Как организована потребностная сфера человеческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 16:50, контрольная работа

Описание работы

Эволюционная логика выработки активной поведенческой стратегии, направленной на максимизацию функции благополучия, ведет к тому, что на уровне живых систем развивается совокупность стандартных поведенческих подсистем, выступающих достаточно универсальными средствами (можно сказать — необходимыми условиями) эффективной жизнедеятельности. Такая совокупность поведенческих подсистем может быть охарактеризована как базовая система потребностей или потребностная сфера живой системы. По мере эволюционного развития живых систем все более расширяется и их потребностная сфера, обретая на своих высших стадиях весьма многогранный и дифференцированный характер.

Файлы: 1 файл

Пракс 1.docx

— 28.78 Кб (Скачать файл)

Автономная образовательная  некоммерческая организация

высшего профессионального  образования

«Институт менеджмента, маркетинга и финансов»

Кафедра ________Бухгалтерсский учет _____________________________  Cпециальность _______Бухгалтер__________________________________

 

ИТОГОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине _Праксикология_________________________

тема: «Как организована потребностная сфера человеческой деятельности?»

Выполнил(а)

студент(ка) гр. БУ-114  Кирсанова Д. С.

(подпись) (ФИО)

Руководитель Черников М.В. ________________

(подпись) (ФИО)

Оценка _______________

Дата _______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ 2013

 

Как организована потребностная сфера человеческой деятельности

Эволюционная логика выработки активной поведенческой  стратегии, направленной на максимизацию функции благополучия, ведет к  тому, что на уровне живых систем развивается совокупность стандартных  поведенческих подсистем, выступающих  достаточно универсальными средствами (можно сказать — необходимыми условиями) эффективной жизнедеятельности. Такая совокупность поведенческих подсистем может быть охарактеризована как базовая система потребностей или потребностная сфера живой системы. По мере эволюционного развития живых систем все более расширяется и их потребностная сфера, обретая на своих высших стадиях весьма многогранный и дифференцированный характер.

Уже на уровне высших животных выделяются три основополагающих типа потребностей:

1)витальные;  
2)ролевые или зоосоциальные; 
3) потребности саморазвития.

Витальные (от лат. vita — жизнь) потребности вытекают из задач индивидуального и видового сохранения живых существ. Для этих потребностей характерно два специфических показателя:

1) неудовлетворение  соответствующей потребности ведет к физической гибели особи;  
2) удовлетворение потребности не требует участия другой особи того же вида.  
        Витальные потребности реализуются, как правило на безусловно-инстинктивном уровне. Типы витальных безусловных рефлексов: пищевой, питьевой, регуляции сна, оборонительные (включая ориентировочно-оборонительный рефлекс «биологической осторожности»), рефлекс экономии сил и др.

Ролевые или зоосоциальные потребности могут быть реализованы только путем взаимодействия с другими особями своего вида; они лежат в основе полового, родительского, территориального поведения, в основе феномена эмоционального резонанса («сопереживания») и формирования групповой иерархии, где отдельная особь выступает в роли брачного партнера, родителя или детеныша, хозяина территории или пришельца, лидера или ведомого. На этом уровне можно также говорить о потребности следования нормам и о самостоятельной потребности в социальном контакте.

Важно отметить, что  зоосоциальные потребности могут не только выступать в качестве конкурентов для витальных потребностей, 
но и частично подавлять реализацию последних. Так исследователями отмечается исключительная роль в жизни живых существ иерархических взаимоотношений. Механизмы, обеспечивающие социальную организацию, нередко оказываются сильнее, чем голод, сексуальность, агрессивность и страх. Установлено, например, что даже после трех дней голодания у гамадрилов сохраняется распределение пищи в соответствии с иерархическим рангом. Только позднее они начинают бороться за каждую порцию пищи.

Высокий ранг в группе обеспечивает преимущественный доступ к пище, местам отдыха и самкам. При  размещении самцов крыс в различных  рукавах лабиринта самки предпочитают доминантов. Таким образом, преимущественное участие доминантов в репродуктивном поведении определяется не только подавлением соперников, но и привлекательностью для самок. Высокоранговые животные не только соперничают, но и объединяются для сохранения своего положения в группе. Благодаря такому взаимодействию у гамадрилов и свободно живущих бабуинов колонию возглавляет не одно животное, а группа старых самцов.

Исследователи подчеркивают, что среди зоосоциальных потребностей вполне самостоятельное значение имеют потребности следования нормам. Установлено, что всякое нарушение норм поведения, характерных для данного вида, вызывает резкую агрессивную реакцию со стороны других, прежде всего высокоранговых членов группы. Как правило, «нарушитель» изгоняется из группы. Отзвуки подобной реакции можно наблюдать у детей младшего возраста, которые зачастую крайне неприязненно относятся к своим сверстникам, имеющим какие-либо дефекты и отклонения.

Третий тип потребностей — потребности саморазвития —  обеспечиваются такими инстинктивными практиками, как исследовательское поведение, безусловный рефлекс сопротивления (свободы), рефлексы превентивной «вооруженности», реализуемые посредством имитационной и игровой деятельности. Для рефлексов саморазвития характерен тот факт, что они:

1) не связаны  с индивидуальной и видовой  адаптацией к наличной в данный момент ситуации; 
2) не выводимы из других потребностей живого организма и не сводимы к другим мотивациям.

Исследовательское поведение животных побуждается самостоятельной потребностью в получении информации, т. е. новых стимулов с невыясненным прагматическим значением. На базе этого безусловного рефлекса можно выработать условные инструментальные реакции, где единственным подкреплением служит возможность осуществлять исследовательскую активность. Так, крысы обучаются выходу из лабиринта для обследования новой территории, а собаки и макаки-резусы нажимают на рычаг, открывающий окно в соседнее помещение.

Положение о том, что нормальная жизнедеятельность  требует притока из внешней среды  не только вещества и энергии, но и  информации, подтверждают эксперименты, свидетельствующие о драматических  последствиях «информационного голода», особенно для развивающегося мозга. Информационная обогащенность среды влияет на вес мозга, толщину коркового вещества и химизм. Обогащенная среда усиливает синтез ДНК в клетках мозга, а сенсорная изоляция угнетает его. Экспериментально обосновано универсальное правило, согласно которому относительно слабые незнакомые стимулы вызывают у молодых животных и детей исследовательскую реакцию приближения к стимулу, а более сильные — избегание и страх.

Исследовательская активность у крыс отрицательно коррелирует  с агрессивностью. Наиболее сильно исследовательская активность выражена у среднеранговых животных. При помещении  в клетку с крысами нового рычага для получения пищи доминирующий самец стремится закопать этот предмет, а приближенная самка подражает  ему. Первыми осваивают новый  рычаг среднеранговые крысы. Исследовательская  активность меняется под влиянием иерархических  отношений. После объединения крыс в группы и стабилизации групповой  иерархии исследовательская активность возрастает у доминирующих животных и угнетается у субдоминантных.

Рефлекс сопротивления (свободы) возникает при наличии преграды для реализации потребности. Наиболее выражен у диких животных, где оказывается сильнее секса, голода, жажды. Имеются основания рассматривать т. н. гипноз животных, возникающий у представителей ряда видов при их насильственном обездвижении, как результат острого угасания рефлекса свободы. Можно полагать, что длительная история безусловного рефлекса преодоления (сопротивления, свободы) завершилась на уровне человека формированием нейрофизиологических механизмов воли.

Потребность в вооруженности объясняет загадочность тех фактов, когда животное многократно повторяет какое-либо действие, длительное время не получая подкрепления. Например, клевательные движения цыпленка становятся все более точными, хотя он и не получает подкрепления пищей. Здесь подкреплением становится само совершенствование вырабатываемого навыка, что удовлетворяет потребность в вооруженности.

Подражательное  поведение обеспечивает передачу опыта от одной генерации к другой и лежит в основе сигнальной (не генетической) наследственности. Эффективность имитируемого воздействия чрезвычайно зависит от возраста, от периодов повышенной чувствительности к такого рода воздействиям. Взрослые антропоиды, не обученные в свое время сооружению гнезда, теряют способность к обучению, как бы долго они ни наблюдали действия других особей.

Имитационное обучение хорошо выражено у животных, ведущих  групповой образ жизни (например, у крыс), и слабо выражено у  одиночно живущих хомяков. При этом очень важен ранг животного. Сигналы  опасности, исходящие от птицы высокого ранга, эффективнее сигналов молодой  птицы. Шимпанзе копируют поведение  только особей высокого ранга. Для того чтобы обучить всю группу, достаточно обучить лидера.

Склонность к  подражательному поведению становится тем сильнее, чем неопределеннее ситуация, чем острее дефицит информации, которой располагает субъект  для принятия собственных решений. Экспериментально показано, что подражательное поведение детей 3–5 лет нарастает, когда ребенок не уверен в адекватности своего поведения.

Игровое поведение ведет к приобретению разнообразных навыков, которые потребуются животному в дальнейшем. Игра обеспечивает физическую тренировку, навыки борьбы, охоты, использования орудий, общение с другими особями своего вида, усвоение групповых норм поведения. Считается, что манипуляционная игра с предметами, способствующая формированию символического интеллекта, возникает только у высших приматов.

На ранних этапах онтогенеза игра «бескорыстна» и  свободна от влияния других мотиваций, например, от иерархических отношений  между играющими. По мере того как молодые животные усваивают нормы группового поведения, игра становится способом тренировки соответствующих поведенческих стереотипов.

Таким образом, уже  на дочеловеческой стадии развития живого мира обнаруживается поразительное  богатство потребностной сферы  и соответствующих целенаправленных форм деятельности. Очевидно, что согласование и «примирение» в рамках поведенческой  активности организма различных  поведенческих форм, определяемых соответствующими потребностями, предполагает весьма развитые регулятивные механизмы, субординирующие  побуждения различных потребностей и, тем самым, селектирующие возможные  поведенческие практики. В процессе развития этих высших регулятивных механизмов по мере эволюционного приближения  к человеку все большую роль начинает играть когнитивное обеспечение  деятельности. При этом на уровне человека становится возможной уже не инстинктивная, но сознательно-волевая регуляция  поведенческой активности.

Переходя к рассмотрению специфически человеческой системы  потребностей, в первую очередь надо отметить ту роль, которую здесь  начинают играть общественные потребности. Как уже отмечалось, характер человеческой жизнедеятельности определяется возникновением и развитием трудовой деятельности (совместной, согласованной деятельности, предполагающей разделение труда внутри коллектива). Соответственно, для человека общественные потребности становятся, по крайней мере, не менее важны, нежели индивидуальные. Это объясняется  тем, что только через поддержание  своего членства в коллективе, только через выполнение общественно полезных функций в системе социума, человек  получает возможность в достаточно приемлемом виде удовлетворять свои индивидуальные потребности. Именно поэтому одной из важнейших стратегий человеческой жизни становится подъем своего социального статуса, что диктует необходимость организации индивидуальной человеческой жизни в непосредственном согласии с одним из тех деятельностных направлений, которые поддерживаются и одобряются социумом. Выбор такого деятельностного направления задает профессиональную ориентацию человека. Все воспитание и обучение, весь процесс социализации человеческого индивида подводят человека к необходимости совершить подобный выбор.

При этом надо учесть, что факторы, способствующие протеканию профессиональной деятельности субъекта (за счет успешного выполнения которой  только и становится возможным обеспечивать удовлетворение своих индивидуальных потребностей) можно разделить на два типа. Первые обусловливают конституирование самого субъекта данного типа деятельности, вторые — непосредственно способствуют эффективной реализации профессиональной деятельности субъекта.

Первый тип факторов не менее значим, чем второй. Например, чтобы сделать карьеру ученого, мало обладать исследовательским талантом. Надо получить возможность осуществлять карьерный рост. Для этого требуется быть социально адаптированным индивидуумом, получить соответствующее образование, быть допущенным к работе в определенной научной организации и т. д. Аналогичные требования предъявляются и к другим типам профессиональной специализации. Каждый индивид, будучи членом общества и уже в силу этого призванный к проведению в жизнь социально востребованных видов деятельности, еще до выбора конкретного направления своей профессионализации должен обрести соответствующий социальный статус (а в дальнейшем — поддерживать его), для чего надо руководствоваться обычаями, правилами и ценностями, принятыми в данном сообществе. При решении такого рода задачи типичной становится ситуация т. н. ценностнорационального типа поведения.

Соответствующая терминология восходит к М. Веберу, который различал, с одной стороны, традиционный тип  поведения, осуществляемый в рамках традиции и не связанный с рефлексией и сознательным планированием деятельности, а, с другой стороны, рациональные типы поведения, осуществляемые на основе сознательного, рационального плана. В свою очередь, рациональные типы поведения Вебером  делились на целерациональные, для которых стратегической ориентацией выступает достижение некой цели, и ценностнорациональные, в которых стратегической ориентацией является следование принятым в обществе ценностям. Эта терминология не может быть признана безусловно удачной. Ценностнорациональное поведение, вообще говоря, не должно противопоставляться целерациональному, так как само следование ценности есть не что иное, как реализация определенной цели.

Другое дело, что  характер цели в ценностнорациональном и целерациональном типах поведения существенно отличается. Целерациональное поведение ориентировано непосредственно на достижение цели данной, конкретно определенной, деятельности, а ценностнорациональное поведение исходит из цели конституирования субъекта для возможных типов деятельности. Если целерациональное поведение направлено на решение конкретной задачи, то ценностнорациональное поведение направлено на обеспечение условий, предоставляющих индивиду социальные возможности для решения конкретных задач. Благодаря ценностнорациональному поведению индивид, демонстрируя свою приверженность нормам и ценностям данной культуры, добивается реализации социального статуса, необходимого ему для эффективного функционирования в рамках данного социума.

Информация о работе Как организована потребностная сфера человеческой деятельности