Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:52, реферат
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через подготовку производительных сил. Это положение объясняется комплексом социально-экономических причин, связанных с современным взглядом на задачи образования: обострение опасности потери уникальности каждого человека, его способности выбрать свою судьбу, наличие диалектической связи независимости со свободой и развитием других; невозможность человека усвоить большие потоки информации в информационном обществе; соперничество в достижении успехов наряду со стремлением к равенству возможностей; проведение рыночных реформ без учета социальной ориентации.
Введение ………………………………………………………………... 3
1. Теоретические основы компетентностного подхода в
образовании ………………………………………………………… 4
1.1. Компетентностный подход в образовании ……………………. 4
1.2. Компетенция и компетентность ………………………………… 7
2. Основные компетентности …………………………………………..11
2.1. Классификация компетентности ………………………………..11
2.2. Профессиональная компетентность …………………………….14
2.3. Методы формирования компетенций …………………………..19
Заключение ……………………………………………………….26
Список использованной литературы ……………………………30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное
государственное бюджетное
«Омский государственный педагогический университет»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Современные проблемы науки и образования»
Тема: «Компетентностный подход как реальная альтернатива существующей парадигме образования»
Магистранта Крымской Ларисы Николаевны
направления подготовки 05010068 Педагогическое образование
программы ««Педагогическая инноватика»» 1 курс
Омск – 2013
Содержание
Введение ………………………………………………………………... 3
образовании ………………………………………………………… 4
1.1. Компетентностный подход в образовании ……………………. 4
1.2. Компетенция и компетентность ………………………………… 7
2. Основные компетентности ………………
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………30
Введение
Социально-экономические измене
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решени
Задачи работы:
образовании, основные компетентности
1.Теоретические основы компетентностного подхода в образовании
1.1. Компетентностный подход в образовании
В последнее десятилетие в России происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся (В.А. Болотов, В.В. Сериков, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.). Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании.
Прежде всего, отметим, что ориентированное на компетенции образование формировалось в 70-х годах в Америке. Компетентностный подход не является совершенно новым и для российской школы. Ориентация на освоение умений, способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов и психологов, как В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов и их последователей. В этом русле были разработаны отдельные учебные технологии и учебные материалы. Однако данная ориентация не была определяющей при построении типовых учебных программ, стандартов, оценочных процедур.
В настоящее время в условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования, реализуются стандарты третьего поколения. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешным, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы и способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.
Основным результатом деятельно
Таким образом, «компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность».
Идеи компетентностного подхода как принципа образования рассматриваются в работах А.М. Аронова, А.В. Баранникова, А.Г. Бермуса, В.А. Болотова, И.А. Зимней, Г.Б. Голуба, В.В. Краевского, О.Е. Лебедева, М.В. Рыжакова, Ю.Г. Татура, Л.О. Филатовой, И.Д. Фрумина, А.В. Хуторского, О.В. Чураковой, М.А., Чошанова, П.Г. Щедровицкого и др. Все исследователи, изучавшие природу компетенции, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер.
Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, ещё не устоялся. Тем не менее, можно выделить некоторые существенные черты данного подхода.
Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
Например, Г.К. Селевко суть компетентностного подхода видит в том, что «компетентностный подход означает для педагогов и обучаемых постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний, формирование навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства» [14].
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного
Основания для сравнения |
Традиционный подход |
Компетентностный подход |
Цель обучения |
Передача/приобретение теоретической суммы преимущест |
Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции) |
Основная формула результата образования |
«Знаю, что» |
«Знаю, как» |
Характер образовательного процесса |
Репродуктивный |
Продуктивный |
Доминирующий компонент процесс |
Контроль |
Практика и самостоятельная раб |
Характер контрольных процессов |
Статистические методы оценки учебных достижений |
Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения) |
Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного обучения (в том числе и предметного обучения).
Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей и преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний».
Принципиально из<span dir="LTR" class="dash041e_0441_043d_0