К.Д.Ушинский: труды и жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 07:51, доклад

Описание работы

Деятельность К.Д. Ушинского протекала в период кризиса крепостнического строя, подъёма общественно-демократического движения и формирования в нём революционно-демократического направления. Именно поэтому стержнем его педагогической системы стали требования демократизации системы образования и обучения. В общественных взглядах К.Д. Ушинского, в целом идеалистических, нашли отражение прогрессивно демократическая идея поступательного развития общества, протест против деспотизма, признание деятельной сущности человека, труда как важнейшего фактора жизни.

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД К.Д.Ушинский.docx

— 24.99 Кб (Скачать файл)

Константин  Дмитриевич Ушинский вошёл в историю  российской педагогики как выдающийся педагог и психолог. Педагог-практик  и теоретик, одарённый литератор, отличавшийся самостоятельным мышлением  и гуманистическими воззрениями, он навсегда остаётся классиком нашей  культуры. КД. Ушинский считается основоположником научной педагогики в России.

Деятельность  К.Д. Ушинского протекала в период кризиса крепостнического строя, подъёма  общественно-демократического движения и формирования в нём революционно-демократического направления. Именно поэтому стержнем его педагогической системы стали требования демократизации системы образования и обучения. В общественных взглядах К.Д. Ушинского, в целом идеалистических, нашли отражение прогрессивно демократическая идея поступательного развития общества, протест против деспотизма, признание деятельной сущности человека, труда как важнейшего фактора жизни.

Идея  народности воспитания – центральная  идея педагогической теории К.Д. Ушинского

 

В педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского ведущее место занимает его учение о цели, принципах и  сущности воспитания.

Важнейшим звеном нравственного совершенствования  личности является, как утверждал  К.Д. Ушинский, идея народности, которую  он обосновал во многих произведениях  в таких, как «О нравственном элементе в русском воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его психическом  и воспитательном значении», «О пользе педагогической литера туры», «Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ», «Воскресные школы», особенно в работе «О народности в общественном воспитании». Он отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Ушинский  считал, что решающим в этом процессе является воспитание и что развитие ребенка совершается в процессе его воспитания и обучения. Человек  становится человеком путем воспитания. «Воспитание, - писал Ушинский, - совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы  человеческих сил: физических, умственных и нравственных».

Из направлений воспитания главную  роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, что  обогащение познаниями принесет много  пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего «сытным человеком». Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность.

Важными задачами нравственного воспитания являются:

- формирование мировоззрения, моральных  знаний, правильных взглядов на  жизнь и формирование системы  убеждений, которую Ушинский считает  главнейшей дорогой человеческого  поведения;

- развитие нравственных  чувств, в частности и эстетических. Самым высоким, пламенным чувством  в человеке, «его общественным  цементом» Ушинский считал патриотическое  чувство, которое «последним гибнет  даже в злодее». Чувство переведет  сознание, убеждение в поведение  человека;

- воспитание навыков и  привычек поведения. По убеждению  Ушинского, человек, благодаря  хорошей привычке, «воздвигает нравственное  здание своей жизни все выше  и выше». Процесс их формирования  длительный, требующий настойчивости  и терпения.

Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, утомительных «словесных назиданий».

Особую роль в системе  средств нравственного воспитания К.Д. Ушинский отводил умственному  и физическому труду учащихся, их разнообразной деятельности.

Ушинский  учил, что воспитание достигнет цели и будет содействовать развитию народного самосознания, народной жизни  в целом, если оно будет иметь  народный характер.

Под народностью  он понимал такое воспитание, которое  создано самим народом и основано на народных началах, где выражается стремление народа

сохранить свое национальное и способствовать его поступательному развитию во всех областях общественно - экономической  жизни. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами.

Считая  народность источником деятельности и  развития, выражением стремлений народа сохранить свои национальные черты, К. Д. Ушинский утверждал, что народность соединяет отжившие и грядущие поколения, давая народу историческое существование. Истинное воспитание, подчеркивал педагог К.Д. Ушинский, сохранилось в простом народе, народе-труженике и патриоте, которому дорого все родное - язык, свое устное творчество, песня, природа, героическое прошлое, стремление к свободе. «Удивительно ли... что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

По  утверждению К. Д. Ушинского, школьное воспитание, как ни старайся, невозможно отгородить от жизни. Она влияет на убеждения и учителей, и учеников, на формирование их устремлений, определяет выбор учебного материала. Общественное воспитание, подчеркивал он, не ведет  за собой истории, но следует за ней. Нравственный идеал общества является и воспитательным идеалом. Он обусловлен конкретными, общественно-историческими  условиями.

Воспитательный  идеал является одной из форм осмысления жизни, а его осуществление —  одной из форм изменения ее. «Есть  одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может  рассчитывать воспитание: это то, что  мы называем народностью. Как нет  человека без самолюбия, так нет  человека без любви к отечеству, и эта любовь даст воспитателю  верный ключ к сердцу человека и  могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми

Дидактическая концепция К.Д. Ушинского как система  развивающего обучения

 

В середине XIX века во главе с К.Д. Ушинским активно всесторонне изучалась и разрабатывалась теория развивающего обучения. Идеи К.Д. Ушинского были развиты его последователями: Н. А. Корф, В. П. Вахтеров, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.Я. Стоюнин и другие. Теория развивающего обучения имела большое значение в развитии педагогики начального обучения и закономерно оказала большое влияние на прогрессивных педагогов второй половины XIX - начала XX века, которые не только восприняли, но и значительно продвинули вперед передовые идеи развивающего обучения как в теории, так и в практике передовые идеи развивающего обучения К.Д. Ушинского.

Цели  и задачи обучения К.Д. Ушинский рассматривал в контексте развития личности. Он выделял следующие факторы воспитания личности:

- преднамеренные, т.е. те цели и задачи, которые  заранее поставлены воспитанием;

- непреднамеренные, т.е. те, которые влияют на ребенка  непосредственно в той среде,  в которой он находится.

 

 

цель  обучения, по К.Д. Ушинскому – развитие мышления, способностей, на определенной сумме знаний, которые необходимы в жизни, а задача обучения – создать  условия для разнообразной деятельности ребенка на уроке.

В соответствии с целями образования К.Д. Ушинский решал и проблемы содержания образования, считая необходимым оставить «в наших  школах и в наших учебниках  только то, что действительно необходимо и полезно для человека...» К.Д. Ушинский отмечал, что «научное и  педагогическое изложение науки  две вещи разные».

К.Д. Ушинский предлагал подвергнуть  «сильному пересмотру учебный материал и до основания переделать программы  обучения». Одним из главных недостатков  школьной программы К.Д. Ушинский считал отрыв содержания от жизни, от потребностей общества: «...пора бы уже подвергнуть  генеральному пересмотру все науки  и все сведения... в педагогическом отношении такому же, какому подвергнул их Бекон когда-то в философии...» 

Заслуга К.Д. Ушинского состояла в том, что  он занимался переработкой научных  знаний в соответствии с возрастными  и психологическими особенностями  учащихся, т.е. переработкой научной  системы в дидактическую.

К.Д. Ушинский разработал цельную дидактическую  систему. В этой системе важнейшее  место отводилось положению о  том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Опираясь на материалистическую гносеологию, достижения психологии и  физиологии, К.Д. Ушинский раскрыл особенности  умственного развития ребёнка. Он исследовал психофизическую природу обучения, дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость  их учёта и развития в процессе обучения.

Педагогика, считал К.Д. Ушинский – не наука, но искусство, причем «высшее из искусств», потому что она призвана усовершенствовать  самое сложное – природу человека, «его душу и тело». Человек – часть  природы и, как всякий живой организм развивается. Необходимо изучить причины  развития человека. Необходимо изучение природы и сущности человека во всех ее сложных аспектах. Такую возможность дают науки о человеке, «в которых изучаются телесная и душевная природы человека».

В своей  дидактической системе К.Д. Ушинский отталкивался от психологической трактовки  возрастных периодов развития ребёнка. Ушинский характеризовал отдельные  возрастные периоды в связи с  рассмотрением «истории различных  душевных процессов», в которых проявляется  сознание.

В своей  психологической составляющей своей  дидактической системы К.Д. Ушинский считал фундаментальной категорией «полурефлексы», к которым относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным рефлексам как результатам воспитания Ушинский относил привычки. Благодаря им ребенок приобретает способности, которых он не имел от природы. При этом на передний план Ушинский выдвигал нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающих путем упражнения: «добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему». Тем самым нравственная детерминация, заданная общими устоями жизни народа, выступала как важнейший фактор построения специфически человеческого уровня нервно-психической активности отдельной личности, основа ее полноценного формирования.

Большое внимание К.Д. Ушинский уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем  дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий  на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных «параметров» его жизнедеятельности.

К.Д. Ушинский придавал большое значение выбору методов  и их разнообразию, стремясь освободить обучение от механической зубрежки, внести в него начала личного интереса и  самодеятельности учащихся, придать  ему развивающий характер.

К.Д. Ушинский считал необходимым положить в основу теории обучения основное и коренное стремление человека - свободную и  целесообразную творческую деятельность, которая должна осуществиться под  руководством учителя.

Он внес ценнейший вклад  развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал  теорию и практику воспитания и образования  за рубежом, показал достижения и  недостатки в этой области и тем  самым подвел итоги развития педагогики других народов.

Он обосновал идею народного  воспитания, послужившую основой  для создания оригинальной русской  педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной России.

Многие педагогические высказывания Ушинского были откликами на острые вопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно-образовательной работы в школе, в семье и практическими предложениями по их улучшению. Творчество Ушинского всецело отвечало назревшим потребностям преобразования системы просвещения в России, было подчинено решению главнейших социально-педагогических задач эпохи.

Его идеи до сих пор остаются актуальными.

В первую очередь К.Д. Ушинский стремился  осмыслить, опираясь на достижения психологии, механизм умственного развития ребенка, использовать его врожденные стремления к активной деятельности. Деятельности учащихся, особенно мыслительной, в  процессе обучения он отводил можно  сказать, центральную роль, считал, что учитель не должен навязывать ребенку свою волю, готовую мысль, выводы, так как он не может быть уверен в том, что все это ученик воспримет правильно и осознанно. Более того, педагог обязан удовлетворять  потребность воспитанника в сознательной, творческой, развивающей личность умственной деятельности.

Информация о работе К.Д.Ушинский: труды и жизнь