Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:53, лекция
«Кинетический рисунок семьи» (КРС). В настоящее время наибольшую известность получила модификация Р. Бернса и С. Кауфмана - «Кинетический рисунок семьи» (КРС). Авторы этой модификации исходили из факта, что при обычном задании «Нарисуй свою семью» ребенок часто рисовал статическую картину, в которой все члены семьи расположены в ряд и повернуты лицом к наблюдателю. Они попытались обеспечить действие дополнительного, кинетического фактора, введя в задание новую инструкцию: «Нарисуй рисунок, в котором каждый член семьи и ты что-нибудь делают».
«Кинетический рисунок семьи» (КРС). В настоящее время наибольшую известность получила модификация Р. Бернса и С. Кауфмана - «Кинетический рисунок семьи» (КРС). Авторы этой модификации исходили из факта, что при обычном задании «Нарисуй свою семью» ребенок часто рисовал статическую картину, в которой все члены семьи расположены в ряд и повернуты лицом к наблюдателю. Они попытались обеспечить действие дополнительного, кинетического фактора, введя в задание новую инструкцию: «Нарисуй рисунок, в котором каждый член семьи и ты что-нибудь делают».
Эти авторы
предложили свою схему интерпретации,
выделив четыре клинически значимых
уровня анализа:
а) характеристики индивидуальных
фигур КРС;
б) действия
КРС;
в) стиль;
г) символы.
1. Интерпретация характеристик индивидуальных фигур схожа с интерпретацией особенностей нарисованных фигур В. Хьюлса и Дж. Ди Лио (Di Leo J., 1973). Другие уровни анализа являются более оригинальными.
2. Согласно Р. Бернсу и С. Кауфману, действия объектов изображенные на рисунке, заключают в себе энергию, созвучную определенным отношениям. «Энергии», или «поля напряжения», могут отражать злобу, зависть, соревнование, стремление к близким контактам. (Например, игра в мяч говорит о конкуренции, зависти; горящий огонь - о враждебном отношении, злобе).
3. Третий уровень анализа - интерпретация стилей - относится к «стратегии» реализации КРС и дает, по утверждению авторов, информацию об эмоциональных отношениях. В интерпретации учитываются только «ненормальные» стили: отделение фигур друг от друга линиями, прогибом листа, расположением фигур по краям бумаги, бездействием фигур и т. д.
4. Четвертый уровень анализа - интерпретация символов. Р. Бернс и С. Кауфман выделяют около 40 часто повторяющихся в рисунках символов (лестница, вода, кровать и т. д.), часть которых интерпретируется согласно принципам психоанализа. Однако эти авторы не стремятся приписать символам фиксированные значения, указывая, что они могут иметь индивидуальный смысл или же приобретать свои значения в конкретной ситуации (среди последних - «социальные» символы; например, буква «А», высшая отметка в США, в рисунках становится отражением стремления к совершенству, признанию).
В
работах отечественных авторов.
В работах отечественных авторов обращается
внимание на связь между особенностями
рисунка семьи и внутрисемейными межличностными
отношениями (Мухина В. С., 1981). Опыт применения
«Рисунка семьи» как методики исследования
межличностных отношений освещает А. И.
Захаров (1982).
В частности, на основе своего клинического
опыта Захаров (1977) утверждает, что в рисуночной
пробе «семья» заключены большие диагностические
возможности. Он применяет вариант методики,
состоящий из двух заданий.
В
первом, вспомогательном, задании ребенку предлагается
нарисовать в четырех комнатах, расположенных
на двух этажах, по одному из членов семьи,
включая себя. При анализе рисунка имеет
значение характер размещения по этажам
членов семьи и то, кто из них находится
рядом с ребенком. Обычно это нам более
эмоционально близкое лицо.
Во втором, основном, задании дети рисуют
семью без каких-либо дополнительных инструкций.Несмотря
на различия схем, и процедур у составителей
рисуночных модификаций, можно выделить
три основных аспекта интерпретации результатов
данной методики:
а) интерпретация
структуры рисунка семьи;
б) интерпретация
особенностей нарисованных членов семьи;
в) интерпретация
процесса рисования.
Большинство упомянутых выше работ принадлежит перу практиков и не имеют развернутого теоретического обоснования. Тем не менее, интерпретации опираются на различные теоретические предпосылки, эмпирический материал исследований. Поэтому их осмысление представляет как научный, так и практический интерес. В 1985 году Хоментаускас Г. Т. провел исследование, которое позволяет обосновать методику рисования семьи как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и к отдельным ее членам.
Негативные переживания ребенка (7-8 лет), связанные с семьей, неудовлетворенность семейной ситуацией отражаются уже в самом отношении к заданию: наблюдаются защитные реакции, приобретающие форму трансформации задания (рисование только не связанных с семьей людей либо вообще отказ от изображения людей), откладывания выполнения релевантного задания во времени (начало рисования с различных объектов). Таким детям свойственно искажение состава семьи, уменьшение состава семьи, включение в состав семьи людей, которые с ней непосредственно не связаны.
Отношение детей к семье и отдельным ее членам выражается в характере расположения членов семьи в рисунке, в их сплоченности, в том, рисует ли ребенок себя вместе с другими членами семьи или отдельно. Выявлено, что с чувством неудовлетворенности, отверженности связано появление в рисунке изображения туч (дождя.) и солнца, расположение членов семьи на линии основания. Эти характеристики, наверное, имеют символическое значение и отражают соответственно чувство подавленности, потребность в любви, потребность в безопасности.
Факторный анализ При помощи факторного
анализа выделены два измерения, в психологическом
смысле отражающие:
Чувства ребенка относительно семьи,
семейной ситуации, собственного места
в ней («чувство отверженности, чувство
принадлежности»). Это измерение описывается
следующим противопоставлением характеристик
рисунка: уменьшение состава семьи, тучи,
солнце, линия основания, начало рисования
с объекта - сплоченность семьи, «Я» рядом
с другими.
Способ «переработки» чувства отверженности («символическое изгнание семьи - символическое изгнание себя»). Это измерение дифференцирует полюс фактора «чувство отверженности» и описывается противопоставлением следующих характеристик: присутствие не связанных с семьей людей, «Я» единственная фигура - отсутствие «Я».
Хоментаускас
выделил и способы, при помощи которых
дети (7-8-лет) выражают свое отношение к
конкретным нарисованным людям.
Эмоциональное отношение ребенка, представленное
факторами «сила-слабость»,
«любимость-нелюбимость», имеет четкую
графическую презентацию посредством
семантически насыщенных средств выразительного
языка рисунка.
Факторный
анализ рисунков «сильного-слабого» человека
выделил тип рисования, в котором атрибуция «силы» передается
главным образом посредством изменения
соотношения высоты, ширины и площади
фигуры. Количественный анализ также выявил,
что «сила» передается посредством рисования
поднятых рук, изображением объектов в
руках.
Факторный анализ «любимого-нелюбимого»
человека выделил два типа графической
презентации. Для обоих характерна передача
превосходства «любимого» над «нелюбимым»
через количество деталей тела, цветов,
декорирования.
Таким образом, факторный анализ позволяет вычленить основные параметры эмоционального отношения ребенка к членам семьи, соответствующие осям «симпатия» и «уважение» (Столин В. В., 1983).
Инструкция
и особенности проведения процедуры обследования.
Для исследования необходимы:
• лист белой бумаги
(21х29 см),
• шесть цветных
карандашей (черный, красный, синий, зеленый,
желтый, коричневый),
• резинка.
Ребенку
дается инструкция:
«Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни
в коем случае нельзя объяснять, что обозначает
слово «семья», так как этим искажается
сама суть исследования. Если ребенок
спрашивает, что ему рисовать, психолог
должен просто повторить инструкцию. Время
выполнения задания не ограничивается
(в большинстве случаев оно длится не более
35 минут).
При выполнении
задания следует отмечать в протоколе:
а) последовательность
рисования деталей;
б) паузы более
15 секунд;
в) стирание
деталей;
г) спонтанные
комментарии ребенка;
д) эмоциональные
реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После того,
как ребенок выполнит задание, надо стремиться
получить максимум информации вербальным
путем. Обычно задают следующие вопросы:
1. Скажи, кто
тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают?
Кто это придумал?
4. Им весело
или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных
людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них
самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что склонен делать не каждый ребенок. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе.
При опросе психолог
должен пытаться выяснить смысл нарисованного
ребенком:
• чувства к отдельным
членам семьи;
• почему ребенок
не нарисовал кого-нибудь из членов семьи
(если так произошло);
• что значат
для ребенка определенные детали рисунка
(птицы, зверушки и т. д.)
При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т. п.).
После опроса ребенку
предлагают обсудить 6 ситуаций: три из
них должны выявить негативные чувства
к членам семьи, три - позитивные:
1. Представь себе,
что у тебя есть два билета в цирк. Кого
бы ты позвал с собой?
2. Представь,
что вся твоя семья идет в гости, но один
из вас заболел и должен остаться дома.
Кто он?
3. Ты строишь
из конструктора дом (вырезаешь бумажное
платье для куклы), и у тебя плохо получается.
Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь билетов
(на один меньше, чем членов семьи) на интересный
фильм. Кто останется дома?
5. Представь
себе, что ты попал на необитаемый остров.
С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил
в подарок интересное лото. Вся семья села
играть, но вас одним человеком больше,
чем надо. Кто не будет играть?
Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер. Желательно иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.
Интерпретация Предлагаемые ниже интерпретации результатов, полученных при использовании методики «Рисунок семьи» основываются на работах А. И. Захарова (1982), В. Хьюлса (Hulse W., 1951), Дж. Ди Лио (Di Leo J» 1973), Л. Кормана (Corman L., 1964), P. Бернса, С. Кауфмана (Bums R., Kaufinan S., 1972), К. Маховера (Machover К., 1949), а также на опыте практической работы с методикой Г. Т. Хоментаускаса (Chomentauskas G., 1983), Бодалева А.А., Столина В.В.
Интерпретация
делится на три части:
1. Анализ структуры
рисунка;
2. Анализ особенностей
графических презентаций членов семьи;
3. Анализ процесса
рисования.
1. Анализ структуры рисунка.
Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью. По нашим данным, около 85 % детей 6-8 лет, нормального интеллекта, проживающих совместно со своей семьей, на рисунке изображают ее полностью. Искажение реального состава семьи заслуживает самого пристального внимания, так как за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.
Крайние варианты
представляют собой рисунки, в которых:
а) вообще не
изображены люди;
б) изображены
только не связанные с семьей люди.
Такое защитное
избегание задания встречается у детей
достаточно редко. За такими реакциями
чаще всего кроются:
а) травматические
переживания, связанные с семьей;
б) чувство отверженности,
покинутости (поэтому такие рисунки относительно
часты у детей, недавно пришедших в интернат
из семей);
в) аутизм;
г) чувство небезопасности,
большой уровень тревожности;
д) плохой контакт
психолога с исследуемым ребенком.
В практической работе, как правило, приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок таким способом в символической ситуации «монополизирует» любовь и внимание родителей.
Ответы на вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, бывают, чаще всего, защитными: «Не нарисовал потому, что не осталось места»; «Он пошел гулять» и т. д. Но иногда на указанный вопрос дети дают и более эмоционально насыщенные реакции: «Не хотел - он дерется»; «Не хочу, чтобы он с нами жил», и т. п.
В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует (наиболее часто так рисуют братьев или сестер, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить). Например, девочка 8 лет нарисовала себя, а рядом - маленького зайчишку. Свой рисунок она объяснила следующим образом: «Сейчас пойдет дождь, я убегу, а зайчик останется и промокнет. Он не умеет ходить». На вопрос: «Кого тебе напоминает зайчик?» - девочка ответила, что он похож на сестричку, которой нет еще годика и которая не умеет ходить. Таким образом, в рисунке эта девочка обесценивает свою сестру, осуществляет против нее символическую агрессию.
Случается, что ребенок вместо реальной семьи рисует семью зверят. Например, мальчик 7 лет, ощущающий отвержение, фрустрацию потребности в близких эмоциональных контактах, на рисунке изобразил только папу и маму, а рядом детально нарисовал семейство зайцев, которое по составу идентично его семье. Таким образом, в рисунке ребенок, раскрывая чувство отверженности (не нарисовал себя), тем самым выразил и сильное стремление к теплым эмоциональным контактам, ощущению общности (изобразил близкий контакт семейства зайцев).