Классификация средств педагогики досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:46, реферат

Описание работы

Средства досуговой деятельности выступают в качестве основных состав-ляющих процессуальной части методического процесса в качестве инст-румента для достижения воспитательных социально значимых целей. Термин «средства» в толковом словаре имеет несколько значений. Первое – прием, способ действия для достижения цели.

Файлы: 1 файл

Классификация средст педагогики досуга.docx

— 49.82 Кб (Скачать файл)

Средства  досуговой деятельности выступают  в качестве основных состав-ляющих процессуальной части методического процесса в качестве инст-румента для достижения воспитательных социально значимых целей. Термин «средства» в толковом словаре имеет несколько значений. Первое – прием, способ действия для достижения цели. Второе и третье (во множественном числе) – предметы, приспособленные для чего-либо; материальные ценности, деньги.1 Философский словарь дает термин «средства производства», отмечая, что это «вещные» элементы производства в отличие от «личного элемента» - работника.2 В педагогике  под средствами воспитания считаются, во-первых, всё социальное и природное окружение, все социальные институты и создания цивилизации; во-вторых, средствами воспитания называют предметы, вещи окружающей среды, преднамеренно, специально включенные в процесс воспитания.3

     Разнообразие подходов позволяет  нам подойти к рассмотрению  средств педагогики досуга как  к своеобразной системе, подсистемы  которой могут отражать всю  совокупность возможного их применения  в социально-куль-турной, досуговой сфере. В таком случае сами средства педагогики досуга мы будем понимать как «разнообразные материалы, орудия и условия досугового процесса, благодаря использованию которых более успешно и рационально передается и усваивается содержание социокультурной деятельности и достигаются поставленные педагогические цели».

          Как специалист широкого профиля  организатор досуга должен, во-пер-вых, удовлетворить социально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инновацион-ные технологии, которые будут способствовать более содержательному и раз-вивающему досугу населения.

      Познанию средств педагогики  досуга способствует их классификация  деление на классы, группы по  какому-либо существенному, характерному  приз-наку, основанию.  При рассмотрении средств педагогики досуга в качестве наи-более типичных признаков их классификации на группы выделим два: средства как источник информации, и средства – инструменты воздействия.

     В качестве средств, являющихся источником информации, выступают раз-личные системы знаков – такие, как устное и письменное слово, система услов-ных обозначений (ноты, формулы, аббревиатуры и т.п.), достижения культуры и искусства в различных видах и жанрах (живопись, музыка, театр, хореог-рафия и другие виды), средства наглядности, компьютерные программы, квали-фикация и внутренняя культура работников культуры, организаторов досуга, формы и методы организационной деятельности.

     Средства, выступающие в качестве инструментов воздействия, объединяют в себе такие технические средства как кино, радио, телевидение, компьютерные технологии, печатную продукцию, различное оборудование (оборудование сцены, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, лазерные установки, игровые автоматы, аттракционы и т.п.), дизайн среды, технические средства реклаиы, механика сцены, свет, цвет, звук и др.

     Все средства педагогики досуга между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. младшие школь-ники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д.. К тому же, выбор средств зависит от содержания мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).

 

 

 

 

 

 

     Представим разнообразие средств  педагогики досуга в виде схемы. 

Устные:


живое слово,

сценическая речь,

коммуникацион-ные связи: диалог,

монолог,

полилог

 

Технические:


кино,

радио,

телевидение,

аудио- и видео аппа-ратура, звуковая ап-паратура, фототехни-ка, компьютеры и др.

Печатные:


художественная литература,

социально-экономи-ческая, политичес-кая, образовательная. научная, газеты, журналы, документы


 

 

 

 

 

                                                 


             

Средства


педагоги-ки досуга

Психолого-педа-гогические:


игры,

развлечения,

зрелища,

коммуникативные,

обучающие, воспитывающие

 

Искусство и самоде-ятельное творчес-тво:


Оригинальные жан-ры,декоративно-прикладное, изобра-зительное,музыкаль-ное,хореографич, хо-ровое, театральное

 

Наглядные:


афиша,

плакаты,

экспонаты,

реликвии,

дизайн среды,

реклама,

сценический реквизит

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Успешное применение средств  педагогики досуга зависит от  выполнения следующих условий:

     - выбор средств всегда обусловлен целью досугового мероприятия, именно цель определяет средство;

     - количество и характер выбранных  средств воздействия должны соответствовать  художественно-постановочным задачам,  недостаток средств и их избыток  одинаково вредны;

     - всякий избравший те или иные  средства воспитатель должен  в совершенстве владеть методикой  их применения, знать их слабые  и сильные стороны;

     - имеющиеся в распоряжении средства  «должны быть всегда под рукой  и в полной исправности».

     Досуговая деятельность обозначает  содержательный, развивающий отдых,  свободное общение, в котором  инициатива должна принадлежать  воспитан-никам, однако организатор досуга должен помнить о своей ведущей роли, а не быть сторонним наблюдателем.

     Таким образом, мы рассмотрели  «средства педагогики досуга»  как систему, состоящую из отдельных  элементов, которые, в свою  очередь, также представляют собой  сложные и самостоятельные подсистемы. Средства педагогики досуга применяются  в сочетании с другими элементами, находятся в тесной взаимосвязи  между собой, дополняя и усиливая влияние друг друга, выступая в различных качествах – оборудования, наглядности, транслятора информации, эстетически организованной среды и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Список используемой литературы

 

 

  1.  Крестьянов В.П.  «Педагогика досуга» Орел-2010
  2. Писарев В.Е., Писарева Т.Е., Теория педагогики – Воронеж: Издательство «Кварта», 2009. С.612

 

1 Словарь русского языка. В 4-х т. – М., 1961. – Т. 4.

2 Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова. – М., 1986.

3 Педагогика: Учебник /Л.П.Крившенко и др.; под ред Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 140-141.


Информация о работе Классификация средств педагогики досуга