Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:59, контрольная работа
Во все времена большой проблемой для взрослых были капризы и упрямства их детей. Поэтому для определения актуальности этой проблемы необходимо учесть особенности современного общества. Большое количество ценностей утратили свою силу, изменилось мнение людей по многим вопросам. Всё это, конечно, не могло не отразится на детях. В наше время характер и глубина капризов изменились, так же как и сами дети. Ребята стали более эгоистичными, самолюбивыми и жестокими. Возможно, это происходит по причине того, что родители сейчас уделяют гораздо больше внимания материальной жизни детей, чем их духовному развитию и становлению. Взрослые стали меньше интересоваться внутренним миром детей, их переживаниями, тревогами, успехами и неудачами. Дети начали отдаляться от своих родителей, а те, в свою очередь, не пытаются воспрепятствовать им. Вследствие этого возникают недопонимания между самыми близкими людьми. Всё чаще и чаще можно встретить капризных и упрямых детей. Поэтому, я считаю, важно, чтобы родители умели правильно оценить уровень морального развития детей. Понимали причины появления отрицательных черт и пути их преодоления. А для этого необходимо больше внимания уделять для изучения проявления капризов и упрямства, их причины и пути преодоления. Чтобы педагоги совместно с родителями могли противостоять этой проблеме.
Во все времена большой проблемой
для взрослых были капризы и упрямства
их детей. Поэтому для определения
актуальности этой проблемы необходимо
учесть особенности современного общества.
Большое количество ценностей утратили
свою силу, изменилось мнение людей по
многим вопросам. Всё это, конечно, не могло
не отразится на детях. В наше время характер
и глубина капризов изменились, так же
как и сами дети. Ребята стали более эгоистичными,
самолюбивыми и жестокими. Возможно, это
происходит по причине того, что родители
сейчас уделяют гораздо больше внимания
материальной жизни детей, чем их духовному
развитию и становлению. Взрослые стали
меньше интересоваться внутренним миром
детей, их переживаниями, тревогами, успехами
и неудачами. Дети начали отдаляться от
своих родителей, а те, в свою очередь,
не пытаются воспрепятствовать им. Вследствие
этого возникают недопонимания между
самыми близкими людьми. Всё чаще и чаще
можно встретить капризных и упрямых детей.
Поэтому, я считаю, важно, чтобы родители
умели правильно оценить уровень морального
развития детей. Понимали причины появления
отрицательных черт и пути их преодоления.
А для этого необходимо больше внимания
уделять для изучения проявления капризов
и упрямства, их причины и пути преодоления.
Чтобы педагоги совместно с родителями
могли противостоять этой проблеме.
1.Содержание капризов и упрямств дошкольников.
В самом общем виде под упрямством
родители подразумевают непослушание,
стремление ребенка все делать по-своему,
желание настоять на своем и говорить «нет», когда,
по их мнению, нужно говорить «да». Часто родители, жалующиеся на упрямство
своего ребенка, забывают о заостренной
потребности детей этого возраста в самоутверждении,
выражении своего недавно появившегося
«я», о том, что малыш уже может иметь свое, отличное
от них мнение, отражающее индивидуальные
особенности его темперамента и формировании
характера. Когда ребенок не может быть
тем, кем он хочет, он так или иначе выражает свое несогласие,
с препятствиями на пути утверждения своего «я», и упрямство
— один из способов выражения этого несогласия.
Каприз может выражаться в упорном
нежелании ребёнка без внешне видимых
причин подчинятся предъявленному требованию,
негативизм, настаивание на выполнение
своего желания. Ребёнок проявляет упорство
в неправильных поступках и суждениях,
стремится настоять на своём вопреки убедительным
доводам и здравому смыслу («не надо кричать
— разбудишь бабушку» - «нет, буду кричать,
буду!»; «не лезь в лужу — нельзя» - «нет,
можно!»).
Нередко от излишне заласканных,
избалованных детей можно слышать следующие
капризные заявления: «хочу такую же куклу,
как у Тани!», «не пойду гулять в зимней
куртке!», «я здесь хочу сидеть, пусть бабушка
подвинется!», «только я буду качаться
на качелях!» и др. Не следует принимать
случаи капризов за проявления настойчивости.
По сути своей они противоположны. Когда
ребёнок пыхтит, но, преодолевая трудности,
всё же сам натягивает на себя колготки
(наконец-то правильно!), мы радуемся вместе
с ним - он проявил настойчивость. Капризный
ребёнок не в силах отказаться от своих
заблуждений, признать свои ошибки, потому
что он не желает идти на попятную. Так
упрямства приходится на 2,5 года и совпадает
с максимально представленным в этом возрасте
волевым развитием.
Все дети должны согласовывать
свои желания с нормами, правилами и требованиями,
принятыми в той или иной культурной среде,
и процесс усвоения социально опосредованных
норм обозначается как социализация. Процесс
социализации далеко не всегда протекает гладко из-за своеобразия развития,
когда ребенок не такой как все, т. е. как большинство его
сверстников, или неблагополучия в семье
и неправильного воспитания, отсутствия
соразмерности требований родителей (и
воспитателей) возможностям и потребностям детей. Учитывая сказанное,
проблему упрямства мы рассмотрим последовательно
в возрастном, психологическом и физиологическом
планах.
2 .Причины возникновения капризов и упрямства.
Ребенок первых лет жизни сохраняет непосредственность
в выражении чувств и желаний, и от взрослых
зависит, насколько естественно и прочно
войдет в его жизнь осознанная необходимость
подчиняться социально приемлемым нормам
поведения. Излишняя строгость, давление,
заставляющее безоговорочно и сразу же
подчиняться не всегда к тому же своевременным,
справедливым и последовательным требованиям,
могут служить питательной почвой для
появления протестных реакций, одним из
вариантов которых и будет упрямство.
К примеру, излишне раннее приучение малыша
к навыкам опрятности, самостоятельного
принятия пищи и самообслуживания может
не реализоваться так быстро, как хотят
этого чрезмерно принципиальные, властные
или беспокойные родители. Тогда ребенок
будет для них упрямым, что, однако, отражает
лишь субъективную оценку его отве
Специфической особенностью
ребенка первых лет жизни является его
потребность в сохранении определенного
распорядка дня и устойчивых привычек.
Это и место за столом, и порядок принятия
пищи, любимая игрушка, ритуал подготовки
ко сну, одежда, и многое другое, что создает
чувство безопасности, стабильности окружающего
малыша мира и дает ему возможность быть
самим собой. Если необоснованно и поспешно
меняется жизненный уклад ребенка или
полностью игнорируются его устоявшиеся
привычки, то неизбежно возникает упрямство
как выражение протеста. Упрямство чаще
возникает у самолюбивых, обладающих повышенным
чувством собственного достоинства, и
одновременно активных и энергичных от
природы детей. Сочетание самолюбия и
сценичности порождает то, что обычно
обозначается как своеволие, своенравие,
являющееся, по существу, нормальным вариантом
психического развития и приобретающее
патологическое звучание только при стечении
ряда неблагоприятных обстоятельств.
Например, некоторые дети неузнаваемо
меняются во время болезни, когда для них
все плохо и все не так, все раздражает.
Процедуры они делать не хотят, лекарства
пьют насильно, а все дело в том, что они
не могут примириться с невозможностью
чувствовать себя свободно и непринужденно,
как это было до болезни.
Наблюдения показывают, что
чаще на неискоренимое упрямство своих
детей жалуются родители, которые либо
не хотели раньше иметь ребенка, либо его
пол не соответствовал их ожиданиям. Как
правило, требования таких родителей не
сопровождаются уважением, признанием,
помимо обязанностей, и прав ребенка. Наиболее
«вредными» с точки зрения матерей оказываются
мальчики, похожие на отцов, если с последними
у матерей напряженные отношения. Тогда
мать непроизвольно переносит свое раздражение
на сына, обвиняя его в злостном упрямстве
и физически наказывая за малейшую провинность.
Так она компенсирует свое недовольство
во взаимоотношениях с отцом. Данная ситуация
возможна только в случае доминирования
матери в семье. Если в семье уже есть дочь,
которая похожа на мать, то положение этих
мальчиков при занятости отца или блокировании
его семейной роли является особенно тяжелым.
Несмотря на свой исключительно «вредный»
характер, они производят впечатление
заброшенных, печальных и боязливых, часто
болеют, мочатся по ночам или страдают
бронхиальной астмой. В данном случае
упрямство — это миф, созданный матерью,
результат конфликта матери с отцом, жертвой
которого стал ребенок. Его единственная
вина состоит в том, что он некстати появился
на свет и слишком походит на нелюбимого
мужа. В другом семейном варианте упрямство
возникает как следствие неразрешимого
конфликта родителей, их противостояния
друг другу без уступок и кардинальных
перемен. Ребенок настолько пропитывается
атмосферой негативизма, что начинает
вести себя аналогичным образом, не усматривая
в этом ничего плохого.
Исследования посредством
ряда личностных опросников (тестов) выявили
определенные отличия среди родителей,
жалующихся на упрямство детей и отрицающих
его. Матери, считающие детей упрямыми,
обнаруживают индивидуалистическую направленность
интересов, фиксацию на своей точке зрения,
они слишком «заземлены», им не хватает
воображения и гибкости. В то же время
они подвержены чувствам и экспансивны,
т. е. возбужденно реагирую на любые проблемы
во взаимоотношениях с ребенком. Так же
реагируют и отцы, у которых к тому же низкий
самоконтроль чрезмерная уступчивость.
Интересная закономерность наблюдается
у них в отношении интеллекта: чем он выше,
тем реже дети определяются как упрямые,
поскольку тогда имеется больше вариантов
для решения спорных вопросов.
Как матери, так и отцы, считающие
своих детей упрямыми, излишне волнуются
по поводу тех или иных затруднений в отношениях
с ними и аффективно застревают на этих
проблемах, вместо того чтобы разрешить
их конструктивным, рациональным образом.
Более того, родители часто сами оказываются
упрямыми, не отвечав своевременно на
просьбы, будучи вечно занятыми, раздраженными
или равнодушными к внутреннему миру и
переживаниям своих сыновей и дочерей.
Упрямство детей существует
только вместе с потребностью родителей
во что бы то ни стало добиться беспрекословного
и послушания. Обладая властными, честолюбивыми
чертами характера или находясь в болезненно
измененном, невротическом состоянии,
эти родители разряжают свое напряжение
на детях, требуя от них невозможного.
Для таких родителей камнем преткновения
являются проблемы еды, сна, приучения
к туалету и педантично понимаемой чистоплотности.
Их кредо: «он должен, обязан» вместо «может»
следствием чего бывает «непобедимое»
упрямство, отравляющем на многие годы
отношения между родителями и детьми.
Упрямство в таком случае — это защитная
реакция детей в ответ на чрезмерное давление
родителей, бесконечные дерганья, унижение
и отсутствие возможности перемен.
Мы рассмотрели возрастные
и психологические стороны упрямства,
но есть еще и физиологическая и болезненные
стороны, которые следует рассмотреть
отдельно.
Иногда упрямство обусловлено
особенностями билатеральной регуляции (функционального
В другом варианте упрямство
проявляется, главным образом, беспричинным
негативизмом, сочетающимся с агрессивностью.
Ребенок не отдает себе отчета в таком
поведении, не переживает и не испытывает
чувства вины, уговорить его удается с
трудом и то лишь на короткое время. Это
психопатическая форма упрямства, и здесь
требуется не столько психологическое,
сколько психиатрическое вмешательство
Чаще всего наблюдается невротическая
форма упрямства, определяемая родителями
как «дух противоречия». В отличие от психопатического
невротически обусловленное упрямство
всегда в той или иной степени сопровождается
чувством вины и переживаниями по поводу
своего поведения, но, несмотря на это,
оно возникает снова и снова, так как носит
непроизвольный, болезненный характер,
являясь одним из выражений общего функционального
расстройства высшей нервной деятельности,
возникающего, в свою очередь, под воздействием
длительно действующего и неразрешимого
для ребенка эмоционального стресса. Функциональные
расстройства нервной деятельности при
неврозах представлены вначале повышением
активности процессов возбуждения и торможения,
затем так называемыми фазовыми состояниями
мозга: уравнительной, парадоксальной
и ультрапарадоксальной фазами.
Повышение под воздействием
стресса активности процессов возбуждения
проявляется беспокойством, нетерпеливостью,
непроизвольным ускорением мышления и
речи, неустойчивостью внимания, разбросанностью
и непоседливостью. Чем больше замечаний
получает ребенок, тем сильнее он возбуждается.
Упрямство здесь обусловлено общей
перевозбудимостью и неустойчивостью
внимания, когда ребенок не может быть
последовательным в восприятии и так чрезмерно
большого количества советов и ограничений
со стороны взрослых, ибо оправдать он
их еще не в состоянии. Поэтому он начинает
делать одно, незаметно для себя переходит
на другое занятие, а заканчивает совсем
не тем, чем начал. Повышение активности
процессов возбуждения более характерно
для детей с холерическим темпераментом,
когда они превращаются как бы в «дважды
холериков» — чрезмерно быстрых, непоседливых
и неугомонных.
Если же ребенок обладает сангвиническим
темпераментом, он становится «холериком».
Подобные изменения поведения не должны
ускользать из поля зрения воспитателей,
всегда нужно находить их причины.
При преобладании процессов
торможения перестают оказывать действие
обычные раздражители и нужна дополнительная
стимуляция для побуждения ребенка выполнять
то или иное действие. Он как бы спит на
ходу, все делает чрезмерно медленно «копается
без конца», зашнуровывает ботинки целый
час, вяло ест отвлекается не может собраться
вовремя, а иногда сидит, бесцельно уставившись
в одну точку. Такой ребенок всегда и числе
отстающих, и ему достается больше, чем
Упрямство на данной стадии
развития невроза представляет, по существу,
защитное торможение мозга, предохраняющее
его в известной мере от истощения. Торможение
более характерно для детей с флегматическим
темпераментом и так не быстрых, обстоятельных,
которым нужно определенное время для
«раскачки», но затем которых трудно остановить,
они могут продолжать начатое дело, даже
если в этом нет особой необходимости.
Заострение при неврозах черт флегматического
темперамента под влиянием излишней стимуляции,
понуждений и опять же безоговорочных
требований родителей создает феномен
«флегматизма вдвойне» — состояние общей
заторможенности и вялости.
У детей с наиболее распространенным
сангвиническим темпераментом одновременно
существуют повышенная возбудимость и
тормозимость. В чем-то они становятся
чрезмерно быстрыми, торопливыми, говорливыми
и непоседливыми, в чем-то излишне заторможенными,
вялыми и сонливыми. Вместе это порождает
неустойчивость настроения, капризность,
своеволие и упрямство, являющиеся фактически
симптомами развивающегося невротического
заболевания. Возникающие в дальнейшем
фазовые состояния коры головного мозга
уже безотносительны к темпераменту ребенка,
что свидетельствует о большей тяжести
нервных расстройств.
В уравнительной фазе происходит
ослабление процессов как торможения,
так и возбуждения, когда ребенку становится
все труднее сдерживать и контролировать
свои чувства, направлять мысли в нужное
русло, при нарастающей утомляемости,
вялости, снижении побудительной активности.
Нет уже прежней живости, яркости чувств,
накала эмоций. Ребенок не может когда
нужно возбудиться (ярко и полно выразить
свои чувства, например гнев, радость или
печаль) и быстро затормозиться (успокоиться,
забыться, расслабиться). Все указания
он воспринимает пассивно, нехотя, как
бы между прочим и быстро о них забывает,
что и создает у родителей впечатление
о нем как об упрямом ребенке. Фактически
же идет процесс болезненного ослабления
общего энергетического потенциала, что
и составляет патофизиологическую основу
данной фазы.
В следующей, парадоксальной фазе
процессы возбуждения и торможения как
бы меняются местами. Вместо возбуждения
возникает торможение (например, страх
при ответах, скованность при встречах
с незнакомыми людьми), а вместо торможения
возникает возбуждение (выход чувств из-под
контроля, беспокойство. Раздражительность,
слезы — то, что обозначается как истерика).
В то же время слабое, но эмоционально
положительное воздействие может привести
к неожиданному эффекту, когда ребёнок
словно просыпается и ведет себя как раньше.
Говоря физиологическим языком, активизация
биоэнергетических систем организма происходит
только под воздействием пусть и слабых,
но положительных раздражителей, а отрицательные,
какой бы они ни были силы, не способны
привести к подобному результату. Вот
почему бывают безуспешными физические
наказания с целью добиться послушания.
Родители в данном случае фактически воюют
с ветряными мельницами, поскольку «упрямство»
на данной стадии развития невроза в виде
парадоксальной фазы — это проявление
уже выраженного болезненного расстройства.
И следовательно, меры здесь нужны в первую
очередь не воспитательного, тем более
наказующего характера, а лечебно-педагогические:
прекращение постоянных «дерганий», непосильных
требований и запретов, налаживание эмоционального
контакта с ребенком и, конечно, помощь
специалиста (психотерапия, гипноз, общеукрепляющие
и активизирующие средства).
Идущую вслед за парадоксальной
ультрапарадоксальную фазу можно расценить
как происходящее под дальнейшим патогенным
влиянием стресса нарушение функционального
соотношения деятельности полушарий головного
мозга. В этом случае слово (приказ, просьба)
приводит к противоположному его смыслу
действию. Например, девочка 3 лет, когда
мать требовала поднять что-либо, бросала,
не вставала, а садилась и т. д. Девочка
«наоборот»— так звала ее мать, но сама,
обладая властным, настойчивым и не в меру
решительным характером, насильно ее кормила,
одновременно запрещая бегать, шуметь,
смеяться и вести себя «неприлично».
Постоянный стресс у девочки в
связи с таким отношением матери привел
вначале к повышению возбудимости, подвиж
В детском саду девочка не сразу
адаптировалась к распорядку дня, медленно
ела, долго не засыпала, будучи плаксивой
и раздражительной. Все это не ускользнуло
от внимания опытной воспитательницы,
которая после беседы с матерью посоветовала
обратиться к специалисту. Если бы воспитательница,
так же как и мать, признала девочку упрямой
и избалованной и рекомендовала матери
усилить меры «воспитательного характера»,
то это только ухудшило бы состояние ребенка.
В лучшем случае девочка бы стала часто
болеть, в худшем — попала бы в категорию
трудных и неисправимых детей, что не соответствовало
действительности, поскольку ее негативное
отношение к матери предопределялось
болезненным и вместе с тем функциональным,
принципиально обратимым невротическим
состоянием.
У нас на приеме девочка играла
без матери как все дети. Но как только
вошла мать, она стала напряженной, теряющей
ход мысли и быстро устающей. Потребовалась
серия совместных игровых занятий, чтобы
уменьшилась конфликтность во взаимоотношениях
матери и дочери, после чего состояние
девочки стало улучшаться и вместе со
всем этим исчезло и ее упрямство.
Часто приводит к упрямству
детей и ситуация перестановки, или инверсия,
семейных ролей, когда бабушка заменяет
ребенку мать, мать — отца, а последний
по разным причинам не принимает участия
в жизни семьи. Следствием является негативное
отношение ребенка к бабушке, тем более
с ее традиционными взглядами на воспитание
и обращение с детьми (в подростковом возрасте
оно легко перерастает в конфликт). Даже
и без бабушки конфликт часто возникает
между матерью и мальчиком, если мать выполняет
мужскую роль в семье, не проявляя тепла
и любви к сыну.
К нам обратилась неработающая
мать трехлетнего мальчика с жалобами
на его заикание, капризность и упрямство
по типу «хочу — не хочу», «буду — не буду»,
«то — не то». Через некоторое время выяснилось,
что мать предпочла бы девочку, к которой
она внутренне и стремилась при ожидании
ребенка. Сама же мать была необщительной,
недоверчивой и упрямой, обладая таким
же. как и сын, твердым и волевым характером.
Не уступая сыну ни в чем, заменяя собой
сверстников, она объявила войну его упрямству,
которое было фактически стремлением
мальчика к самоутверждению в мужской
роли, выраженное словами: «я мальчик»,
«я сильный», «я главный».
Мать никогда не играла с ним
и не переносила веселого и жизнерадостного
возбуждения, непосредственного выражения
чувств. Она постоянно читала мораль о
хорошем — вежливом, тихом и безотказном
поведении, явно показывая свое желание
иметь девочку, а не вихрастого и чересчур
энергичного с ее точки зрения, сына. Свое
раздраженное состояние она часто разряжав
на мальчике, физически наказывая его
за то, что он осмеливался быть самим собой,
открыто проявлять свои чувства и желания
Помимо этого, мать выражала свою неудовлетворенность
тем что она сидела дома, что ее мягкий
по характеру, застенчивый и вечно занятый
творческой работой муж приходил домой
всегда усталым поздно и сразу ложился
спать, не уделяя как супруг и отец должного
внимания ей и сыну.
На приеме мальчик с удовольствием
играл и не заикался, так как впервые получил
возможность побыть без матери, самим
собой. Мы хвалили его за успехи, в конце
пожали руку, как большому, отметив, что
теперь он всегда будет легко говорить,
и вручили игрушку, которую он бережно
прижал к себе. Всю следующую неделю речь
ребенка была чистой, что удивило и вместе
с тем заставило задуматься родителей,
и мать уже не с прежней настойчивостью
сражалась с упрямством сына.
Через некоторое время мальчик
заболел, и все началось снова. Тогда мы
посоветовали матери выйти на работу,
а сына отдать в детский сад. Предварительно
было проведено с ним и матерью несколько
психотерапевтически направленных игр.
В детском саду мальчик, со слов воспитателя,
был спокойным и послушным ребенком. Следовательно,
на его упрямстве можно было поставить
штамп — «сделано в семье», и если бы встреча
с нами произошла несколько раньше, у мальчика
не было бы и заикания.
Когда родители продолжают,
несмотря на изменившиеся обстоятельства,
войну с упрямством, это прямой путь к
неврозу детей. Невротическое заболевание
ослабляет защитные силы организма, подрывает
активность и способность контролировать
свои чувства и желания. Ввиду все возрастающей
психической усталости и душевного надлома,
активность и инициативность переходят
в пассивность и уход в себя, стремление
к самоутверждению и уверенность — в робость
и нерешительность, самостоятельность
— в инфантильность. Тогда нередко родители
оказываются «у разбитого корыта» своих
беспочвенных и непосильных требований,
и финалом их борьбы будет невротическая
неспособность детей преодолевать в дальнейшем
трудности в общении с людьми. И тогда
родители начинают жаловаться уже не на
упрямство детей, а на их неуверенность
в себе, страхи и трудности во взаимоотношениях
со сверстниками, в том числе и в детском
саду. Это означает, что вместе с избавлением
от упрямства эти дети потеряли уверенность
в себе в своих силах и возможностях, ощущение
своей ценности и умение владеть собой
в трудных, критических жизненных ситуациях.
Такой ребенок в детском саду не способен
вести себя нужным образом, уверенно общаться
со сверстниками. Когда требуется потерпеть,
уступить или настоять на своем, он бывает
чрезмерно обидчивым, капризным, боязливым.
Чем более упрямыми и негативными
становятся дети по отношению к родителям,
тем больше они поддаются внушению вне
семьи, слушаются тех, кто, в отличие от
родителей, идет им встречу понимает или делает вид, что понимает
их желания и переживания. Здесь легко
обмануться, и дело случая, попадет ли
такой ребенок под неблагоприятное воздействие
некоторых сверстников начинающих вскоре понукать и командовать
им.
В другом, более редком варианте
упрямство, вызванное излишне строгим
воспитанием родителей или конфликтом
в семье, перерастает в состояние озлобленности,
затравленное™ и недоверчивости, что
осложняет отношения ребенка со сверстниками
или делает полностью невозможным общение
с ними. Возникающее у старших дошкольников
чувство одиночества, непонятое™ затрудняет
и контакт с воспитателями. Но если педагог
относится к таким детям доброжелательно,
искренне и заинтересованно и не стремится
создать искусственно культивируемую
зависимость их от себя, подобно тому как это
пытались сделать родители, то это будет
наиболее короткий путь к восстановлению
отношений и со сверстниками.
Мы видим разнообразные аспекты
происхождения упрямства — проблемы номер
один во взаимоотношениях родителей и
детей. Причем то, что одни родители определяют
как упрямство, другие считают не заслуживающим
внимания. Поэтому диапазон проявлений
упрямства весьма обширен и может включать в себя: желание выразить
свое собственное мнение; пассивный (обида,
молчание) и активный (возмущение) протест
против ущемления чувства собственного
достоинства и жизненно важных потребностей;
нервное переутомление с возбудимостью
или заторможенностью и неспособностью
своевременно отвечать на требования
взрослых; фазовые состояния мозга при
неврозах; уклонение от необходимости
принять решение или игнорирование просьб
взрослых с эгоцентрической фиксацией
на своих интересах и агрессивно-негативная
(психопатическая) трактовка происходящих
событий и отношений других людей.
Разобраться в причинах упрямства
— значит подобрать ключ к ребенку, к его
созидательной и творческой активности.
Главное в работе с упрямыми детьми —
это смотреть на них непредвзятыми глазами,
пытаться увлечь их интересным заданием
и игрой — всем тем, что создало бы условия
для адекватной возрасту реализации возможностей,
потребностей и интересов и послужило
бы поводом для своевременного одобрения
и похвалы. Тогда из упрямства вырастают
так же, как вырастают из детских штанишек.
Если же упрямство представляет серьезную
проблему для родителей, осложняя отношения
с детьми, то полезно дать несколько советов,
во-первых, попытаться представить себя
на месте ребенка, вспомнив себя в детстве.
Во-вторых, сопоставить поведение детей
дома и в детском саду. В-третьих, играть
с детьми, общаться с ними «лицом к лицу»,
проигрывая в иносказательной форме и
некоторые конфликтные ситуации с переменой ролей по возрасту.
3. Меры по предупреждению
и искоренению капризов
и упрямств у дошкольников.
Предупреждение возникновения капризов у
дошкольников. Психологи отмечают, что
капризы не возникают в тех случаях, когда
между требовательностью и уважением
к ребёнку существует равновесие. Педагог
должен разъяснять детям, как плохо быть
капризным, к чему это может привести;
использует художественную литературу,
в которой описываются ситуации, ставящие
капризного героя в смешное положение,
и тем самым вызывает отрицательное отношение
к подобным поступкам. Меры по искоренению
капризов и упрямств в дошкольном возрасте.
1. Десять «НЕ»
Не кричите. Не бейте. Не поддавайтесь
уговорам. Не пытайтесь вразумить. Не
нервничайте. Не упрашивайте. Не наказывайте.
Не задабривайте обещаниями. Не «покупайте»
послушание. Не говорите о капризах в его
присутствии.
2. Предъявляйте разумные требования.
Ребёнок не робот. Взрослый должен ставить
перед ним разумные, обоснованные
цели, но допуская, что временами
они могут быть не выполнены. Хорошо,
когда есть нормы поведения, но в
них должна быть заложена поправка на
человеческое несовершенство. Угрозы
и придирки здесь бесполезны. Малыши быстро
учатся игнорировать постоянный поток
фраз типа «если..., то...», которые, по сути,
не выполняются и, следовательно, ничего
для ребят не значат.
3. Установите ограничения и не отступайте от них ни на дюйм.
А.С.Макаренко говорил: «Запрещать
детям нужно как можно меньше,
но то, что запрещено, должно быть запрещено
навсегда. Ребёнку нужно, чтобы вы установили
ограничения. Если ему все сходит с рук,
он будет в большом замешательстве и недоумении.
Неопределённые ограничения (сегодня
- можно, завтра – нет) дают почву для их
нарушения проявления ребёнком капризов
и упрямства.
4. Такт.
Тактично предъявляйте ребёнку
свои требования. Народная мудрость гласит:
«не важно, что сказать, а важно,
как сказать». Самое жестокое ограничение
ребёнок примет спокойно, если предъявлять
его с чувством уважения к его мнению,
к его личности. Много значит и тон, которым
произноситься указание. У ребёнка скорее
всего, не возникнет протеста, если он
слышит спокойный уверенный голос, любезный
тон.
5. Терпение.
Ребёнок экспериментирует со своими
правами и возможностями, поэтому
наряду с другими качествами проявляет
и капризы. Если взрослый запасётся терпением,
то ребёнок, в конце концов, сделает то,
что от него ожидают.
6. Твёрдость позиций.
Говорить с ребёнком в момент конфликта
надо твёрдо, но не взрываясь от гнева,
не обнаруживая своего плохого настроения,
не показывая своего превосходства. Твёрдость,
иной раз, может быть полезней ласки.
7. Сопротивление
ребёнка можно уменьшить, если двигаться
с его эмоциональным потоком, а не против
его.
Иногда вместо слов: «Что ты упрямишься,
как маленький!», лучше посадить
ребёнка к себе на колени, обнять
и сказать: «я понимаю тебя, хоть
ты и вырос уже, тебе иногда хочется
побыть ещё маленьким, хочется, чтобы тебе
помогли. Ну давай сделаем это вместе».
8. Равновесие между требованием и уважением.
А.С.Макаренко говорил: «Как можно
больше требования к ребёнку, как
можно больше уважения к нему».
9. Игнорируйте ребёнка, как только можете.
Можно сказать ребёнку: «Этот шум делает мне больно», - и просто уйти из комнаты, оставив ребёнка одного. Без зрителей цирк провалится. Если ребёнок находится в центре внимания, то он продолжает свои «выступления», поняв что у него появился новый способ добиться своего. Иногда «представления» целенаправленны: «Я не для тебя плачу, а для бабушки».
Не мало важно для искоренения капризов
следующие пункты :
1. Представляйте
самостоятельность, где только возможно.
Опираясь на «зону ближайшего развития»
ребёнка, следует не делать за него всё,
потому что это быстрее и надёжнее, а помогать
ему всё делать самому. Растущая потребность
в самостоятельности и формирующиеся
навыки снижают риск возникновения капризов.
2. Предоставляйте
новы е формы деятельности и взаимоотношений,
на которые претендуют дети.
Необоснованные запреты: «Не мешай мне...»,
«Не трогай, ты всё поломаешь...» и т.д.,
разрушают стремление ребёнка к сотрудничеству,
к посильному участию ребёнка в жизни
взрослых. Дети любят угождать. Они хотят
чтобы их замечали. Проявление интереса
к тому, что ребёнок делает, привлечение
его к совместной деятельности ведёт к
признанию его другими людьми, предотвращает
капризы.
3. Постоянство.
Постоянство требований делает жизнь
ребёнка определённой. Ребёнок не понимает,
почему вчера после ужина ему разрешалось
играть, а сегодня его сразу отправляют
в постель. Не допускайте такого непостоянства.
Но, если уж это случилось, то здесь действует
следующее правило.
4. Предлагайте
ребёнку выбор, который устраивает вас.
Избегайте фраз типа: «Ты хочешь лечь спать
сейчас?». Если ребёнок откажется, он будет
упрямо стоять на своём. Лучше сказать:
«Ты хочешь надеть пижаму возле кровати
или возле обогревателя?» Тем самым снимаете
всю возможность капризов ребёнка по поводу
укладывания спать
5. Ищите причины,
а не устраняйте симптомы.
Капризы не бывают беспочвенны. Погасив
вспышку, подумайте, что вызвало каприз.
Действительно нужно было принуждать
или запрещать ребёнку что-то. Может, это
вы поторопились?
6. Стремитесь
к построению гармоничных отношений с
другими людьми.
Пример взаимоотношений, уважение к чужому
мнению, терпение, умение пойти на уступки
являются для ребёнка школой социального
поведения.
7.Отвлекайте
ребёнка, пробуйте свои уловки,
когда только это возможно.
Обычно легко переключить внимание ребёнка
с чего-то, что вам не нравится, на более
приятное занятие. Отвлечение внимания
не значит, что вы сдались. Оно может творить
чудеса. Если ребёнок играет с кнопками
на телевизоре, предложите ему старый
фонарь.
8. Попросите
прощения, если вы накричали на ребёнка
несправедливо.
Не бойтесь сказать ребёнку, что вы чувствуете,
когда устали, раздражены, бурно на всё
реагируете. Потому что вспышки капризов
у детей также чаще всего происходят, когда
ребёнок находится на грани сил. Откровенный
разговор с ребенком поможет всё наладить
и научит ребёнка говорить «извините,
прошу прощения».
9.Думайте
наперёд, чтобы избежать
Будет лучше, если запрещённые вещи будут
убраны подальше от детей, чтобы избежать
упрямства и капризов, чем пилить их, чтобы
они не трогали их, или наказывали их за
упрямое желание достать их.
10.Создайте
условия для занятия
Ребёнок должен иметь только ему принадлежащее
место, где он может хранить важные для
него вещи. Уважайте его собственность,
не прерывая его деятельность. Для него
она важна.
11. Представляйте
достаточно времени для самостоятельного
выполнения действий.
Заранее предупреждайте ребёнка о смене
деятельности. Ребёнок должен иметь достаточно
времени для логического завершения предыдущей
деятельности и подготовки к предстоящей.
Просмотрев ряд литературы и успешно
применив полученные мною знания, умения
и навыки на практике, я сделала вывод,
что ключ для понимания причин возникновения
капризов и упрямства у детей дошкольного
возраста кроется не только в типе темперамента
ребёнка, его характере, но и в условиях
его жизни, ситуации в семье, отношениях
с родителями и сверстниками. К концу дошкольного
возраста у ребёнка появляется чувство
самоценности, собственной значимости
и уникальности, на базе который развивается
его самооценка. Проявление этих чувств
в коллективе влечет за собой негативизм
и капризы.
Нервная система у детей близка
к слабому типу, что ведёт к её быстрому
истощению, повышенной возбудимости и
чувствительности, неадекватному и капризному
поведению (в ответ на замечание взрослого
малыш плачет, выкрикивает обидные слова,
на праздниках, концертах, в театрах, общественных,
местах дети кричат, капризничают, вскакивают
со своих мест, нарушают правила поведения
и т.п.).
Во многом влияние выше указанных
факторов на предупреждение и искоренение
капризов ребенка зависит от создания
особой развивающей среды в дошкольном
образовательном учреждении. Определяющую
роль в это деле играют педагоги. Надо
осознавать, что для полноценного развития
ребёнка, он должен иметь разносторонний
опыт взаимодействия с предметным миром
и другими людьми. Очень часто ребёнок,
движимый своими познавательными потребностями,
как бы подсказывает взрослым, в чём он
нуждается больше всего и к восприятию
чего он готов. И задача последних сводится
к тому, чтобы создавать оптимальные условия
для удовлетворения новых возможностей
ребёнка.