Классификация педагогических технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:04, доклад

Описание работы

По ведущему фактору психического развития:биогенные, социогенные, психогенные идеалистские технологии
организацияи управление познавательной деятельностью
Авторитарные технологии


дидактоцентрические технологии,

Личностно-ориентированные технологии
Гуманно-личностные технологии
Технологии сотрудничества
Технологии свободного воспитания
Эзотерические технологии
Технология поддержки ребенка
Педагогика сотрудничества
Гуманно-личностная технология
Технологии развивающего обучения

Файлы: 1 файл

Классификация педагогических технологий.docx

— 24.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация педагогических технологий

 

 

 

Выполнила: студентка 07522 с группы

Ануева Т.Ц.

 

 

 

Виды педтехнологий

Авторы

Содержание

По ведущему фактору психического развития:биогенные, социогенные, психогенные идеалистские технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

организацияи управление познавательной деятельностью

- В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко.

 

 

 

 

 

В. П. Беспалько

  • . Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
  

В принципе не существует таких  монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо один-единствеиный фактор, метод, принцип -- педагогическая технология всегда комплексна. Однако благодаря своему акценту на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает свое название

). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).

Авторитарные технологии

 

 

 

 

дидактоцентрические технологии,

 

 

 

 

 

 

 

Личностно-ориентированные технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуманно-личностные технологии

 

Технологии сотрудничества

 

 

 

 

 

Технологии свободного воспитания

 

 

Эзотерические технологии

В. П. Беспалько

в которых педагог является единоличным  субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения

в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений

ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии нс только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими

"исповедуют" идеи всестороннего  уважения и любви к ребенку,  оптимистическую веру в его  творческие силы.

реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

 

предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности

основаны на учении об эзотерическом ("неосознаваемом", подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней.

Традиционная педагогическая технология

Я. А. Коменский

Термин "традиционное обучение" подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики

Личностно - ориентированные технологии

В. С. Библер

Личностно-ориентированная  технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Технология поддержки ребенка

. К. Роджерс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е. В. Бондаревская

. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:

  • на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним;
  • учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности;
  • учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;
  • учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;
  • важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;
  • учитель должен развивать в себе способность чувствовать национальный настрой группы и принимать его;
  • учитель должен быть активным участником группового взаимодействия;
  • он должен открыто выражать в классе свои чувства;
  • должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;
  • учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности.

 

учитель, в котором нуждается  личностно-ориентированная школа, должен удовлетворять следующим требованиям:

  • иметь ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
  • проявлять гуманную педагогическую позицию;
  • заботиться об экологии детства, сохранении душевного и физического здоровья детей;
  • уметь создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
  • уметь работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность;
  • владеть разнообразными педагогическими технологиями, умеет придать им личностно-развиваюшую направленность;
  • проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.

Педагогика сотрудничества

традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн)

" сотрудничество  трактуется как идея совместной  развивающей деятельности взрослых  и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

Гуманно-личностная технология

Ш. А. Амонашвили

Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим:

  • способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
  • облагораживание души и сердца ребенка;
  • развитие и становление познавательных сил ребенка;
  • обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
  • идеал воспитания - самовоспитание.
  

Основные концептуальные положения:

  1. Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.
  2. Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.
  3. Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.
  4. Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.

Игровые технологии

К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

- К. Гросс, Ф. Шиллep, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже

Г. Спенсером

 

 

 

 

 

 

 

 

, К. Бюлер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л. С. Выготский

 

 

 

 

источник игры усматривается  в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому же играет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху.

 

выдвинул теорию функционального  удовольствия (т. е. удовольствия от самого действия, независимо от результата) как  основного мотива игры. Теория игры как деятельности, порождаемой удовольствием, является частным выражением гедонистической теории деятельности, т. е. теории, которая считает, что деятельность человека генерируется принципом удовольствия или наслаждения. Мотивы человеческой деятельности так же многообразны, как и она сама; та или иная эмоциональная окраска является лишь отражением и производной стороной реальной подлинной мотивации.

 

считают исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придает окружающим предметам

Технологии развивающего обучения

3. И. Калмыкова

 

 

 

 

 

 

 

А. Н. Леонтьева

 

 

 

 

 

 

Е. Н. Кабанова-Меллер, В.А. Крутецкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин

Умственное развитие - сложная динамическая система количественных и качественных изменении, которые происходят в интеллектуальной деятельности человека в связи с его возрастом и обогащением жизненного опыта в соответствии с социально-историческими условиями, в которых он живет, и с индивидуальными особенностями его психики.

 

ставится знак равенства между знаниями и умственным развитием, так как развитие, по его мнению, полностью определяется характером "присвоенного" человеком родового опыта, приобретенного в тех социальных условиях, в которых ребенок живет и развивается

. Они считают, что знания  являются условием умственного развития, но не входят в его структуру. Это аргументируется, в частности, тем, что некоторые люди поражают большим объемом накопленных ими знаний, не отличаясь при этом высоким умственным развитием. По мнению названных авторов, в умственное развитие входят не сами знания, а возможность человека их приобретать и применять, переносить имеющиеся знания в относительно новые условия.

 

возможность формирования уже в  младшем школьном возрасте элементы теоретического мышления, повысить его  удельный вес в познавательной деятельности детей, идти в обучении от "абстрактного к конкретному



Информация о работе Классификация педагогических технологий