Качество образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 08:32, реферат

Описание работы

Анализ определений качества образование данных в современной литературе приводит к выводу, что под качеством образования подразумевают качество процесса обучения и воспитания и результат этого процесса. В нормативных актах органов управления образованием не содержится точного определения понятия «качество образования». В законе «Об образовании» говорится лишь о том, что качество подготовки выпускников образовательного учреждения должно соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов

Файлы: 1 файл

Качество образования.docx

— 15.70 Кб (Скачать файл)

Качество  образования 

Анализ  определений качества образование  данных в современной литературе приводит к выводу, что под качеством  образования подразумевают качество процесса обучения и воспитания и результат этого процесса. В нормативных актах органов управления образованием не содержится точного определения понятия «качество образования». В законе «Об образовании» говорится лишь о том, что качество подготовки выпускников образовательного учреждения должно соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов 

На сегодняшний  день стандартов системы качества в  сфере образования, разработанных  на основе международных стандартов ИСО серии 9000, существует не так много. Международным стандартом является всего один – ISO/IWA 2 «Quality management systems. Guidelines for the application of ISO 9001:2000 in education» - Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2000 в образовании. Этот международный стандарт был разработан по результатам соглашения международной конференции (IWA 2 - International Workshop Agreement), прошедшей в 2002 году в Мексике. Первая редакция стандарта (IWA 2:2003) была принята в 2003 году. Вторая редакция стандарта, действующая на сегодняшний день, принята в 2007 году (IWA 2:2007).

Стандарт ISO/IWA 2 не содержит в себе каких-либо дополнительных требований в сравнении с ISO 9001:2000. В нем представлены руководящие  указания по применению требований ISO 9001:2000 в образовательных учреждениях  и даны пояснения, связанные с  управлением качеством образовательной  услуги.

Разработка и  применение IWA 2 направлено на достижение следующих результатов:

- стандартизировать  процедуры профессионального образования; 

- обеспечить  регулярный мониторинг процесса  управления и ведения документации  и записей, необходимых для  образовательного процесса;

- гарантировать  выполнение государственных требований  в сфере образования; 

- гарантировать  качество образовательных услуг,  качество преподавательского состава  и качество образовательного  контента.

Целью стандарта IWA 2 является повышение эффективности системы менеджмента качества образовательного учреждения и непрерывное повышение качества образовательной услуги, предоставляемой обучающимся.

Стандарт ISO/IWA 2 не предназначен для сертификации образовательных учреждений, не предназначен для оценки соответствия требованиям этого стандарта или применения в контрактных ситуациях.

Помимо международного стандарта ISO/IWA 2 в ряде стран разработаны  и приняты национальные стандарты  системы менеджмента качества в  образовании. Некоторые из них представлены ниже:

ГОСТ Р 52614.2-2006 – «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001:2001 в сфере образования». – Это Российский стандарт, являющийся переводом международного стандарта ISO/IWA2 первой редакции 2003 г.

HB 90.7-2000 – «Education and Training Guide to ISO 9001:2000» - Руководство по ИСО 9001:2000 для образовательных и обучающих организаций. – Национальный стандарт Австралии. Содержит руководящие указания по применению ИСО 9001:2000 в образовательных учреждениях. В этом стандарте пояснения по применению ИСО 9001:2000 даются в терминах понятных для специалистов в сфере образования. Также в стандарте приводятся наиболее типовые примеры по реализации требований.

ASQ Z1.11-2002 – «Quality assurance standards - Guidelines for the application of ANSI/ISO/ASQ Q9001-2000 to education and training institutions» - Стандарты обеспечения качества – Руководящие указания по применению ANSI/ISO/ASQ Q9001-2000 в образовательных и обучающих организациях. – Стандарт США, заменивший собой первую редакция стандарта (ANSI/ASQC Z1.11:1996). Стандарт содержит пояснения и рекомендации по выполнению требований Q9001-2000 (американский аналог международного стандарта ISO 9001:2000) в образовательных учреждениях.

Esquema 1 IRAM 30000 – «Guia para la interpretacion de la norma ISO 9001:2000 en la educacion» – Руководство по интерпретации стандарта ИСО 9001:2000 в образовании. – Стандарт Аргентины в котором даются пояснения по применению требований ИСО 9001 в отношении образовательных учреждений и интерпретация этих требований в терминах применяемых в образовании.

Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (European Association for Quality Assurance in Higher Education) разработала свой стандарт для применения в образовательном процессе – «Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area» - Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. Этот стандарт является одним из элементов развития Болонского соглашения. Стандарт, как таковой, является рекомендациями ВУЗам по повышению качества образовательных услуг. Этот документ содержит стандарты и рекомендации для гарантии качества образования в ВУЗе, стандарты и рекомендации для внешних систем гарантии качества и стандарты и рекомендации для аккредитованных агентств и организаций по гарантии качества. Требования этого стандарта напрямую не связаны с требованиями ИСО 9001, однако перекликаются с ними по своей сути.

Ключевой  фигурой в образовательном процессе является преподаватель. Поэтому политика обеспечения качества начинается с  формирования преподавательского корпуса. Прежде чем определить какими качествами должен обладать преподаватель, оговоримся, что  помимо того, что он передает знание обучающемуся, он еще формирует его личность, мировоззрение и духовность. Поэтому качество преподавателя – понятие комплексное и включает в себя: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оценка качества образования (система оценок) должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды – т.е. оценки потребителей образовательных услуг и внутренние оценки качества в самой системе образования. Для этого выделим элементы системы образования и субъекты.


Информация о работе Качество образования