Филологический факультет
группа 211
Ившина Вероника
Вопрос 1
1. Карьера (итал.
carriera - бег, жизненный путь, поприще, от
лат. carrus - телега, повозка) - продвижение
вверх по служебной лестнице, успех в жизни.
Карьеру - траекторию своего движения
человек строит сам, сообразуясь с особенностями
внутри и внеорганизационной реальности
и главное со своими собственными целями,
желаниями и установками.
Карьера (отфр. cariera) - успешное продвижение
вперед в той или иной области (общественной,
служебной, научной, профессиональной)
деятельности.
2. Педагог – эта та профессия, в которой остаются
люди, имеющие педагогическое призвание,
безграничную любовь к детям. Все остальные
уходят, едва начав карьеру педагога.
Работа преподавателя интересная,
творческая. Каждый новый день
отличается от предыдущего. Никогда нельзя
точно предугадать, какие новые впечатления
принесет с собой новый учебный день. Неординарный
творческий подход к подаче нового материала,
оригинальные ответы и выводы учеников.
Педагог, имеющий призвание, искренне
любит тот предмет, который он преподает
и никогда не останавливается на подаче
только основного материала. Любовь к
своему предмету буквально заражает учеников.
Они стремятся узнать больше, становятся
победителями олимпиад. Все это добавляет
учителю оптимизма и педагог с еще большей
отдачей и желанием передает свои знания
ученикам.
Радости работы преподавателем – это не только подача учебного материала.
Общение, праздники, совместные мероприятия,
походы, песни у костра, встреча с новыми
учениками, выпускной у любимых учеников,
встреча с бывшими выпускниками. Именно
из этих составляющих складывается жизнь
и карьера школьного учителя.
3. Виды карьеры:
- Линейная
карьера складывается у человека, который с самого начала трудовой деятельности выбрал понравившуюся ему сферу и упорно на протяжении всей трудовой
деятельности поднимается по служебной
лестнице. Типичный пример: учитель –
руководитель методического объединения
– завуч – директор школы – инспектор
районного отдела образования – работник
министерства и т.д. У человека, сознательно
и продуманно выбравшего сферу профессиональной
деятельности, линейная конфигурация
карьеры является типичной и наиболее
перспективной.
- Стабильный
тип карьеры сопутствует тем, кто еще в молодости избрал сферу своей деятельности и остался в ней до конца трудовой деятельности. Такие люди повышают уровень своего мастерства. Если взять педагога, то это – учителя, любимые своими учениками, их приглашают быть репетиторами. Эта категория педагогов имеет, как правило, более высокий доход. Они не стремятся продвигаться по иерархической лестнице в системе образования. Их устраивает роль эффективного, любимого учителя. Повседневная работа учителя внешне мало изменяется. Его профессиональный рост связан с повышением квалификации, духовным ростом. Это распространенный вид карьеры.
- Спиральная
конфигурация карьеры складывается у беспокойных, мятущихся личностей. Они с энтузиазмом включаются в работу, хорошо выполняют ее, достигают высоких результатов, быстро продвигаются в своем статусе и ранге. Но через 5-7 лет интерес притухает, они часто переходят на другую работу, где все повторяется заново.
- Кратковременная
карьера, как правило, сопутствует недисциплинированным и низкоквалифицированным
работникам. Они часто переходят с работы
на работу. Их повышение, «продвижение»
по службе обычно случайно и незначительно.
Таких работников называют «летунами».
- Платообразная
карьера характерна для той категории людей, которые хорошо справляются со своими обязанностями, их считают перспективными для занятия более ответственных и масштабных ролей и функций. После достижения определенного уровня обнаруживается предел их возможностей, компетентности. Это «мертвая зона» на плато, когда человеку не открывается перспективы для продвижения. Он с этого места уходит
на пенсию.
- Снижающаяся
карьера – это трагическая конфигурация карьеры. Она квалифицируется в тех случаях, когда человек неплохо начинает свою профессиональную деятельность, добивается определенных успехов в ней, но в жизни происходит
нечто непредвиденное (болезнь, стресс
и т.п.), что постепенно снижает его работоспособность.
Специалист перестает соответствовать
требованиям, предъявляемым к личности
и характеру выполняемой работы, постепенно
опускается до самого низкого уровня.
Вопрос 2
Стадии профессионализации личности. На
основании полноты профессионального
опыта и особенностей его использования
Е. А. Климовым выделены основные фазы
развития профессионала.
- Оптант – человек, выбирающий профессию, карьеру;
это потенциальный субъект труда. Типичные
проблемы данной стадии: принятие решений
в ситуации неопределенности, выбор не
только профессии, профессионального
учебного заведения, но и образа жизни,
связанного с будущей профессией.
- Адепт – человек, обучающийся в профессиональном
учебном заведении, осваивающий азы профессиональных
знаний и умений, а также присваивающий
систему профессиональных ценностей, свойственную
для сообщества профессионалов. Типичные проблемы этой стадии для психологов труда связаны с совершенствованием программы и методов профессионального обучения, подходов в рамках профессионального воспитания. Для самих адептов – это проблемы оптимального усвоения программы обучения, выбор специализации в рамках вузовской специальности, проба сил и накопление первоначального профессионального опыта, ориентация в возможностях трудоустройства после окончания вуза, техникума, колледжа.
- Адаптант – человек, который находится в начале
самостоятельной профессиональной деятельности
и должен приспособиться к трудовому коллективу
и организационной культуре учреждения
(социальная адаптация), к сложностям профессиональных
задач и ситуаций (профессиональная адаптация),
к своей профессиональной роли, ее включению
в систему личностных смыслов, потребностей
и мотивов, что может потребовать изменений
и себя, своей системы ценностей, образа
«Я» (личностная адаптация). Психологи
службы работы с персоналом на предприятиях
могут диагностировать специфические
трудности адаптации новых работников,
намечать индивидуализированные программы
оптимизации процессов социальной, профессиональной
и личностной адаптации, чтобы по возможности
сократить этот период и способствовать
более быстрому и субъективно более легкому
становлению человека интерналом.
- Интернал – человек, освоивший профессиональные
задачи среднего уровня сложности. Этот
период может длиться достаточно долго
и не перейти в стадию мастера, так как
не все люди склонны к ежедневному выполнению
сложных задач. Психологи могут способствовать
оптимизации функционального состояния
субъекта труда, находящегося на данной
стадии развития. В этот период могут проявиться
противоречия, конфликты, кризисы развития,
преодолеть которые способны помочь психологи.
- Мастер – человек, овладевший вершинами профессионального
мастерства, умеющий выполнять самые сложные
профессиональные задачи. На этой стадии
актуальны проблемы профессионального
развития, обусловленные кризисами, противоречиями,
возможны проявления профессиональной
дезадаптации.
- Авторитет – человек, достигший квалификации мастера
и, кроме того, обладающий неформальными
лидерскими качествами, умеющий убеждать,
оказывать влияние на коллег по труду.
- Наставник – человек, владеющий вершинами мастерства,
имеющий потребность передать свой опыт
другим людям, реально осуществляющий
роль учителя, инструктора по отношению
к новым работникам. Если человек всю жизнь
проработал в одной профессии и эта стадия
совпадает с периодом поздней зрелости
(после 50 лет), типичны проблемы, обусловленные
снижением профессиональных возможностей,
психофизиологических функций, характерные
для этого возраста.
Я полностью согласна с каждой
из стадий, которые выделил Климов Евгений Александрович. На данный момент я нахожусь всего лишь
на второй стадии, но у меня была возможность
пообщаться с представителями каждой
из них и описание почти полностью совпадает
с реальными данными.