Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:30, доклад
В современном ВУЗе возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психологом, психотерапевтом. От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности и авторитет.
Авторитет преподавателя - интегральная характеристика его профессионального, педагогического и личностного положения в коллективе, которое проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами, студентами и оказывает влияние на успешность учебно-воспитательного процесса.
1.2 Категория
социоэтикета в рамках
В современном ВУЗе возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психологом, психотерапевтом. От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности и авторитет.
Авторитет преподавателя - интегральная характеристика его профессионального, педагогического и личностного положения в коллективе, которое проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами, студентами и оказывает влияние на успешность учебно-воспитательного процесса.
Авторитет преподавателя складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Если несколько лет тому назад преобладал авторитет роли, то сейчас основное - это личность преподавателя, его яркая, неповторимая индивидуальность, которая оказывает воспитывающее (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие на студентов.
Авторитет преподавателя формируется при достаточно высоком уровне развития трех типов педагогических умений: "предметных" (научные знания); "коммуникативных" (знания о своих учениках и коллегах); "гностических" (знание самого себя и умение корректировать собственное поведение).
Основными показателями авторитетности личности педагога являются:
1. Соотношение
самооценки преподавателя с
2.
Умение воспринимать и
На основании
проведенных психологических
Качества личности (в порядке предпочтения), на которых базируется авторитет преподавателя:
1
Профессионализм и глубокие
2 Умение образно и доступно излагать свои мысли.
3
Высокая общая культура и
4 Быстрота реакции и мышления.
5 Умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения.
6
Умение пользоваться
7
Способность понимать
8
Внимательность по отношению
к собеседнику. Доброжелательно
9
Строгость в сочетании со
10 Психологическая устойчивость и находчивость в трудных ситуациях.
11 Аккуратный внешний вид.
К качествам,
противопоказанным
1 Высокомерие, грубость, недоброжелательность;
2 Самовлюбленность;
3 Менторство;
4 Застенчивость;
5
Медленная реакция,
6 Стремление подавить студента;
7 Несобранность, лень;
8
Излишняя эмоциональность,
9 Отсутствие педагогического мастерства.
Следует научиться преодолевать эти трудности. Всем известно, что управление другими начинается с управления собой. Каждому нужно иметь представление о своих особенностях, способностях, т.е. необходимо познать себя составить свой психологический портрет, учиться педагогической коммуникации.
Создания взаимодействия
преподавателя со студентом необходимо
ориентироваться на повышение активности
студентов, установление с ними обратной
связи, создание дружелюбной атмосферы
совместного решения поставленн
1.3 Педагогическое общение
Педагогическое
общение - специфическая форма общения,
имеющая свои особенности, и в
то же время подчиняющаяся общим
психологическим
Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Исследования
в области педагогической психологии
показывают, что значительная часть
педагогических трудностей обусловлена
не столько недостатками научной
и методической подготовки преподавателей,
сколько деформацией сферы профессионально-
Стили руководства преподавателя
Стиль |
Содержание |
автократический (самовластный стиль руководства) |
когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением |
авторитарный (властный) стиль руководства |
допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками |
демократический стиль |
предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных |
игнорирующий стиль |
характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации |
попустительский, конформный стиль |
проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов либо идет на поводу их желаний |
непоследовательный, алогичный стиль |
преподаватель
в зависимости от внешних обстоятельств
и собственного эмоционального состояния
осуществляет любой из названных
стилей руководства, что ведет к
дезорганизации и ситуативности
системы взаимоотношений |
Стили педагогического общения (по В.А. Кан-Калику)
Стиль |
Содержание |
Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом |
О таких говорят: "За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!". Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах. |
Общение на основе дружеского расположения. |
Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации. |
Общение-дистанция |
относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение "учитель - ученики". Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника. |
Общение-устрашение |
негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя. |
Общение-заигрывание |
характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет |
Типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом
Модели |
Содержание |
"Сократ" |
Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать. |
"Руководитель групповой дискуссии". |
Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии. |
"Мастер" |
Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще. |
"Генерал" |
Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике. |
"Менеджер" |
Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата. |
"Тренер" |
Атмосфера общения в
классе пронизана духом |
"Гид" |
Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен. |
М. Тален специально
указывает на основание, заложенное
в типологизацию, - выбор роли педагогом
на основании собственных
Качества личности (в порядке предпочтения), на которых базируется авторитет преподавателя:
1
Профессионализм и глубокие
2 Умение образно и доступно излагать свои мысли.
3
Высокая общая культура и
4 Быстрота реакции и мышления.
5 Умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения.
6
Умение пользоваться
7
Способность понимать
8 Внимательность по отношению к собеседнику. Доброжелательность и терпеливость.
9
Строгость в сочетании со
10 Психологическая устойчивость и находчивость в трудных ситуациях.
11 Аккуратный внешний вид.
К качествам,
противопоказанным
1 Высокомерие, грубость, недоброжелательность;
2 Самовлюбленность;
3 Менторство;
4 Застенчивость;
5
Медленная реакция,
6 Стремление подавить студента;
7 Несобранность, лень;
8
Излишняя эмоциональность,
9
Отсутствие педагогического
Модели поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях
Модель |
Содержание |
Следствие |
Модель диктаторская "Монблан" |
преподаватель как бы отстранен от обучаемых студентов, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые студенты - лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. |
отсутствие
психологического контакта, а отсюда
безынициативность и |
Модель неконтактная ("Китайская стена") |
близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым. |
слабое взаимодействие с обучаемыми студентами, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю. |
Модель дифференцированного внимания ("Локатор") |
основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения студентов с фронтальным подходом. |
нарушается
целостность акта взаимодействия в
системе преподаватель - коллектив
студентов, она подменяется |
Модель гипорефлексная ("Тетерев") |
заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. |
практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально. |
Модель гиперрефлексная ("Гамлет") |
противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых студентов, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву. |
обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у студентов, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях. |
Модель негибкого реагирования ("Робот") |
взаимоотношения преподавателя со студентами строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние студентов, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели. |
низкий эффект
педагогического |
Модель авторитарная ("Я - сам") |
учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых студентов, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность. |
воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности. |
Модель активного взаимодействия ("Союз") |
преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. |
возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная. |
Информация о работе Категория социоэтикета в рамках отношений "преподаватель-студент"