Категория социоэтикета в рамках отношений "преподаватель-студент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:30, доклад

Описание работы

В современном ВУЗе возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психологом, психотерапевтом. От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности и авторитет.
Авторитет преподавателя - интегральная характеристика его профессионального, педагогического и личностного положения в коллективе, которое проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами, студентами и оказывает влияние на успешность учебно-воспитательного процесса.

Файлы: 1 файл

Личность препода.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

1.2 Категория  социоэтикета в рамках отношений  "преподаватель-студент"

 

В современном  ВУЗе возрастает роль преподавателя, расширяется  диапазон его психологического и  педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может  быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психологом, психотерапевтом. От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности и авторитет.

Авторитет преподавателя - интегральная характеристика его профессионального, педагогического и личностного положения в коллективе, которое проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами, студентами и оказывает влияние на успешность учебно-воспитательного процесса.

Авторитет преподавателя  складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Если несколько лет тому назад преобладал авторитет роли, то сейчас основное - это личность преподавателя, его яркая, неповторимая индивидуальность, которая оказывает воспитывающее (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие на студентов.

Авторитет преподавателя  формируется при достаточно высоком  уровне развития трех типов педагогических умений: "предметных" (научные  знания); "коммуникативных" (знания о своих учениках и коллегах); "гностических" (знание самого себя и умение корректировать собственное поведение).

 

Основными показателями авторитетности личности педагога являются:

1.  Соотношение  самооценки преподавателя с оценкой  его личности студентами и  коллегами.

2.       Умение воспринимать и перерабатывать  противоречивую и сложную информацию, находить достойный выход из трудной педагогической и жизненной ситуации.

 

На основании  проведенных психологических исследований были выделены комплексы характеристик  авторитетного и неавторитетного  преподавателя. У авторитетных преподавателей отмечаются высокая педагогическая наблюдательность, уважение к студентам, стимулирование их активности и интеллектуальной деятельности, гибкость и нестандартность в принятии педагогических решений, удовлетворение от процесса общения со студентами. У неавторитетных педагогов преобладают жесткие, авторитарные методы в педагогическом общении, наличие коммуникативных стереотипов в процессе преподавания, монологичность общения, неумение уважать обучаемых независимо от их успехов в учебе.

 

Качества  личности (в порядке предпочтения), на которых базируется авторитет преподавателя:

1     Профессионализм и глубокие знания  предмета.

2     Умение образно и доступно  излагать свои мысли.

3     Высокая общая культура и эрудиция.

4     Быстрота реакции и мышления.

5     Умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения.

6     Умение пользоваться выразительными (невербальными) средствами.

7     Способность понимать психологию  студента, его достоинства и недостатки.

8     Внимательность по отношению  к собеседнику. Доброжелательность и терпеливость.

9     Строгость в сочетании со справедливостью.

10 Психологическая  устойчивость и находчивость  в трудных ситуациях.

11 Аккуратный  внешний вид.

 

К качествам, противопоказанным преподаванию, относятся:

1     Высокомерие, грубость, недоброжелательность;

2     Самовлюбленность;

3     Менторство;

4     Застенчивость;

5     Медленная реакция, консерватизм;

6     Стремление подавить студента;

7     Несобранность, лень;

8     Излишняя эмоциональность, взрывчатость;

9     Отсутствие педагогического мастерства.

 

Следует научиться  преодолевать эти трудности. Всем известно, что управление другими начинается с управления собой. Каждому нужно  иметь представление о своих  особенностях, способностях, т.е. необходимо познать себя составить свой психологический портрет, учиться педагогической коммуникации.

Создания взаимодействия преподавателя со студентом необходимо ориентироваться на повышение активности студентов, установление с ними обратной связи, создание дружелюбной атмосферы  совместного решения поставленных задач, усиление авторитетности источника информации.

 

1.3 Педагогическое  общение

Педагогическое  общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в  то же время подчиняющаяся общим  психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое  общение - совокупность средств и  методов, обеспечивающих реализацию целей  и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Исследования  в области педагогической психологии показывают, что значительная часть  педагогических трудностей обусловлена  не столько недостатками научной  и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.

 

 

Стили руководства преподавателя

 

Стиль

Содержание

автократический (самовластный стиль руководства)

когда преподаватель  осуществляет единоличное управление коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением

авторитарный (властный) стиль руководства

допускает возможность  для студентов участвовать в  обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками

демократический стиль

предполагает  внимание и учет преподавателем мнений студентов, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных

игнорирующий  стиль

характеризуется тем, что преподаватель стремится  как можно меньше вмешиваться  в жизнедеятельность студентов, практически устраняется от руководства  ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации

попустительский, конформный стиль

проявляется в  том случае, когда преподаватель  устраняется от руководства группой  студентов либо идет на поводу их желаний

непоследовательный, алогичный стиль

преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств  и собственного эмоционального состояния  осуществляет любой из названных  стилей руководства, что ведет к  дезорганизации и ситуативности  системы взаимоотношений преподавателя  со студентами, к появлению конфликтных ситуаций


 

 

Стили педагогического общения (по В.А. Кан-Калику)

 

Стиль

Содержание

Общение на основе высоких профессиональных установок  педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом

О таких говорят: "За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!". Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

Общение на основе дружеского расположения.

Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог  выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

Общение-дистанция

относится к  самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение "учитель - ученики". Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.

Общение-устрашение

негативная  форма общения, антигуманная, вскрывающая  педагогическую несостоятельность  прибегающего к нему преподавателя.

Общение-заигрывание

характерно  для молодых преподавателей, стремящихся  к популярности. Такое общение  обеспечивает лишь ложный, дешевый  авторитет


 

Типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом

 

   Модели

Содержание

"Сократ"

Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

"Руководитель групповой дискуссии".

Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между  учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

"Мастер"

Учитель выступает как  образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном  процессе, сколько в отношении  к жизни вообще.

"Генерал"

Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

"Менеджер"

Стиль, получивший распространение  в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной  деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится  к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

"Тренер"

Атмосфера общения в  классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны  игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как  индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

"Гид"

Воплощенный образ ходячей  энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.


 

М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию, - выбор роли педагогом  на основании собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

 

Качества личности (в порядке предпочтения), на которых базируется авторитет преподавателя:

1     Профессионализм и глубокие знания  предмета.

2     Умение образно и доступно  излагать свои мысли.

3     Высокая общая культура и эрудиция.

4     Быстрота реакции и мышления.

5     Умение отстаивать и защищать  свою собственную точку зрения.

6     Умение пользоваться выразительными (невербальными) средствами.

7     Способность понимать психологию  студента, его достоинства и недостатки.

8     Внимательность по отношению к собеседнику. Доброжелательность и терпеливость.

9     Строгость в сочетании со справедливостью.

10 Психологическая  устойчивость и находчивость  в трудных ситуациях.

11 Аккуратный  внешний вид.

 

К качествам, противопоказанным преподаванию, относятся:

1     Высокомерие, грубость, недоброжелательность;

2     Самовлюбленность;

3     Менторство;

4     Застенчивость;

5     Медленная реакция, консерватизм;

6     Стремление подавить студента;

7     Несобранность, лень;

8     Излишняя эмоциональность, взрывчатость;

9     Отсутствие педагогического мастерства. 

Модели поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях

Модель

Содержание

Следствие

Модель диктаторская "Монблан"

преподаватель как бы отстранен от обучаемых  студентов, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые студенты - лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.

отсутствие  психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность  обучаемых студентов.

Модель неконтактная ("Китайская стена")

близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или  непреднамеренно возведенного барьера  общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.

слабое взаимодействие с обучаемыми студентами, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.

Модель дифференцированного  внимания ("Локатор")

основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения студентов с фронтальным подходом.

нарушается  целостность акта взаимодействия в  системе преподаватель - коллектив  студентов, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

Модель гипорефлексная ("Тетерев")

заключается в  том, что преподаватель в общении  как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

практически отсутствует  взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.

Модель гиперрефлексная ("Гамлет")

противоположна  по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых студентов, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву.

обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у студентов, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях.

Модель негибкого реагирования ("Робот")

взаимоотношения преподавателя со студентами строятся по жесткой программе, где четко  выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная  логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние студентов, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели.

низкий эффект педагогического взаимодействия.

Модель авторитарная ("Я - сам")

учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых студентов, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность.

воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

Модель активного  взаимодействия ("Союз")

преподаватель постоянно находится в диалоге  с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко  схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.

возникающие учебные, организационные и этические  проблемы творчески решаются совместными  усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.

Информация о работе Категория социоэтикета в рамках отношений "преподаватель-студент"