Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 02:49, реферат
Понять сложную структуру речевых нарушений, определить первичные и вторичные их проявления, а затем определить приемы коррекционной и терапевтической помощи возможно только на основе классификации речевых расстройств.
Введение --------------------------------------------------------------------------------- 2
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений --------------- 3
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений ------------ 7
Заключение ------------------------------------------------------------------------------ 9
Литература ------------------------------------------------------------------------------
2. Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии.
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР можно выделить следующие общие закономерности:
• Значительно позднее появление речи
• Ограниченный словарный запас;
• Грубые нарушения грамматического строя;
• Выраженные недостатки звукопроизношения;
• Речь детей с ОНР малопонятна.
Левиной Р.Е. (1969) разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Выделяют три уровня ОНР:
Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Общеупотребительные слова ребёнок воспроизводит в виде отдельных слогов и сочетаний.
Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова, в самостоятельных высказываниях простые распространённые предложения из 2-3-4 слов. У детей этой категории ограничен пассивный словарный запас, отмечаются аграмматизмы (неправильное употребление грамматических конструкций), отмечается пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с именами существительными. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, чётко выделяются основные пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи.
В последние годы Т. Б. Филичевой описан четвертый уровень речевого развития – остаточные явления речевого недоразвития. Незначительные изменения всех компонентов языка. У детей нет ярких нарушений звукопроизношения, имеется лишь недостатки дифференциации звуков [Р – Р'], [Л – Л’], [Т’ – Ц – С – С'] и др. и характеризуется своеобразием нарушения слоговой структуры, ребенок понимает значение слова, но не удерживает в памяти фонематический образ, в следствии чего появляются искажения звуконаполняемости в разных вариантах.
Вторая группа — нарушения в применении средств общения.
К этой группе относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР).
Заключение.
Таким образом, психолого-педагогическая классификация создавалась с учетом практических потребностей работы логопеда. В этой классификации характеристики расстройств речи сгруппированы от частного к общему, поскольку она ориентирована прежде всего на выявление речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симптоматический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние проявления недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие и т.д.). Эта классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени.
Клинико-педагогическая же классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами и ориентирована на те нарушения, которые подлежат логопедической коррекции (дислалия, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия).
Вместе с тем, обе классификации, дополняя друг друга, позволяют комплектовать группы детей с речевой патологией и обеспечивают системное дифференцированное логопедическое воздействие с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи.
Литература: