Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:46, реферат
Средства досуговой деятельности выступают в качестве основных состав-ляющих процессуальной части методического процесса в качестве инст-румента для достижения воспитательных социально значимых целей. Термин «средства» в толковом словаре имеет несколько значений. Первое – прием, способ действия для достижения цели.
Средства досуговой деятельности выступают в качестве основных состав-ляющих процессуальной части методического процесса в качестве инст-румента для достижения воспитательных социально значимых целей. Термин «средства» в толковом словаре имеет несколько значений. Первое – прием, способ действия для достижения цели. Второе и третье (во множественном числе) – предметы, приспособленные для чего-либо; материальные ценности, деньги.1 Философский словарь дает термин «средства производства», отмечая, что это «вещные» элементы производства в отличие от «личного элемента» - работника.2 В педагогике под средствами воспитания считаются, во-первых, всё социальное и природное окружение, все социальные институты и создания цивилизации; во-вторых, средствами воспитания называют предметы, вещи окружающей среды, преднамеренно, специально включенные в процесс воспитания.3
Разнообразие подходов
Как специалист широкого
Познанию средств педагогики
досуга способствует их
В качестве средств, являющихся источником информации, выступают раз-личные системы знаков – такие, как устное и письменное слово, система услов-ных обозначений (ноты, формулы, аббревиатуры и т.п.), достижения культуры и искусства в различных видах и жанрах (живопись, музыка, театр, хореог-рафия и другие виды), средства наглядности, компьютерные программы, квали-фикация и внутренняя культура работников культуры, организаторов досуга, формы и методы организационной деятельности.
Средства, выступающие в качестве инструментов воздействия, объединяют в себе такие технические средства как кино, радио, телевидение, компьютерные технологии, печатную продукцию, различное оборудование (оборудование сцены, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, лазерные установки, игровые автоматы, аттракционы и т.п.), дизайн среды, технические средства реклаиы, механика сцены, свет, цвет, звук и др.
Все средства педагогики досуга между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. младшие школь-ники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д.. К тому же, выбор средств зависит от содержания мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).
Представим разнообразие
Устные:
живое слово,
сценическая речь,
коммуникацион-ные связи: диалог,
монолог,
полилог
Технические:
кино,
радио,
телевидение,
аудио- и видео аппа-ратура, звуковая ап-паратура, фототехни-ка, компьютеры и др.
Печатные:
художественная литература,
социально-экономи-ческая, политичес-кая, образовательная. научная, газеты, журналы, документы
Средства
педагоги-ки досуга
Психолого-педа-гогические:
игры,
развлечения,
зрелища,
коммуникативные,
обучающие, воспитывающие
Искусство и самоде-ятельное творчес-тво:
Оригинальные жан-ры,
Наглядные:
афиша,
плакаты,
экспонаты,
реликвии,
дизайн среды,
реклама,
сценический реквизит
Успешное применение средств педагогики досуга зависит от выполнения следующих условий:
- выбор средств всегда обусловлен целью досугового мероприятия, именно цель определяет средство;
- количество и характер
- всякий избравший те или иные
средства воспитатель должен
в совершенстве владеть
- имеющиеся в распоряжении
Досуговая деятельность
Таким образом, мы рассмотрели
«средства педагогики досуга»
как систему, состоящую из
1 Словарь русского языка. В 4-х т. – М., 1961. – Т. 4.
2 Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова. – М., 1986.
3 Педагогика: Учебник /Л.П.Крившенко и др.; под ред Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 140-141.