Классификация потребностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:28, реферат

Описание работы

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.
Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми подходят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальная, но узкопрофильная, непригодная для общего употребления.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 30.21 Кб (Скачать файл)

Классификация потребностей

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых  они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию  потребностей. Но мотивы и основания, с которыми подходят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальная, но узкопрофильная, непригодная  для общего употребления. Так, например польский психолог К. Обуховский насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций. П. Ершов в своей книге «Потребности человека» считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.

Рассмотрим вкратце содержание этих классификаций как их представил П. Ершов.

Достоевский делил множество  интересов и потребностей людей  по усложнению их содержания на три  группы:

1. Потребности в материальных  благах, необходимые для поддержания  жизни.

2. Потребности познания.

3. Потребности всемирного  объединения людей.

У Гегеля 4 группы:

1. Физические потребности.

2. Потребности права, законов.

3. Религиозные потребности.

4. Потребности познания.

Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно назвать потребностями  витальными; третью, по Достоевскому, и  вторую, по Гегелю, - потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, - идеальными. Каковы же особенности классификации потребностей?

Во-первых, мы полагаем неприемлемыми  узкопрофессиональные подходы к  классификации потребностей, потому что в силу большой подвижности  и взаимопревращаемости ни одна из частных потребностей не может быть закреплена за какой-то одной частной группой, т. е. обладает высокой степенью неопределенности.

Во-вторых, методологически  исходной посылкой нашей классификации  является концепция человека, в частности, виды бытия человека: биологическое, социальное, духовное.

В-третьих, в иерархии потребностей, восходящих по закону возвышения от низшей к высшей потребности в нашей  классификации представлена группа потребностей, тормозящих развитие разумных потребностей и развитие личности. Это - извращенные потребности. Они занимают особое место в общей классификации потребностей. Ни в одной из существующих ныне классификаций, извращенные потребности не обозначены.

В соответствии с изложенными  принципами можно выделить следующие  большие группы потребностей:

1. Базовые потребности:  это всеобщие потребности, присущие  всем людям. К базовым потребностям  относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Внутри базовых потребностей можно обнаружить много их модификаций, дополнительных характеристик. Такие  потребности являются конкретизацией базовой потребности. Так, в биологических  потребностях можно выделить антропологические  потребности, основанием для их выделения  являются различия людей по полу (сексуальные  потребности), по возрасту, по принадлежности к расе, к этнической общности. Внутри материальных потребностей можно выделить бытовые потребности - потребности  комфорта жилья, транспортных средств, безопасности. Среди социальных потребностей можно выделить потребность в  самоидентификации личности, потребность  в защите прав и достоинств личности.

Следующим основанием для  выделения больших групп потребностей является разделение потребностей по их социально-гуманистической ориентации (ценности). Это будет группа ценностно-ориентированных  потребностей. По этому основанию  можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и  ложные, прогрессивные и регрессивные.

Обратимся к характеристике названных здесь групп потребностей.

Биологические (естественные) потребности

Это всеобщие первичные потребности  жизнедеятельности организма: потребности  питания и выделения, потребности  расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.

Подчиняясь зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Биологические потребности человека, оставаясь биологическими по своей сущности, тогда становятся подлинно человеческими, когда они опосредуются условиями общественного бытия, детерминируются достигнутым уровнем культуры. Быть в слитности с естественным и растительным, и животным миром, со своими биологическими потребностями - желание преходящее, временное, не суть выражение свободы личности, а если оно и продолжительно, то отягощено сознанием своей несвободы. Ибо мир природы - это не мир человека, он может стать таковым лишь при условии, что человек организует этот мир по-своему, преобразовав его по законам человеческой деятельности.

Резюмируя сказанное, можно  сделать вывод: человека удовлетворяет  только такое общение с природой, при котором остаются следы его  самоутверждения в природе, то есть удовлетворяет не девственная, а  измененная природа.

Материальные  потребности

Материальными мы называем потребности в средствах и  условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей.

Среди многообразия этих потребностей Маркс выделял три потребности: в пище, жилище и одежде. Норма  материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности. Норма материальных потребностей должна обеспечить каждой личности нормальные условия ее трудовой и иной деятельности, комфорт быта и транспорта, отдыха и восстановления здоровья, условия  физического и интеллектуального  развития. Все вместе взятые материальные потребности и способы их удовлетворения определяют уровень жизни человека.

Следует подчеркнуть, что  материальные потребности не безграничны. Они количественно определены для  каждой страны, каждого региона и  каждой семьи и выражаются в таких  понятиях, как «продовольственная корзина», «прожиточный минимум» и др.

Социальные потребности

В отличие от биологических  и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как  само собой разумеющееся, не побуждают  человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако непростительной ошибкой  делать вывод, что социальные потребности  играют второстепенную роль в жизни  человека и общества.

Наоборот, социальные потребности  в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали  в охоте на дикого зверя, четко  понимали различия между «своими» и  «чужими», совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей «для другого» над потребностями «для себя» человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.

Социальные потребности  существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все  проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:

1. Потребности для других

2. Потребности для себя

3. Потребности вместе  с другими

Потребности для других - это потребности, выражающие родовую  сущность человека. Это - потребность  общения, защиты слабого. Наиболее концентрировано  потребность «для других» выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя». Примером потребности «для других» может служить герой рассказа Ю. Нагибина «Иван». «Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям... Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали».

Потребность «для себя». Потребность  самоутверждения в обществе, самореализации, самоидентификации, потребность иметь  свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности  «для себя» потому называются социальными, что они неразрывно связаны с  потребностями «для других», и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев эти  потребности выступают как иносказательное  выражение потребностей «для других». Об этом единстве и взаимопроникновении  противоположностей - потребностей «для себя» и потребностей «для других» - пишет П. М. Ершов: «Существование и  даже «сотрудничество» в одном человеке противоположных тенденций «для себя» и «для других» возможно, пока речь идет не об отдельных и  не о глубинных потребностях, а  о средствах удовлетворения тех  либо других - о потребностях служебных  и производных.

Потребности «вместе с  другими». Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей  или общества в целом: потребность  безопасности, свободы, обуздания агрессора, потребность мира, смены политического  режима.

Особенности потребностей «вместе  с другими» состоят в том, что  они объединяют людей для решения  назревших задач общественного  прогресса. Так, нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало  мощным стимулом для организации  отпора, и эта потребность носила всеобщий характер. Сегодня агрессия США и стран НАТО на Югославию  сформировала общую потребность  народов мира к осуждению неспровоцированных бомбардировок городов Югославии, способствовало сплочению югославского народа в их решимости вести бескомпромиссную борьбу с агрессором.

Самый уважаемый человек - это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все усилия своей души на удовлетворение этих потребностей.

Духовные потребности

Как мы отмечали выше, любая  потребность характеризуется направленностью  на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.

Биологическая потребность  побуждает человека к овладению  всеобщими жизненными ресурсами, материальная потребность имеет своим предметом  материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность  побуждает человека к овладению  формами общения и связи с  другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность.

Духовность и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти действия технологичны, бездуховны. Для объяснения феномена духовности необходимо использовать понятие трансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность лишь применительно к духовности.

Трансцендентность есть выход  за пределы повседневного естественного  бытия человека, за пределы достигнутого человеком понимания мира. Трансцендировать - значит преодолевать рамки своего эмпирического бытия, преодолевать себя, стремиться стать выше, выйти на новый виток свободы.

Таким образом, духовность - это стремление преодолеть себя в  своем сознании, достичь высоких  целей, следовать личному и общественному  идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества.

Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать  собственными усилиями. Только духовно  богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину  брачными узами.

Более полную определенность духовность приобретает путем сравнения  ее с ее антиподом - бездуховное. Бездуховность - это сознание, не выходящее за пределы утилитарной пользы, не возвышающееся над суетой повседневной жизни, а удовлетворения биологических потребностей и вещизма.

Такое сознание присуще людям  без высоких жизненных идеалов, ориентирующихся на бессмысленное  накопительство вещей, денег, черствых к бедам ближнего, любителям сиюминутного счастья, «прожигателям жизни».

Бездуховность - одна из главных причин потери человеческого в человеке; алкоголизма, наркомании, цинизм проституции, аморализма - всех тех пороков, которые тормозят общественный прогресс. Бездуховный человек это отчужденный человек, он отчужден от возвышенной формы своего бытия.

Из приведенного анализа  феномена духовности следует, что характеристика духовности не ограничивается сферой сознания, она может реализовываться  в индивидуальной жизни лишь при  наличии развитых волевых качеств  индивида, его способности направлять свою жизненную энергию в определенном направлении, а бездуховный человек - это, прежде всего, безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые  качества не сродни духовности, при  определенных обстоятельствах они  могут служить силам зла, разрушению духовных ценностей. Свидетельством тому - многие события из нашей отечественной  истории и, в частности, в Чечне.

Таким образом, духовность - не просто средоточие функций сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и о внешнем  мире, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится  вырваться из пут материи и  выразить себя в духе. Дух ломает физиологические перегородки, национальные различия, групповые различия своей  устремленностью к единству, к  интеграции многообразия в единую целостность.

Информация о работе Классификация потребностей