Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 07:51, доклад
Деятельность К.Д. Ушинского протекала в период кризиса крепостнического строя, подъёма общественно-демократического движения и формирования в нём революционно-демократического направления. Именно поэтому стержнем его педагогической системы стали требования демократизации системы образования и обучения. В общественных взглядах К.Д. Ушинского, в целом идеалистических, нашли отражение прогрессивно демократическая идея поступательного развития общества, протест против деспотизма, признание деятельной сущности человека, труда как важнейшего фактора жизни.
Константин Дмитриевич Ушинский вошёл в историю российской педагогики как выдающийся педагог и психолог. Педагог-практик и теоретик, одарённый литератор, отличавшийся самостоятельным мышлением и гуманистическими воззрениями, он навсегда остаётся классиком нашей культуры. КД. Ушинский считается основоположником научной педагогики в России.
Деятельность
К.Д. Ушинского протекала в период
кризиса крепостнического строя, подъёма
общественно-демократического движения
и формирования в нём революционно-
В педагогической
системе великого русского педагога
К.Д. Ушинского ведущее место
Важнейшим
звеном нравственного
Ушинский считал, что решающим в этом процессе является воспитание и что развитие ребенка совершается в процессе его воспитания и обучения. Человек становится человеком путем воспитания. «Воспитание, - писал Ушинский, - совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных».
Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, что обогащение познаниями принесет много пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего «сытным человеком». Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность.
Важными задачами нравственного воспитания являются:
- формирование мировоззрения,
- развитие нравственных
чувств, в частности и эстетических.
Самым высоким, пламенным
- воспитание навыков и
привычек поведения. По
Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, утомительных «словесных назиданий».
Особую роль в системе
средств нравственного
Ушинский учил, что воспитание достигнет цели и будет содействовать развитию народного самосознания, народной жизни в целом, если оно будет иметь народный характер.
Под народностью
он понимал такое воспитание, которое
создано самим народом и
сохранить свое национальное и способствовать его поступательному развитию во всех областях общественно - экономической жизни. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами.
Считая народность источником деятельности и развития, выражением стремлений народа сохранить свои национальные черты, К. Д. Ушинский утверждал, что народность соединяет отжившие и грядущие поколения, давая народу историческое существование. Истинное воспитание, подчеркивал педагог К.Д. Ушинский, сохранилось в простом народе, народе-труженике и патриоте, которому дорого все родное - язык, свое устное творчество, песня, природа, героическое прошлое, стремление к свободе. «Удивительно ли... что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
По утверждению К. Д. Ушинского, школьное воспитание, как ни старайся, невозможно отгородить от жизни. Она влияет на убеждения и учителей, и учеников, на формирование их устремлений, определяет выбор учебного материала. Общественное воспитание, подчеркивал он, не ведет за собой истории, но следует за ней. Нравственный идеал общества является и воспитательным идеалом. Он обусловлен конкретными, общественно-историческими условиями.
Воспитательный идеал является одной из форм осмысления жизни, а его осуществление — одной из форм изменения ее. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даст воспитателю верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми
В середине XIX века во главе с К.Д. Ушинским активно всесторонне изучалась и разрабатывалась теория развивающего обучения. Идеи К.Д. Ушинского были развиты его последователями: Н. А. Корф, В. П. Вахтеров, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.Я. Стоюнин и другие. Теория развивающего обучения имела большое значение в развитии педагогики начального обучения и закономерно оказала большое влияние на прогрессивных педагогов второй половины XIX - начала XX века, которые не только восприняли, но и значительно продвинули вперед передовые идеи развивающего обучения как в теории, так и в практике передовые идеи развивающего обучения К.Д. Ушинского.
Цели
и задачи обучения К.Д. Ушинский рассматривал
в контексте развития личности. Он
выделял следующие факторы
- преднамеренные,
т.е. те цели и задачи, которые
заранее поставлены
- непреднамеренные, т.е. те, которые влияют на ребенка непосредственно в той среде, в которой он находится.
цель
обучения, по К.Д. Ушинскому – развитие
мышления, способностей, на определенной
сумме знаний, которые необходимы
в жизни, а задача обучения – создать
условия для разнообразной
В соответствии
с целями образования К.Д. Ушинский
решал и проблемы содержания образования,
считая необходимым оставить «в наших
школах и в наших учебниках
только то, что действительно необходимо
и полезно для человека...» К.
К.Д. Ушинский предлагал подвергнуть «сильному пересмотру учебный материал и до основания переделать программы обучения». Одним из главных недостатков школьной программы К.Д. Ушинский считал отрыв содержания от жизни, от потребностей общества: «...пора бы уже подвергнуть генеральному пересмотру все науки и все сведения... в педагогическом отношении такому же, какому подвергнул их Бекон когда-то в философии...»
Заслуга К.Д. Ушинского состояла в том, что он занимался переработкой научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, т.е. переработкой научной системы в дидактическую.
К.Д. Ушинский
разработал цельную дидактическую
систему. В этой системе важнейшее
место отводилось положению о
том, что психические качества человека
формируются в единстве с их нейрофизиологической
основой. В ней раскрыты принципиальные
вопросы отбора содержания образования,
его приспособления к особенностям
детского возраста. Опираясь на материалистическую
гносеологию, достижения психологии и
физиологии, К.Д. Ушинский раскрыл особенности
умственного развития ребёнка. Он исследовал
психофизическую природу
Педагогика,
считал К.Д. Ушинский – не наука, но
искусство, причем «высшее из искусств»,
потому что она призвана усовершенствовать
самое сложное – природу
В своей дидактической системе К.Д. Ушинский отталкивался от психологической трактовки возрастных периодов развития ребёнка. Ушинский характеризовал отдельные возрастные периоды в связи с рассмотрением «истории различных душевных процессов», в которых проявляется сознание.
В своей психологической составляющей своей дидактической системы К.Д. Ушинский считал фундаментальной категорией «полурефлексы», к которым относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным рефлексам как результатам воспитания Ушинский относил привычки. Благодаря им ребенок приобретает способности, которых он не имел от природы. При этом на передний план Ушинский выдвигал нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающих путем упражнения: «добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему». Тем самым нравственная детерминация, заданная общими устоями жизни народа, выступала как важнейший фактор построения специфически человеческого уровня нервно-психической активности отдельной личности, основа ее полноценного формирования.
Большое внимание К.Д. Ушинский уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных «параметров» его жизнедеятельности.
К.Д. Ушинский придавал большое значение выбору методов и их разнообразию, стремясь освободить обучение от механической зубрежки, внести в него начала личного интереса и самодеятельности учащихся, придать ему развивающий характер.
К.Д. Ушинский считал необходимым положить в основу теории обучения основное и коренное стремление человека - свободную и целесообразную творческую деятельность, которая должна осуществиться под руководством учителя.
Он внес ценнейший вклад развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов.
Он обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной России.
Многие педагогические высказывания
Ушинского были откликами на острые
вопросы современности, критикой неудовлетворенного
состояния воспитательно-
Его идеи до сих пор остаются актуальными.
В первую
очередь К.Д. Ушинский стремился
осмыслить, опираясь на достижения психологии,
механизм умственного развития ребенка,
использовать его врожденные стремления
к активной деятельности. Деятельности
учащихся, особенно мыслительной, в
процессе обучения он отводил можно
сказать, центральную роль, считал,
что учитель не должен навязывать
ребенку свою волю, готовую мысль,
выводы, так как он не может быть
уверен в том, что все это ученик
воспримет правильно и