обстановку, снять накал отношений не является врожденным качеством, как мы уже отмечали, его можно сформировать.

Безусловно, необходимо учитывать  особенности национального менталитета, так как, несмотря на интернациональную  сущность юмора, существует некоторое  различие в восприятии данной категории  людьми разных национальностей. В связи  с этим, используя юмор в своей  профессиональной деятельности, необходимо учитывать возможную реакцию  аудитории, ее культуру и социальный опыт. По данным исследователей, американцы улыбающегося человека воспринимают как  более умного. Интересно, что студенты-китайцы  с энтузиазмом приняли правило  «улыбайтесь», а студенты-афганцы  сообщили, что часто улыбаются  только неумные и несерьезные  люди.

Рассматривая философско-эстетический аспект юмора, можно заметить, что  в истории философии юмор выступает  как философско-эстетическая категория  с XVIII века. Традиционно юмор рассматривается  как двойственное чувство величия  и несовершенства бытия. При этом отмечается взаимная связь трагического и комического в юморе.

Если говорить о психологическом  аспекте юмора, то наибольшей известностью в области психологической интерпретации  чувства юмора и остроумия  пользуется работа З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» [5]. Фрейд разделяет комическое на остроумие, юмор и собственно комическое. Многие виды деятельности, по Фрейду, направлены на получение удовольствия от интеллектуальных процессов. «Остроумная» деятельность имеет своей целью то же самое. Но в сознании человека существуют барьеры – запретные желания, мысли, подавляемые собственными внутренними «цензорами». Характер остроумия сводится к следующему: когда с помощью острот удается обойти этих цензоров, человек испытывает удовольствие от внезапно освободившейся энергии, которая выплескивается в виде смеха.

Психологическую сущность смешного, природу смеха пытается определить в своих трудах известный американский философ, психотерапевт А. Бергсон [1]. Он выделяет первое изначальное положение  «смешного»: все смешное должно быть «человеческим». Животные и неодушевленные предметы смешны, если напоминают о  чем-то человеческом. Еще одно положение, на котором основывается принцип  смешного у А. Бергсона, заключается  в том, что разум, к которому обращается смешное, должен непременно находиться в общении с разумом других людей. Смешное не может нравиться  тому, кто чувствует себя одиноким. Смех нуждается в отклике.

Педагог, обладающий чувством юмора, сохраняет дружелюбие по отношению  к объекту юмора, который как  бы подвергается своеобразной эмоциональной  критике. Однако юмор может выступать  не только как черта характера, но и рассматриваться как педагогическое средство.

В арсенале опытного преподавателя  всегда есть шутка, веселый рассказ, стихотворение, остроумная пословица, поговорка, парадокс. При определенных условиях они могут рассматриваться  как разновидности дидактического юмора, из которых наиболее частотным  является шутка. Шутка – «очень эффективный  и эффектный способ воздействия, снимающий психологическое напряжение, подчеркивающий доброжелательные взаимоотношения, приносящий маленькую радость, затмевающую  унылое или агрессивное состояние  духа, а, следовательно, высвобождающий активный разум и помогающий решить ясно какой-то вопрос. Шутка активизирует, отвлекает, расслабляет, рождает эмпатию» [6; 58].

Использование шутки в  воспитательных целях будет эффективнее, если педагог станет учитывать приемы конструирования шутливых высказываний, приемы использования юмора. Однако юмор не должен становиться самоцелью. В противном случае его использование  может повлечь за собой необратимые  последствия.

Допуская возможность  использования юмора в педагогической деятельности, большинство авторов  отмечают ограниченность применения данного  педагогического средства. Нельзя не отметить, необходимость соблюдения ряда требований к его использованию.

Первое требование заключается  в том, что нельзя подвергать осмеянию личность ученика. Можно смеяться лишь над отдельной чертой характера, конкретным поступком или высказыванием  учащегося. Суть второго требования в том, что нельзя смеяться над  тем, что ученик не в состоянии  исправить или изменить. Это может  быть физическая слабость, заикание, необычная  фамилия и т.п. Недопустимы шутки  по поводу юношеской симпатии, любви. Третье требование - не рекомендуется  первым смеяться над собственной  шуткой с тем, чтобы не вызвать  реакцию, противоположную ожидаемой. Однако в некоторых случаях улыбка педагога, сопровождающая собственное  использование юмора, стимулирует  ответную реакцию школьников, особенно тех ребят, которые не обладают остроумием как природным даром. Четвертое  требование - недопустимы грубая, плоская  шутка, кривляние, зубоскальство, которые являются следствием низкой культуры педагога, недооценки и неуважения личности учащегося, результатом назидательности, ничего общего не имеющей с остроумием. Пятое требование заключается в том, что не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольный промах учащегося, его неловкость, так как это может ранить школьника. Шестое требование - шутку и юмор, особенно адресованные «трудным» студентам и детям, лишенным родительской любви, лучше облечь в форму дружеской критики, мягкого упрека (ни в коем случае - наказания). И, наконец, последнее, седьмое требование. Не стоит сердиться, услышав шутку учащегося или увидев улыбку в свой адрес. Всегда надо быть готовым ответить на острое словцо, не бояться, первому посмеяться над своей неудачей или промахом. Однако позволить смеяться над собой можно только при условии, что воспитанник не переходит границу, за которой его смех перейдет в издевательство, в оскорбление старшего [4].

Итак, подводя итог всему  выше сказанному, еще раз отметим, что юмор является весьма мощным средством  воздействия на человека. При его  грамотном использовании можно  достичь весомых результатов  в педагогической деятельности. Начиная с XVIII века многие исследователи анализировали различные аспекты юмора, подчеркивали его значение и возможности. Несмотря на это, юмор до сих пор не достаточно широко используется в педагогической практике современной школы.

Литература:

1. Бергсон, А. Смех // Психология  эмоций. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1993. - С. 47-53.

2. Иванова, Т.В. Социально-педагогические  возможности юмора. // Высшее образование  сегодня, 2008. - №10 С. 65-70.

3. Кухранова, И. Юмор в педагогической деятельности. // Воспитание школьников. – 2003, - №7 С. 34-35.

4. Станкин, М. И. Если мы хотим сотрудничать. Книга для преподавателя и воспитателя. – М.: Изд. центр Академия, 1996. - 384 с.

5. Фрейд, 3. Остроумие и  его отношение к бессознательному. Интернет ресурс: http://www.psyedu.ru/view.php?id=420

6. Щуркова, Н. Е. Краткий справочник по педагогической технологии. – М.: Новая школа, 1997 - 64 с.


Информация о работе Юмор как средство педагогического воздействия