Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:29, контрольная работа
В осуществлении речевой функции, а также письма чтения принимают участие зрительный, слуховой двигательный и кинетический анализаторы. Большое значение имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. Кроме того, важна координация дыхания и произношение звуков.
Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Поэтому многие повреждения нервной системы и других систем организма могут привести к нарушению речи.
1 Классификация и краткая характеристика нарушений речи.
2Ряд заболеваний нервной системы сопровождающиеся различными расстройствами речи.
3Разнообразие нарушения речи при психических заболеваниях.
4Расстройства речи без органических повреждений ЦНС.
План
1 Классификация и краткая характеристика нарушений речи.
2Ряд заболеваний нервной системы сопровождающиеся различными расстройствами речи.
3Разнообразие нарушения речи при психических заболеваниях.
4Расстройства речи без органических повреждений ЦНС.
Введение
В осуществлении речевой функции, а также письма чтения принимают участие зрительный, слуховой двигательный и кинетический анализаторы. Большое значение имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. Кроме того, важна координация дыхания и произношение звуков.
Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Поэтому многие повреждения нервной системы и других систем организма могут привести к нарушению речи.
Классификация и краткая характеристика нарушений речи.
В зависимости от причины, вызвавшей нарушение речи, выделяют следующие основные их формы: афазия, дизартрия, алалия.
1Афазия встречается при локальных поражениях мозга ( кора и ближайшие подкорковые образования) например левого полушария у правшей. Форма афазий определяется локализацией поражения. Под афазией понимают центральное нарушение уже сформировавшейся речи.
2Дизартрия- нарушения артикуляции в результате повреждения иннервации речевой мускулатуры. Особый тип нарушений речевой деятельности составляют дисфазии- непостоянные нарушения сенсорной, моторной и мнестической сторон речи, возникающие при поражении отдельных подкорковых структур.
Своеобразны нарушения речи при поражении экстрапирамидной системы в результате возникновения мышечной ригидности и гиперкинезов, охватывающих артикуляционную мускулатуру, что может привести к искажению слов(так называемый батаризм). К этой форме патологии относится спастическая дизартрия, ксеноалия (изменение структуры фонем), в результате чего речь больного приобретает как бы «иностранный» акцент.
3Алалия или «детская афазия», по терминологии зарубежных авторов, представляет собой грубое расстройство речи у детей вследствие поражения ЦНС в дородовой период или в первые годы жизни ребенка, препятствующее нормальному формированию речевой функциональной системы.
Общее недоразвитие речевой системы у детей может быть обусловлено разными причинами : дефектами периферического отдела слухового анализатора при глухоте, тугоухости, анатомо- физиологическими дефектами органов речи ( гортань, полости рта, носа, и др.), поражениями проводящих нервных путей, идущих от коры головного мозга к речевым мышцам (псевдобульбарные и бульбарные параличи и др.), поражение ЦНС, вызывающими общую умственную неполноценность, и т. д.
Ряд заболеваний нервной системы сопровождающиеся различными расстройствами речи.
Скандированная речь характерна для рассеянного склероза; монотония, брадилалия, иногда тахилалия, батаризм- для паркинсонизма и гиперкинезов. Изменение речи могут возникать при поражении некоторых периферических нервов, таких, как возвратный подъязычный, тройничный.
Разнообразие нарушения речи при психических заболеваниях.
Нарушения скорости речи проявляются в ее ускорении или замедление.
Нарушение дикции В одних случаях возрастает сила звука- речь громкая, с выразительными или однообразными интонациями (гипоманиакальные и маниакальные состояния), в других, напротив, ослабевает: речь тихая, шепотная, временами чуть слышная, лишенная модуляции (депресивные, бредовые состояния, состояние слабоумия).
Нарушение смыслового содержания речи в наиболее отчетливой форме проявляются в неологизмах- новых, создаваемых самими больными словах. Выделяют два типа неологизмов: пассивные и активные. Пассивные неологизмы не обладают коммуникативными свойствами и имеют в своей основе один лишь звуковой элемент.
Активные неологизмы представляют собой слова, имеющие смысл и являющиеся средством активного речевого общения с окружающими.
Разорванная речь сопровождается различной степени нарушениями грамматического строя и смысла высказываемого или при сохранности грамматического строя утрачивается ее смысл. Подобные нарушения речи встречается при шизофрении, помрачении сознания.
Нарушение грамматического строя в своих крайних степенях представлены набором отдельных, не связанных по смыслу слов.
Мимоговорение (миморечь) выражается в том, что ответы больных находятся вне всякой связи с задаваемыми вопросами.
Монолог –это непрерывная, хотя и обращенная к собеседнику, но обусловленная в первую очередь внутренним состоянием больного а, не необходимостью словестного общения. Если монолог является обычной формой речи, то это достоверный признак хронического, сопровождаемого изменениями личности психического заболевания, например шизофрения.
Зеркальная речь-это произнесение слов (читаемых, слышимых, возникающих спонтанно) с конца; наблюдается при шизофрении.
Речевой напор выражается в речевой активности с ускоренной речью, многословностью. Больному трудно остановиться или переключить свои высказывания на другую тему, ответить на задаваемые вопросы. Встречается у больных маниакально- депрессивным психозом, при шизофрении и других заболеваниях.
Телеграфная речь характеризуется преобладанием отдельных, коротких, отрывочных фраз, в том числе и односложных, в которых слова не соединяются друг с другом союзами и предлогами. Наблюдается у больных с помрачением сознания, при органических заболеваниях мозга.
Расстройства речи без органических повреждений ЦНС
Могут привести к нарушению некоторых форм психической деятельности. При этом незначительные функциональные нарушения речи могут не сопровождаться нарушениями психической деятельности.
Наличие индивидуальных различий в особенностях словестных форм мышления заикающихся с невротической и неврозоподобной формами заикания указывает на необходимость дифференцированного подхода к ним в процессе коррекционно-воспитательной работы. В частности, при неврозоподобной форме заикания необходимо не только длительное логопедическое воздействие, но и целенаправленная работа по развитию познавательной деятельности.
Список литературы
Смирнов В. М.
Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений.- 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2004-400с.
Информация о работе Классификация и краткая характеристика нарушений речи