Компьютер в образовательно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:39, контрольная работа

Описание работы

Изучим в нашей работе подробно значение компьютера в образовательно-воспиатетльном процессе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Роль и значение компьютерных технологий……………………………...….4
2. Использование информационно-коммуникационных технологий в
учебно-воспитательном процессе……………………………………………….6
3. Проблемы компьютеризации………………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………..….9
Список использованной литературы……………………………………….…..1

Файлы: 1 файл

Проблемы компьютеризации обучения.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….….3

1. Роль и значение компьютерных  технологий……………………………...….4

2. Использование информационно-коммуникационных  технологий в 

учебно-воспитательном процессе……………………………………………….6

3. Проблемы компьютеризации………………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………..….9

Список использованной литературы……………………………………….…..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Компьютер прочно вошел  в нашу жизнь. С ним связаны  многие профессии. Приобретение учащимися  навыков работы с компьютером формирует основы информационной культуры будущих специалистов для использования ими информационных технологий в дальнейшей практической деятельности.

В процессе реализации содержания этих направлений на уроках информатики  возникают следующие проблемы:

- при достаточно четко проработанной программе обучения информатике, при всей её необходимости, информатике уделяют мало внимания;

- изучение информатики сопряжено с управлением компьютером, что требует как особых моторных функций, так и сложной алгоритмизации действий;

- термины, встречающиеся при работе на компьютере, не применяются и не имеют аналогов в обычной жизни.

Единственное решение  проблемы на сегодняшний день —  оптимизация учебно-педагогического  процесса. В структуру оптимизации учебно-педагогического процесса в общем виде включают: целевое структурирование учебного материала в соответствии с логикой науки и логикой учебного познания адекватно задачам обучения и воспитания; разработку специальных способов руководства учебным процессом в целях последовательного повышения уровня учебно-исследовательского стиля познания и приобщения к исследовательскому мышлению; максимальное приближение учебной деятельности к творческой при сохранении определенных репродуктивных видов познания.

Изучим в нашей работе подробно значение компьютера в образовательно-воспиатетльном процессе.

 

 

1. Роль и значение компьютерных технологий

На современном этапе  под компьютеризацией образования  понимается процесс внедрения новых  информационных технологий во все виды и формы образовательной деятельности и на этой основе формирование новых образовательных моделей. Очевидно, что достижение этих целей возможно при наличии современной компьютерной техники, соответствующего уровня компьютерной подготовки администрации школ, педагогов, совершенствования учебно-методических комплексов на основе разноуровневого подхода в обучении детей, создания индустрии производства программной продукции и системы ее поставки, проката.

Под компьютерными технологиями понимают дидактическую сущность компьютерных технологий обучения и их соотношение с педагогическими технологиями, а также их место в структуре организации учебного процесса в вузе. Для понимания компьютерных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.

Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса  и ориентированы на производство продукта: информационная технология создает информационный продукт.

Наиболее новые и прогрессивные  технологии современности относят  к высоким технологиям. Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции на современном этапе.

Компьютерные технологии развивают  идеи программированного обучения, открывают  совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютерные технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления  которых является компьютер1.

Говорить же о новой компьютерной технологии обучения можно только в  том случае, если: она удовлетворяет  основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразование, целостность); она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены; средством подготовки и передачи информации обучаемому выступает компьютерная техника.

Нарастание потока информации, приводящее к ее удвоению каждые несколько лет, делает в ряде случаев невозможным решение различных задач без широкого использования вычислительной техники. Поэтому следует признать глубоко обоснованной одну из задач совершенствования образования, состоящую в том, чтобы вооружить учащихся знаниями и навыками использования современной вычислительной техники. При этом необходимо дать всем учащимся не просто утилитарные знания об использовании современной вычислительной техники и перспективах ее развития, а умение грамотного ее применения для эффективного решения самых разнообразных задач.

Практически все преподаватели  и специалисты образования признают огромные возможности компьютера и  перспективность его использования  как средства обучения вместе с тем, отметить следует также, что компьютер  пока еще не стал привычным инструментом, которым может пользоваться учитель при проведении своих уроков. Поэтому исследования в области использования компьютеров в процессе обучения имеют большую практическую ценность для формирования образовательного процесса, адекватного целям и задачам образования.

Исходя из всего вышеизложенного, под компьютерной технологией обучения в профессиональной подготовке специалистов предлагается понимать систему общепедагогических, психологических, дидактических, методических процедур взаимодействия педагогов и обучаемых с учетом технических и человеческих ресурсов, направленную на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и информационных средств обучения, адекватных целям образования, особенностям будущей деятельности и требованиям к профессионально важным качествам специалиста. Таким образом предлагается рассматривать компьютерную технологию обучения как основную составляющую информационной технологий обучения.

 

2. Использование информационно-коммуникационных  технологий в учебно-воспитательном процессе

Современное образование  создало проблему информационной перегруженности  учащихся и проблему ориентировки в  избыточном количестве информации.

Противоречие между быстрым  темпом приращения знаний в современном  мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом заставляет современную педагогику отказаться от всестороннего развития личности и перейти к развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию.

Модернизация образования  невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий. Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение.

Эффективность компьютеров  и информационных технологий зависит от того, как они используются, от способов и форм применения этих технологий.

Как показывает практика, учащиеся увлеченно осваивают компьютерные программы. При правильном подходе  компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

 

3. Проблемы компьютеризации

Интенсивный процесс  начавшейся компьютеризации различных  сфер народного хозяйства, в том  числе и образования, ставит уже  сейчас множество экономических, технических, социальных, психологических и педагогических проблем. Нужно рассмотреть психолого-педагогические аспекты применения компьютерной техники в обучении. И здесь программное значение для разработки проблем компьютеризации обучения имеют исследования Б.Ф. Ломова, Е.И. Машбица. В них главным лейтмотивом проходит мысль о том, что компьютерную технику, как и другие современные технические устройства,можно рассматривать только как средства психического развития человека. Компьютеры не должны и не могут полностью заменить человека, автоматизировать целиком ни труд учителя, ни учебную деятельность студентов и школьников. Идея полной замены человека машиной, по мнению Б.Ф. Ломова, является просто антигуманной. Отсюда вытекает первая проблема, состоящая в определении границ и психологической целесообразности применения компьютеров в обучении. Уже сейчас использование ЭВМ открывает огромные возможности в развитии познавательных способностей - от сенсорно-перцептивных до речемыслительных их форм. Однако их возможности весьма ограничены в области формирования системы ценностей, мотивации, целеполагания и некоторых других сторон психики человека.

В настоящее время  проблема психологической целесообразности применения компьютерной техники в  обучении наиболее зримо выдвигает на передний план возрастные, индивидуально-психологические и социально-психологические аспекты.

В дифференциально-психологическом  плане возникает множество вопросов, связанных с индивидуализацией  обучения. Известно, что при компьютерном обучении для работы с ЭВМ в диалоговом режиме трудно составить программу в расчете на безличного пользователя. А это означает, что должны быть разработаны такие принципы диалога человека и машины, которые учитывали бы многообразие индивидуально-психологических характеристик пользователей.

Одна из современных  тенденций в развитии компьютерной техники связана с созданием  индивидуальных или персональных ЭВМ, массовое применение которых обостряет  вопросы социально-психологического плана.

Отмечалось, что даже при традиционном обучении формы его организации реализуются слабо, ориентация на широкое применение персональных компьютеров в еще большей степени утвердит в практике индивидуальный тип обучения и тем самым затруднит образование необходимых социально-психологических качеств личности. Уже сейчас нужно предусмотреть такие формы организации компьютерного обучения, которые вели бы не только к развитию познавательных способностей, но и социально значимых свойств личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Функциональное назначение ЭВМ в обучении разнообразно по отношению к учащимся и преподавателям. Для учителя компьютерная техника является орудием его труда, для студентов и учащихся — средством технического развития. С одной стороны, компьютеры облегчают процесс обучения в смысле повышения оперативности передачи учебной информации, контроля, коррекции разного рода отклонений в обучении, с другой стороны, чрезмерное увлечение ЭВМ, может стать источником потери образовательных интересов, лености мышления. Другими словами, преимущества и выгоды от применения компьютеров могут оборачиваться негативной стороной для учащихся.

Психологическая эффективность  применения компьютерной техники, определяется, прежде всего, тем, какие типы обучающих проблем разрабатываются и задаются для реализации их на вычислительной технике. Создание же психологически целесообразных и обоснованных программ обучения зависит от знания преподавателями закономерностей психического развития человека, общих принципов дидактики, логической структуры учебного предмета, методики его преподавания, т.е. от знания всего того, что определяет уровень профессионально-педагогической компетентности преподавателя и учителя.

Составление обучающих  программ для ЭВМ требует от преподавателя  не только высокой психолого-педагогической компетентности, но и высокой математической и технической культуры.

Массовая компьютеризация  обучения практически началась без  предварительного изучения влияния  ЭВМ на человека и его психическое  развитие. Каких психологических  последствий будет больше - положительных или негативных - в настоящее время сказать трудно. Научную разработку проблем компьютеризации обучения необходимо вести сейчас с тем, чтобы своевременно предсказать возможные положительные и отрицательные последствия влияния ЭВМ на человека.

Список использованной литературы

1. Батурин Ю. М., Жодзишский  А. М. Компьютеризация - путь к хаосу? // Интерфейс, № 1, 2001

2. Власова Ю. Ю., Личностный  аспект проблемы восприятия информации. // Информатика и образование,  № 1, 1998

3. Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии № 6, 1998

4. Илюшин С. А., Собкин  Б. Л. Персональные ЭВМ в учебном процессе. М.,2002

5. 6. Растригин Л. Компьютерное  обучение и самообучение. // Информатика и образование, № 6, 2001

7. Свириденко С.С. Современные  информационные технологии. - М.: Радио и связь, 2001

8. Советов Б. Я. Информационная  технология. - М.: Высшая школа, 2000

9. Источник из интернета: http://www.lessons-tva.info

 

 

 

1 Илюшин С. А., Собкин Б. Л. Персональные ЭВМ в учебном процессе. М.,2002 с.- 37




Информация о работе Компьютер в образовательно-воспитательном процессе