Компетентности как образовательный
результат
Компетентностный подход
Факторы, обусловившие необходимость
компетентностного подхода
- Изменения, происходящие в мире, связанные с непрерывными и постоянными переменами. Им свойственны стремительность и тенденция к ускорению; они касаются всех областей жизни и деятельности человека.
Первый вывод: молодежь должна быть готова
к продуктивному решению проблем, к выработке
собственных отношений к новым и постоянно
меняющимся социокультурным условиям.
Изменения, происходящие
в стране :
- стратификация общества на социальные группы с разным материальным уровнем;
- ресурсная недостаточность большинства составляющих жизни (идеологическая, нравственная, физическая),
- размывание рамок и схем культурных, социальных стереотипов;
- невозможность жесткого планирования гарантированного будущего
Второй вывод: молодежь должна быть готова
к гибкому конструированию собственной
жизненной и профессиональной реальности
в условиях неопределенности
Изменения, происходящие
в образовании :
- стратификация образовательных учреждений, профилей и характера обучения школьников;
- востребованность педагога нового качества, способного работать не в знаниевой парадигме, а парадигме развития;
- ориентация на запросы работодателей
Третий вывод: нужен качественно новый уровень образования,
отвечающий современным государственным
и общественным запросам
Компетентность похожа
на призрак: все о ней говорят,
но никто ее не видел.
Б.Д. Эльконин
Задание на работу в
группах
- Разбиться на группы по 5-7 чел.
- Обсудить, что каждый член группы понимает под компетентностью.
- Сообща выработать определение этого термина
- Представить это определение в виде схемы, рисунка и пр.
- Презентовать результат работы группы остальным участникам семинара
Компетентностный подход
как одно из оснований обновления
образования
Компетентность - способность
человека к выстраиванию способов
собственной деятельности, его умение
устанавливать связи между знанием
и ситуацией.
Признаки ключевых компетентностей:
- Многофункциональность (позволяют решать проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни)
- Надпредметность и междисциплинарность (применимость в различных ситуациях)
- Многомерность (включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения: аналитические, критические, коммуникативные и др.)
Результат освоения компетентностей – готовность
и способность молодых людей нести
личную ответственность как за собственное
благополучие, так и благополучие общества.
Цели:
- Формирование высокого уровня правовой культуры
- Развитие самостоятельности, способности к самоорганизации, самообучению
- Толерантность, умение вести диалог, находить содержательные компромиссы
- Готовность к сотрудничеству, способность к созидательной деятельности
Задание на работу в
группах
- Разбиться на группы по 5-7 чел.
- Обсудить, что каждый член группы понимает под заданной компетентностью.
- Какие навыки (способности) включает в себя эта компетентность?
- Представить в виде списка.
- Презентовать результат работы группы остальным участникам семинара
Организаторские компетентности:
- способность ставить цель деятельности
- способность находить средства достижения цели
- способность осуществлять анализ, рефлексию деятельности
- способность осуществлять оценку собственной деятельности
- способность корректировать деятельность
- способность принимать решения
Коммуникативные компетентность
- Умение (способность) слушать.
- Умение (способность) слышать.
- Умение (способность) принимать другого таким, какой он есть (толерантность).
- Умение (способность) вести диалог, полилог, монолог.
- Умение (способность) представить информацию в различных видах.
- Владение речевой культурой.
- Умение (способность) дискутировать и защищать свою точку зрения.
- Понимать, говорить, читать и писать на нескольких языках ( знаки, компьютеры, ин.яз.).
- Умение (способность) публичного выступления
Информационные компетентности
- Умение выбрать объект (предмет) информации
- Умение(способность) подобрать источники информации
- Умение(способность)пользоваться различными источниками информации
- Умение (способность) отобрать нужную информацию
- Умение (способность) обработать информацию
- Умение (способность) структурировать информацию
- Умение (способность) предъявить информацию
- Умение (способность) применить информацию, в том числе в новых условиях
- Умение (способность) обновлять информацию
- Умение (способность) преобразовывать различные виды информации
Исследовательские компетентности
- Умение (способность) видеть проблему
- Умение (способность) ставить цель
- Умение (способность) понимать возможность ее реализации
- Умение (способность) выбирать методы и средства решения проблемы
- Умение (способность) осуществлять анализ, рефлексию
- Умение (способность) оценивать собственную деятельность
- Умение (способность) сделать вывод, подвести итог
Учебные компетентности
- Умение (способность) ставить цель
- Умение (способность) понимать возможность ее реализации
- Умение (способность) выбирать методы и средства решения проблемы
- Умение (способность) применять знания в нестандартных ситуациях
- Умение (способность) осуществлять анализ, рефлексию
- Умение (способность) оценивать собственную деятельность
- Умение (способность) сделать вывод, подвести итог
- Умение (способность) переносить опыт из одной области в другую
- Умение (способность) отвечать за качество своей деятельности
- Способность к самообразованию
Управленческие компетентности
- Умение вести переговоры
- Умение быть лидером
- Умение смотреть вперед
- Умение принимать решения
- Умение ставить и достигать цели
Белая книга Европейской
комиссии
Необходимо предвосхищать потребности
в умениях и делать это правильно и своевременно
путем выявления развивающихся областей
и новых экономических и социальных функций,
а также необходимых для этого умений
Средства становления
и развития компетентностей
- Модульная организация учебного материала и учебного процесса
- Повышение многообразия видов и форм организации деятельности учащихся (проектная работа, самостоятельная работа с информацией, расширение образовательного пространства, лаборатории и т.д.);
- Изменения в системе оценки (оценка по видам работы, само- и взаимооценка, открытость критериев оценивания)
- Использование современных методов обучения (активные, интерактивные, лабораторные, экспериментальные)
- Максимальный учет интересов и планов учащихся
- Введение курсов по выбору, специализаций.
- Введение элективного компонента (курсы по выбору, которые по содержанию могут выходить за рамки профильных и базовых стандартов