Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:06, реферат
Классицизм - одно из важнейших направлений литературы прошлого. Утвердив себя в трудах и творчестве многих поколений, выдвинув блестящую плеяду поэтов и писателей, классицизм оставил такие вехи на пути художественного развития человечества, как трагедии Корнеля, Расина, Мильтона, Вольтера, комедии Мольера и многие другие литературные произведения. Сама история подтверждает жизнеспособность традиций классицистической художественной системы и ценность лежащих в ее основе концепций мира и человеческой личности, прежде всего характерного для классицизма нравственного императива.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I
История возникновения классицизма в мировой литературе……...5
Основополагающие принципы классицизма как литературного направления………………………………………………………………………7
Глава II
Особенности развития классицизма во французской литературе…………………………………………………………………………12
Особенности развития классицизма в русской литературе………15
Классицизм в других европейских литературах…………………..17
Отличительные черты классицизма России от классицизма Франции и других европейских государств…………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………...20
Библиография……………………………………………………………………...22
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Введение в литературоведение»
на тему: «Классицизм как
литературное направление
»
Тамбов 2008
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I
Глава II
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Классицизм - одно из важнейших направлений
литературы прошлого. Утвердив себя в
трудах и творчестве многих поколений,
выдвинув блестящую плеяду поэтов и писателей,
классицизм оставил такие вехи на пути
художественного развития человечества,
как трагедии Корнеля, Расина, Мильтона,
Вольтера, комедии Мольера и многие другие
литературные произведения. Сама история
подтверждает жизнеспособность традиций
классицистической художественной системы
и ценность лежащих в ее основе концепций
мира и человеческой личности, прежде
всего характерного для классицизма нравственного
императива.
Бесспорно, классицизм не оставался всегда
и во всем тождественным самому себе. Как
всякому значительному явлению человеческой
культуры ему была присуща напряженная
диалектика развития. Это особенно очевидно,
если рассматривать классицизм в перспективе
его трехвекового существования и в разных
национальных вариантах, в каких он является
нам во Франции, в Германии и в России.
Делая свои первые шаги в XVI веке, то есть
в пору зрелого Возрождения, классицизм
впитал и отразил атмосферу этой революционной
эпохи, и в то же время он нес в себе новые
тенденции, которым суждено было энергично
проявиться лишь в следующем столетии.
Ученые справедливо делают акцент на преемственной
связи классицизма XVII столетия с широким
кругом идейно-эстетических концепций
Возрождения. И вместе с тем XVII век, с присущей
ему усложненностью и противоречивостью
исторического процесса, уже ломает прежние
представления о мире и человеке, определяя
характер и пути развития культуры в целом
и классицизма в частности как одного
из ведущих художественных направлений
эпохи. Тогда же явственно вырисовывается
различие судеб классицизма в отдельных
странах, его национальная специфика.
Бесспорным является тот факт, что классицизм
является одним из наиболее изученных
и теоретически продуманных литературных
направлений. Но, несмотря на это, его детальное
изучение до сих пор является чрезвычайно
актуальной темой для современного исследователя,
во многом вследствие того, что она требует
особой гибкости и тонкости анализа. Это
вызвано в первую очередь сложной динамикой
разнообразных литературных течений эпохи
возникновения классицизма, а также условностью
данных исследователями 18 века схематизирующих
классификаций. Формирование понятия
о классицизме требует систематической
целенаправленной работы исследователя
на основе установок на художественное
восприятие и выработку оценочных суждений
при анализе текста. Поэтому в современной
науке зачастую возникают противоречия
между новыми задачами литературного
исследования и старыми подходами к формированию
теоретико-литературных понятий о классицизме.
Данная проблема определяет необходимость
теоретического и опытно-экспериментального
обоснования путей формирования теоретико-литературных
понятий в рамках рассмотрения классицизма
как литературного направления.
В связи с необходимостью разработки теоретико-методических
основ формирования понятия о классицизме,
цель данной работы можно сформулировать
как рассмотрение истории формирования
классицизма как литературного направления,
выявление его основных черт и прослеживание
особенностей его развития во французской,
русской и других европейских национальных
литературах.
Цель исследования, в свою очередь, определяет
следующие задачи:
Глава I
Классицизм (от латинского classicus – «образцовый,
первоклассный») - художественное направление,
зародившееся еще в эпоху Возрождения,
занявшее, наряду с барокко, важное
место в литературе 17 столетия и
продолжающее развитие в эпоху Просвещения
- вплоть до первых десятилетий 19 века.
Прилагательное «классический» весьма
древнее: еще до того, как получить свое
основное значение в латинском языке,
«classicus» означало «знатного, состоятельного,
уважаемого гражданина». Получив смысл
«образцового», понятие «классический»
стало прилагаться к таким литературным
произведениям и авторам, которые становились
предметом школьного изучения, предназначались
для чтения в классах. Именно в таком смысле
слово употреблялось и в средневековье,
и в эпоху Возрождения, а в 17 веке значение
«достойный для изучения в классах» было
закреплено в словарях (например, в словаре
Ришле 1680). Определение «классический»
применялось, поэтому, только к древним,
античным авторам, но никак не к современным
писателям, даже если их сочинения признавались
художественно совершенными и вызывали
восхищение читателей.
Первым, кто употребил эпитет «классические»
по отношению к писателям 17 века, был Вольтер.
Современный смысл слова «классический»,
значительно расширяющий список авторов,
принадлежащих к литературной классике,
начал складываться в эпоху романтизма.
Тогда же появилось и понятие «классицизм».
Оба термина у романтиков имели чаще негативную
окраску: классицизм и «классики» противопоставлялись
«романтикам» как устаревшая литература,
слепо подражающая античности - литературе
новаторской. Напротив, противники романтизма,
прежде всего во Франции, стали употреблять
эти слова как обозначение подлинно национальной
литературы, противостоящей иноземным
(английским, немецким) влияниям, определяли
словом «классики» великих авторов прошлого
- Корнеля, Расина, Мольера, Ларошфуко.
Высокая оценка достижений французской
литературы 17 столетия, ее значение для
становления других национальных литератур
Нового времени - немецкой, английской
и других - способствовало тому, что этот
век стали считать «эпохой классицизма»,
в которой ведущую роль играли французские
писатели и их прилежные ученики в других
странах. Те же писатели, которые явно
не вписывались в рамки классицистических
принципов, оценивались как «отставшие»
или «сбившиеся с пути». Фактически установились
два термина, значения которых отчасти
пересекались: «классический» - образцовый,
художественно совершенный, вошедший
в фонд мировой литературы, и «классицистический»
- относящийся к классицизму как к литературному
направлению, воплощающий художественные
принципы классицизма.
“Классицизм” - понятие, вошедшее в истории
литературы конца 19 -начала 20 века, написанные
учеными культурно-исторической школы
(Г.Лансон и др.). Вослед этим работам термин
“классицизм” стал активно использоваться
в литературоведении. Черты классицизма
прежде всего определялись из драматической
теории 17 века и из трактата Н.Буало “Поэтическое
искусство” (1674). Его рассматривали как
направление, ориентирующееся на античное
искусство, черпающее свои идеи из “Поэтики”
Аристотеля, а с другой стороны - как литературу
эпохи абсолютной монархии, воплощающее
абсолютистскую идеологию.
Пересмотр такой концепции классицизма
и в зарубежном, и в отечественном литературоведении
приходится на 1950-60-е: отныне классицизм
стал трактоваться большинством ученых
не как “художественное выражение абсолютизма”,
а как “литературное направление, пережившее
период яркого расцвета в ХVП в., в годы
укрепления и торжества абсолютизма”.
Термин «классицизм» сохранил свою роль
и тогда, когда ученые обратились и к неклассицистическим,
барочным произведениям литературы ХVП
века. В определении классицизма выделяли
прежде всего стремление к ясности и точности
выражения, строгую подчиненность правилам
(так называемые «три единства»), равнение
на античные образцы.
Зарождение и распространение классицизма
связывали уже не только с укреплением
абсолютной монархии, но с возникновением
и влиянием рационалистической философии
Р.Декарта, с развитием точных наук, прежде
всего математики. В первой половине 20
века классицизм именовали “школой 1660-х”
- периода, когда во французской литературе
одновременно творили великие писатели
- Расин, Мольер, Лафонтен и Буало.
Постепенно истоки классицизма выявились
в итальянской литературе периода Возрождения:
в поэтиках Д.Чинтио, Ю.Ц.Скалигера, Л.Кастельветро,
в трагедиях Д.Триссино и Т.Тассо. Поиски
«упорядоченной манеры», законов «истинного
искусства» обнаружились и в английской
(Ф.Сидни, Б.Джонсон, Д.Мильтон, Д.Драйден,
А.Поуп, Д.Аддисон), и в немецкой (М.Опиц,
Г.Готшед, И.В.Гете, Ф.Шиллер), и в той же
итальянской (Д.Кьябрера, В.Альфьери) литературах
17-18 вв. Значительное место занял в европейской
литературе и русский классицизм эпохи
Просвещения (А.П.Сумароков, М.В.Ломоносов,
Г.Р.Державин и др.). Все это заставило современных
исследователей рассматривать классицизм
как одну из важных составляющих художественной
жизни Европы на протяжении нескольких
столетий и как одно из двух главных литературных
направлений, заложивших основы культуры
Нового времени.
Классицизм формируется, испытывая
воздействие других непосредственно
соприкасающихся с ним
Принципы рационализма (от латинского
ratio – «разум, рассудочность, целесообразность,
разумная обоснованность всего, гармония
Вселенной, обусловленная её духовным
началом»), соответствующие философским
идеям Р. Декарта и картезианства, лежат
в основе и эстетики классицизма. Декарт
отстаивал незыблемость видимой картины
мира, что соответствовало государственной
модели абсолютной монархии, которая представляла
собой «общественную пирамиду», где на
вершине был монарх, а остальные были подданными
Его Величества. Классицизм формулировал
цель литературы как воздействие на разум
для исправления пороков и воспитания
добродетели, в чём чётко выражалась авторская
точка зрения (например, Корнель славит
героев, защищающих государство, абсолютного
монарха). В соответствии с ней обличение
невежества, эгоизма, деспотизма феодальных
порядков и утверждение человеческого
достоинства, гражданского и морального
долга должно проводиться с позиций государственности
и просветительства. Вместе с тем прославлялась
монархия, разумно управляющая народом
и заботящаяся о просвещении. Классицисты
определют взгляд на художественное произведение
как на создание искусственное - сознательно
сотворенное, разумно организованное,
логически построенное.
Возвеличение ума шло за счет принижения
чувства, непосредственного восприятия
окружающей действительности. Создавая
художественное произведение, писатель
старался всячески приблизиться к античным
образцам и строго следовать специально
разработанным для этого теоретиками
классицизма правилам. Это стесняло свободу
творчества, отрывало литературу от жизни,
писателя — от современности и тем самым
придавало его творчеству условный, искусственный
характер. Самое же главное, что общественно-политический
строй этой эпохи, основанный на угнетении
простого народа, никак не соответствовал
разумным понятиям о естественных, нормальных
отношениях между людьми.
Выдвинув принцип "подражание природе",
классицисты считают непременным условием
его строгое соблюдение незыблемых правил,
почерпнутых из античной поэтики (Аристотеля,
Горация) и искусства, определяющих законы
художественной формы, в которой и проявляется
разумная творческая воля писателя, превращающая
жизненный материал в прекрасное, логически
стройное и ясное произведение искусства.
Художественное преображение натуры,
превращение природы в прекрасную и облагороженную
есть одновременно и акт ее высшего познания
- искусство призвано явить идеальную
закономерность мироздания, часто скрытую
за внешним хаосом и беспорядком действительности.
Поэтому разум, постигающий идеальную
закономерность, выступает как начало
"высокомерное" по отношению к индивидуальным
особенностям и живому разнообразию жизни.
Эстетической ценностью для классицизма
обладает лишь родовое, непреходящее,
неподвластное времени. В каждом явлении
классицизм стремится найти и запечатлеть
его существенные, устойчивые черты (с
этим связано обращение к античности как
абсолютной надысторической эстетической
норме, а также принципы типизации характеров,
которые выступают как воплощение каких-либо
социальных или духовных сил). Классицистический
образ тяготеет к образцу, в котором жизнь
остановлена в своем идеально вечном облике,
он - особое зеркало, где индивидуальное
превращается в родовое, временное в вечное,
реальное в идеальное, история в миф, он
изображает то, что есть везде и чего нет
нигде в реальности. Он - торжество разума
и порядка над хаосом и текучей эмпирией
жизни. Воплощение возвышенных этических
идей в адекватных им гармонически прекрасных
формах сообщает произведениям, созданным
по канонам классицизма, оттенок утопизма,
обусловливаемый также и тем, что эстетика
классицизма придает огромное значение
общественно-воспитательной функции искусства.
Эстетика классицизма устанавливает строгую
иерархию жанров, которые делятся на "высокие"
(трагедия, эпопея, ода, героическая поэма
и др.), сферой которых была государственная
жизнь или религиозная история, а героями
становились монархи, полководцы, мифологические
персонажи, религиозные подвижники) и
"низкие" (комедия, сатира, басня),
изображающие частную повседневную жизнь
людей средних сословий. Промежуточное
место занимали «средние» жанры (драма,
послание, элегия, идиллия, сонет, песня),
изображавшие внутренний мир отдельного
человека. Им не принадлежала заметная
роль в литературном процессе. Классификация
жанров опиралась на известную с античных
времён теорию «трёх стилей» (высокого,
низкого и среднего). Для каждого жанра
предусматривался один из стилей, каждый
жанр имеет строгие границы и четкие формальные
признаки. Не допускается никакого смешения
возвышенного и низменного, трагического
и комического, героического и обыденного.
Герои произведений классицизма, главным
образом, трагедий, были «высокие»: цари,
князья, полководцы, вожди, вельможи, высшее
духовенство, знатные граждане, пекущиеся
о судьбе отечества и служащие ему. Герои
изображались только в стихах и возвышенным
слогом, так как проза считалась унизительной,
«презренной» для высокопоставленных
лиц. В комедиях же изображались не только
высокопоставленные лица, но и простолюдины,
крепостные слуги.
В произведениях классицизма персонажи
делились на строго положительных и отрицательных,
на добродетельных, идеальных, лишённых
индивидуальности, действующих по велению
разума, и носителей порока, находящихся
во власти эгоистических страстей. При
этом в обрисовке положительных героев
присутствовали схематизм, резонерство,
то есть склонность к нравоучительным
рассуждениям с авторских позиций.
Характеры, как правило, были однолинейными:
герой олицетворял какое-либо одно качество
(страсть) – ум, мужество, храбрость, благородство,
честность или алчность, коварство, скупость,
жестокость, лесть, лицемерие, хвастовство
(например, ведущая черта Митрофана в «Недоросле»
- лень). Герои изображались статично, без
эволюции характеров. По сути это были
лишь образы-маски. Зачастую использовались
«говорящие» фамилии персонажей (Тартюф,
Правдин).
В произведениях писателей-классицистов
всегда наблюдался конфликт добра и зла,
разума и глупости, долга и чувства, то
есть так называемая стереотипная коллизия,
в которой побеждали добро, разум, долг.
Иначе говоря, в произведениях классицизма
порок всегда был наказан, а добродетель
торжествовала. Отсюда абстрактность
и условность изображения действительности.
Герои классицизма говорили высокопарным,
торжественным, приподнятым языком. Писатели,
как правило, использовали такие поэтические
средства, как славянизмы, гипербола, метафора,
олицетворение, метонимия, сравнение,
антитеза, эмоциональные эпитеты, риторические
вопросы и восклицания, обращения, мифологические
уподобления. Господствовало силлабическое
стихосложение и применялся александрийский
стих. Действующие лица произносили длинные
монологи с целью полнее раскрыть свои
взгляды, убеждения, принципы. Такие монологи
замедляли действие пьесы.
В драматургии господствовала теория
«трёх единств» - места (всё действие пьесы
происходило в одном месте), времени (события
в пьесе развивались в течение суток),
действия (происходящее на сцене имело
своё начало, развитие и конец, при этом
отсутствовали «лишние» эпизоды и персонажи,
не имеющие прямого отношения к развитию
основного сюжета). Сторонники классицизма
обычно заимствовали сюжеты для произведений
из античной истории или мифологии. Правила
классицизма требовали логического развёртывания
сюжета, стройности композиции, чёткости
и лаконичности языка, рациональной ясности
и благородной красоты стиля.
Глава II
Поэтика французского классицизма
складывается и осознается постепенно
в борьбе с прециозной литературой
и бурлеской, но законченно-системное
выражение получает лишь в "Поэтическом
искусстве" Н. Буало (1674г.), обобщившего
художественный опыт французской литературы
17 в.
Зачинателем поэзии и поэтики классицизма
явился Ф. Малерб. Проведенная им реформа
языка и стиха была закреплена Французской
академией, на которую была возложена
задача создания общеобязательного языкового
и литературного канона. Ведущим жанром
классицизма была трагедия, решающая важнейшие
общественные и нравственные проблемы
века. Общественные конфликты изображаются
в ней отраженными в душах героев, поставленных
перед необходимостью выбора между нравственным
долгом и личными страстями. В этой коллизии
отразилась наметившаяся поляризация
общественного и частного бытия человека,
определявшая и структуру образа. Родовая,
общественная сущность, мыслящее, разумное
"я" противостоит непосредственному
индивидуальному бытию героя, который,
становясь на точку зрения разума, как
бы извне обозревает себя, рефлектирует,
томится своей расколотостью, ощущает
императив стать равным своему идеальному
"я".
На раннем этапе (у П. Корнеля) этот императив
сливается с долгом перед государством,
а в дальнейшем (у Ж. Расина), по мере все
усиливающегося отчуждения государства,
утрачивает политическое содержание и
приобретает этический характер. Внутреннее
ощущение надвигающегося кризиса абсолютистской
системы сказывается в трагедиях Расина
и в том, что идеально стройная художественная
конструкция находится в противоречии
с царящим в них хаосом слепых и стихийных
страстей, перед которыми бессильны разум
и воля человека.
Во французском классицизме высокого
развития достигли также "низкие"
жанры - басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало),
комедия (Мольер). Именно в "низких"
жанрах, образ которых строится не в идеальной
дали исторического или мифологического
прошлого, а в зоне непосредственного
контакта с современностью, получило развитие
реалистическое начало. Это в первую очередь
относится к Мольеру, творчество которого
вобрало в себя различные идейно-художественные
течения и определило во многом дальнейшее
развитие литературы.
В рамках классицизма развивается и проза,
для которой характерны типизация страстей,
аналитические характеристики, точность
и ясность слога (проза моралистов Ф. Ларошфуко,
Б. Паскаля, Ж. Лабрюйера, а также психологический
роман М. М. Лафайет).
Жанровый характер мышления классицистов
Франции привел к тому, что каждый из писателей
внес свой вклад в развитие того или иного
жанра, занимавшего иерархическое место
в общей жанровой системе.
В творчестве Ж. Расина доминантным жанром
была психологическая трагедия: "Андромаха",
"Федра" и др. Расин считал, что разумность
- основа произведения: "здравый смысл
и разум были одинаковыми во все времена".
Драматург отказался от "совершенного"
героя: "Герои должны обладать средними
достоинствами, то есть добродетельности,
способной на слабость".
Ведущим жанром в творчестве П. Корнеля
была политическая трагедия: "Сид",
"Горация" и др. Основной конфликт
в его пьесах - борьба чувства и долга перед
государством, отечеством, королем, обществом.
"Трагедия, - утверждал, - нуждается в
более благородной и более мужественной
страсти, чем любовь...". Поэтому трагедия
Корнеля формируется как политический
трактат о современных драматургу проблемах
исторической эпохи.
Ведущий жанр в творчестве Ж.-Б. Мольера
- "высокая комедия" ("Тартюф",
"Скупой" и др.). У Мольера комедия
перестала быть "низким" жанром: его
лучшие пьесы получили название "высокой
комедии", ибо в них, как и в трагедии,
решались важнейшие общественные, нравственные
и философские проблемы века. Мольер выдвигал
требование сценической правды. Он утверждал:
"Театр - это зеркало общества". Его
пьесы имели преимущественно сатирическую
направленность. "Мы, - отмечал комидиограф,
- наносим порокам тяжелый удар, выставляем
их на всеобщее осмеяние". Мольер подчинял
развитие сюжета, конфликта не раскрытию
характера, а центрировал изображение
на выявлении главной черты характера.
Вступив в полосу упадка в конце 17 в., классицизм
возрождается в эпоху Просвещения. Новый,
просветительский классицизм сосуществует
на протяжении 18 в. с просветительским
реализмом, а к концу века становится вновь
господствующим художественным течением.
Просветители во многом продолжают традиции
классицизма 17 в. Им оказались близкими
выраженные в классицизме позиция человека,
сознательно относящегося к миру и к самому
себе, способного подчинить общественному
и нравственному долгу свои стремления
и страсти.
Однако социально-политическая ориентация
просветительского классицизма меняется.
В традициях классицизма Вольтер создает
трагедии, проникнутые борьбой против
религиозного фанатизма, абсолютистского
гнета, пафосом свободы. Обращение к античности,
как к миру идеальных первообразов, составлявшее
суть классицизма, в том числе и просветительского,
имело глубокие корни в идеологии Просвещения.
Там, где просветители стремились проникнуть
за внешнюю эмпирию жизни, выйти за рамки
частной жизни, они оказывались, как правило,
в мире идеальных абстракций, т. к. во всех
своих построениях исходили из изолированного
индивида и сущность человека искали не
в социальных условиях его бытия, не в
истории, а в абстрактно понятой человеческой
природе. С просветительским классицизмом
тесно связана литература Великой французской
революции, которая облекала героические
устремления в античные мифы и предания
(творчество М. Ж. Шенье и др.) .
В эпоху наполеоновской империи классицизм
утратил свое живое прогрессивное содержание.
Тем не менее, как эпигонское течение он
просуществовал во Франции вплоть до 30-40-х
гг. 19 в.
Классицизм в России зародился
во второй четверти 18 в. под идеологическим
влиянием эпохи Петра (с ее пафосом
безусловного подчинения личности сознательно
понятым общенациональным интересам)
в творчестве первых русских просветителей
- зачинателей новой русской
В.И.Федоров предлагает подразделять историю
становления классицизма в России на несколько
периодов:
1 период: литература петровского времени,
которая носит переходный характер. Основная
особенность - интенсивный процесс "обмирщения"
(то есть замена литературы религиозной
литературой светской - 1689-1725 года). Главными
жанрами на этом этапе были ораторская
проза, политические трактаты и проповеди,
направленные против реформ Петра I. В
этот период появилась первая издававшаяся
газета "Ведомости", появляются учебники,
стихотворства, повести, появляется драматургия.
Наиболее яркой фигурой, одним из самых
образованных людей был Феофан Прокопович.
2 период: 1730-1750 года - эти годы характеризуются
формированием классицизма, созданием
новой жанровой системы, углубленной разработкой
русского языка. Второй период был отмечен
именами известных писателей сатиры (например,
Антиох Дмитриевич Кантемир). В сатирах
осмеивается пустая паразитическая жизнь,
грабеж власть имущими своих подданных
и другие общечеловеческие пороки. Кантемиром
было написано 9 сатир, несколько басен,
переводов. Другими известными личностями
были Тредиаковский и М.В.Ломоносов. В
этот же период расцветало творчество
А.П.Сумарокова, автора любовной лирики
(песни, эклоги, идиллии, элегии).
3 период: 1760-1770 года - дальнейшая эволюция
классицизма, расцвет сатиры, появление
предпосылок к зарождению сентиментализма.
В этот период активно развивались пародийные
жанры, шутливые поэмы, повести и издавались
литературные журналы.
4 период: последняя четверть века - начало
кризиса классицизма, оформление сентиментализма,
усиление реалистических тенденций. Литература
последнего, 4 периода, развивалась в период
потрясений, социальных взрывов, зарубежных
революций (американской, французской).
В этот период расцветают комическая опера,
творчество Фонвизина (басни, песни, комедии),
творчество Державина (оды), творчество
Радищева (автор "Путешествия из Петербурга
в Москву"), Крылова (басни, комедии,
трагедии).
Главное в идеологии классицизма — государственный
пафос. Государство, созданное в первые
десятилетия XVIII в., было объявлено высшей
ценностью. Классицисты, воодушевленные
Петровскими реформами, верили в возможность
его дальнейшего совершенствования. Оно
представлялось им разумно устроенным
общественным организмом, где каждое сословие
выполняет возложенные на него обязанности.
«Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины
защищают отечество, судии судят, ученые
взращивают науки» , — писал А. П. Сумароков.
Государственный пафос русских классицистов
— явление глубоко противоречивое. В нем
отразились и прогрессивные тенденции,
связанные с окончательной централизацией
России, и вместе с тем — утопические представления,
идущие от явной переоценки общественных
возможностей просвещенного абсолютизма.
Столь же противоречиво отношение классицистов
к «природе» человека. Ее основа, по их
мнению, эгоистична, но вместе с тем поддается
воспитанию, воздействию цивилизации.
Залогом этого является разум, который
классицисты противопоставляли эмоциям,
«страстям». Разум помогает осознанию
«долга» перед государством, в то время
как «страсти» отвлекают от общественно
полезной деятельности. «Добродетелью,
— писал Сумароков, — должны мы не естеству
нашему. Мораль и политика делают нас по
размеру просвещения, разума и очищения
сердец полезными общему благу. А без того
бы человеки давно уже друг друга без остатка
истребили».
Своеобразие русского классицизма состоит
в том, что в эпоху становления он соединил
в себе пафос служения абсолютистскому
государству с идеями раннего европейского
Просвещения. Во Франции XVIII в. абсолютизм
уже исчерпал свои прогрессивные возможности,
и общество стояло перед буржуазной революцией,
которую идеологически подготовили французские
просветители. В России в первые десятилетия
XVIII в. абсолютизм еще шел во главе прогрессивных
для страны преобразований. Поэтому на
первом этапе своего развития русский
классицизм воспринял от Просвещения
некоторые из его общественных доктрин.
К ним относится прежде всего идея просвещенного
абсолютизма.
Русский классицизм отличался постоянным
обращением к национальной тематике, к
сюжетам из русской действительности,
из отечественной истории. В проповеди
общегосударственных идей, в формировании
общественно полезных, гражданских качеств
человека, в развитии антидеспотической
направленности, в просветительских тенденциях
заключалось объективно прогрессивное
значение русского классицизма, теснее
была связь его с жизнью, народом.
В русском классицизме проявилась обличительно-реалистическая
тенденция, выражавшаяся в сатире, комедии,
басне, нарушавшая свойственный традиционному
классицизму принцип абстрактного изображения
действительности. Наблюдалась большая
связь с народным творчеством, что сообщало
произведениям русского классицизма демократический
отпечаток, в то время как западноевропейский
классицизм избегал включения просторечных
выражений, изпользования фольклорных
приёмов.