Компетентности как образовательный результат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:09, доклад

Описание работы

Изменения, происходящие в мире, связанные с непрерывными и постоянными переменами. Им свойственны стремительность и тенденция к ускорению; они касаются всех областей жизни и деятельности человека.
Первый вывод: молодежь должна быть готова к продуктивному решению проблем, к выработке собственных отношений к новым и постоянно меняющимся социокультурным условиям.

Файлы: 1 файл

Компетентности.ppt

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Компетентности как образовательный  результат

Компетентностный подход

 

 

Факторы, обусловившие необходимость  компетентностного подхода

  • Изменения, происходящие в мире, связанные с  непрерывными и постоянными переменами. Им свойственны стремительность и тенденция к ускорению; они касаются всех областей жизни и деятельности человека.

Первый вывод: молодежь должна быть готова к продуктивному решению проблем, к выработке собственных отношений к новым и постоянно меняющимся социокультурным условиям.

 

 

Изменения, происходящие  в стране :

  • стратификация общества на социальные группы с разным материальным уровнем;
  • ресурсная недостаточность большинства составляющих жизни (идеологическая, нравственная, физическая),
  • размывание рамок и схем культурных, социальных стереотипов;
  • невозможность жесткого планирования гарантированного будущего

  Второй вывод: молодежь должна быть готова к гибкому конструированию собственной жизненной и профессиональной реальности в условиях неопределенности

 

 

Изменения, происходящие  в образовании :

  • стратификация образовательных учреждений, профилей и характера обучения школьников;
  • востребованность педагога нового качества, способного работать не в знаниевой парадигме, а парадигме развития;
  • ориентация на запросы работодателей

Третий вывод: нужен качественно новый уровень образования, отвечающий современным государственным и общественным запросам

 

Компетентность похожа  на призрак: все о ней говорят, но никто ее не видел.                     

                       Б.Д. Эльконин

Задание на работу в  группах

 

  • Разбиться на группы по 5-7 чел.
  • Обсудить, что каждый член группы понимает под компетентностью.
  • Сообща выработать определение этого термина
  • Представить это определение в виде схемы, рисунка и пр.
  • Презентовать результат работы группы остальным участникам семинара

Компетентностный подход  как одно из оснований обновления  образования

Компетентность - способность  человека к выстраиванию способов  собственной деятельности, его умение  устанавливать связи между знанием  и ситуацией.

Признаки ключевых компетентностей:

  • Многофункциональность (позволяют решать проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни)
  • Надпредметность и междисциплинарность (применимость в различных ситуациях)
  • Многомерность (включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения: аналитические, критические, коммуникативные и др.)

 

Результат освоения компетентностей – готовность и способность молодых людей нести  личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

Цели:

  • Формирование высокого уровня правовой культуры
  • Развитие самостоятельности, способности к самоорганизации, самообучению
  • Толерантность, умение вести диалог, находить содержательные компромиссы
  • Готовность к сотрудничеству, способность к созидательной деятельности

Задание на работу в  группах

 

  • Разбиться на группы по 5-7 чел.
  • Обсудить, что каждый член группы понимает под заданной компетентностью.
  • Какие навыки (способности) включает в себя эта компетентность?
  • Представить в виде списка.
  • Презентовать результат работы группы остальным участникам семинара

Организаторские компетентности:

  • способность ставить цель деятельности
  • способность находить средства достижения цели
  • способность осуществлять анализ, рефлексию деятельности
  • способность осуществлять оценку собственной деятельности
  • способность корректировать деятельность
  • способность принимать решения

 

 

Коммуникативные компетентность

  • Умение (способность) слушать.
  • Умение (способность) слышать.
  • Умение (способность) принимать другого таким, какой он есть (толерантность).
  • Умение (способность) вести диалог, полилог, монолог.
  • Умение (способность)  представить информацию в различных видах.
  • Владение речевой культурой.
  • Умение (способность) дискутировать и защищать свою точку зрения.
  • Понимать, говорить, читать и писать на нескольких языках ( знаки, компьютеры, ин.яз.).
  • Умение (способность) публичного выступления

 

Информационные компетентности

  • Умение выбрать объект (предмет) информации
  • Умение(способность) подобрать источники информации
  • Умение(способность)пользоваться различными источниками информации
  • Умение (способность) отобрать нужную информацию
  • Умение (способность) обработать информацию
  • Умение (способность) структурировать информацию
  • Умение (способность) предъявить информацию
  • Умение (способность) применить информацию, в том числе в новых условиях
  • Умение (способность) обновлять информацию
  • Умение (способность) преобразовывать различные виды информации

 

Исследовательские компетентности

  • Умение (способность) видеть проблему
  • Умение (способность) ставить цель
  • Умение (способность) понимать возможность ее реализации
  • Умение (способность) выбирать методы и средства решения проблемы
  • Умение (способность) осуществлять анализ, рефлексию
  • Умение (способность) оценивать собственную деятельность
  • Умение (способность) сделать вывод, подвести итог

 

Учебные компетентности

  • Умение (способность) ставить цель
  • Умение (способность) понимать возможность ее реализации
  • Умение (способность) выбирать методы и средства решения проблемы
  • Умение (способность) применять знания в нестандартных ситуациях
  • Умение (способность) осуществлять анализ, рефлексию
  • Умение (способность) оценивать собственную деятельность
  • Умение (способность) сделать вывод, подвести итог
  • Умение (способность) переносить опыт из одной области в другую
  • Умение (способность) отвечать за качество своей деятельности
  • Способность к самообразованию

 

 

Управленческие компетентности

  • Умение вести переговоры
  • Умение быть лидером
  • Умение смотреть вперед
  • Умение принимать решения
  • Умение ставить и достигать цели

 

Белая книга Европейской  комиссии

 

 

            Необходимо предвосхищать потребности в умениях и делать это правильно и своевременно путем выявления развивающихся областей и новых экономических и социальных функций, а также необходимых для этого умений

 

Средства становления  и развития компетентностей

 

  • Модульная организация учебного материала и учебного процесса
  • Повышение многообразия видов и форм организации деятельности учащихся (проектная работа, самостоятельная работа с информацией, расширение образовательного пространства, лаборатории и т.д.);
  • Изменения в системе оценки (оценка по видам работы, само- и взаимооценка, открытость критериев оценивания)
  • Использование современных методов обучения (активные, интерактивные, лабораторные, экспериментальные)
  • Максимальный учет интересов и  планов учащихся
  • Введение курсов по выбору, специализаций.
  • Введение элективного компонента (курсы по выбору, которые по содержанию могут выходить за рамки профильных и базовых стандартов

Информация о работе Компетентности как образовательный результат