Коммуникативная компетентность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 10:47, реферат

Описание работы

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Файлы: 1 файл

Коммуникативная компетентность.docx

— 21.88 Кб (Скачать файл)

Коммуникативная компетентность


Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии[1].

Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

  1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
  2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
  3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации[2].

Коммуникативная компетентность выступает  интегральным качеством, синтезирующим  в себе общую культуру и ее специфические  проявления в профессиональной деятельности. Одним из условий коммуникативной  компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:

  • Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
  • Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.
  • Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
  • Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой,жестами, интонацией, позой.
  • Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.
  • Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
  • Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
  • Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций.
  • Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания[3].

 

Введение 

 

Как показывает практика, межпредметные  связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в  науке и в жизни общества. Эти  связи играют важную роль в повышении  практической и научно-теоретической  подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками  обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность  применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных  вопросов, как в учебной, так и  во внеурочной деятельности, в будущей  производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается  фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных  проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи  являются важным условием и результатом  комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. 

 

 

 межпредметные связи  есть педагогическая категория для  обозначения синтезирующих, интегративных  отношений между объектами, явлениями  и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного  процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую  функции в их ограниченном единстве.

Межпредметные связи  характеризуются, прежде всего, своей  структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, то мы можем выделить следующие формы связей:

1. по составу.

2. по направлению действия.

3. по способу взаимодействия  направляющих элементов.       

Исходя из того, что  состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями и мыслительными  операциями, то в первой их форме  мы можем выделить следующие типы межпредметных связей: 1) содержательные; 2) операционные; 3) методические; 4) организационные. Каждый тип первой формы подразделяется на виды межпредметных связей. 

 

Классификация межпредметных  связей. 

 

Формы

Межпредметных связей

Типы

Межпредметных связей

Виды

Межпредметных связей

 

 

 

 

 

1) По составу

1) содержательные

по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук

2) операционные

по формируемым  навыкам, умениям и мыслительным операциям

3) методические

по использованию  педагогических методов и приемов

4) организационные

по формам и  способам организации учебно-воспитательного  процесса

2) По направлению

1)Односторонние,

2)Двусторонние,

3)Многосторонние

Прямые; обратные,

Или восстановительные

 

3) По способу  взаимодействия связеобразующих  элементов (многообразие вариантов  связи)

 

 

 

1) хронологические  

 

 

 

2) хронометрические

 

1) преемственные

2) синхронные

3) перспективные

1) локальные

2) среднедействующие

3) длительно действующие


 

 

 

 

Межпредметные связи  по составу показывают - что используется, трансформируется из других учебных  дисциплин при изучении конкретной темы.

Межпредметные связи  по направлению показывают:

1)  является ли источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, один, два или несколько учебных предметов.

2)  Используется межпредметная информация только при изучении учебной темы базового учебного предмета (прямые связи), или же данная тема является также «поставщиком» информации для других тем, других дисциплин учебного плана школы (обратные или восстановительные связи).

Временной фактор показывает:

1)  какие знания, привлекаемые из других школьных дисциплин, уже получены учащимися, а какой материал еще только предстоит изучать в будущем (хронологические связи);

2)  какая тема в процессе осуществления межпредметных связей является ведущей по срокам изучения, а какая ведомой (хронологические синхронные связи).

3)  как долго происходит взаимодействие тем в процессе осуществления межпредметных связей.

Вышеприведенная классификация межпредметных связей позволяет аналогичным образом  классифицироватьвнутрикурсовые связи (связи, например, между ботаникой, зоологией, анатомией и общей биологией – курса биологии; связи между неорганической и органической химией – курса химии…), а такжевнутрипредметные связи между темами определенного учебного предмета, например ботаники, органической химии, новейшей истории. Во внутрикурсовых и внутрипредметных связях из хронологических видов преобладают преемственные и перспективные виды связей, тогда как синхронные резко ограничены, а во внутрипредметных связях синхронный вид вообще отсутствует. 

 

 

 


Информация о работе Коммуникативная компетентность