Комуникативная культура педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:12, доклад

Описание работы

Цель: раскрыть сущность коммуникативной культуры педагога, выявить основные ее составляющие, исследовать методы развития. Задачи: изучить основные средства общения, рассмотреть особенности педагогического общения, его функции, виды; проанализировать структуру и стили педагогического общения, воздействующие на коммуникативные процессы.

Файлы: 1 файл

kommunikat._kultura_pedagoga.docx

— 284.62 Кб (Скачать файл)


Контрольные занятия с  детьми старшего возраста (подготовительная к школе группа, 6 человек; 2010 – 2011г); воспитатель - Складнева Д. А.

Счётно - конструктивная задача состояла в том, чтобы сложить из палочек флажок: «Надо взять две палочки и положить на стол одну над другой, это будет палка от флажка, а из остальных палочек сложить материю флажка. Когда сложите флажок, посчитайте, сколько палочек пошло на материю флажка, сколько на палку, сколько палочек пошло на весь флажок». Каждому ребенку дается по десять полочек, количество их не называется.

В таблице наглядно представлены способы решения задачи с детьми в середине года и в конце.

В конце года – дети руководствовались  счетной задачей и выполнили  ее точнее, используя 10 спичек. Конструкции  флажка разнообразны, устный счет в  пределах десяти ведут правильно.

В середине года – дети руководствовались  счетной задачей только при составлении  палочки флажка, в остальном или оставили данные им спички (в числе десяти) не использованными, или брали у соседей. Считали плохо. Конструктивную задачу решили однообразно, подражая друг другу.

В связи с этим  я  отметила  существенные различия в  работе детей в середине и конце  года.

Результаты сводятся к  следующему: дети ( в конце года) проявляют инициативу и активность в решении вопроса, действуют индивидуально и самостоятельно; дети ( в середине года) действуют путем подражания друг другу, проявляют мало самостоятельности, нет инициативы в разрешении перед ними задачи. Дети склонны решать ту или иную умственную задачу наиболее легким и привычным путем. Поэтому они удовлетворяются первым полученным результатом и не требовательны к себе.

Таким образом, прослеживая  процесс овладения детьми знаниями и умениями, можно установить не только доступность этих знаний и  умений большинству детей в группе, но также и то важное обстоятельство, что дети в выполнении учебной  работы активно вносят что- то свое.

Даже в том маленьком  мире несложных рассказов, счетных  задачек дети находят свой индивидуальный путь. Значит, развитие познавательного  интереса на основе обучения значительно  обогащает их.

(Таблицы со  способами решения  умственных  задач детьми см. в приложении)


 

 

 

 

 

 

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Коммуникативная культура педагога – это совокупность приемов и умений, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, в данном случае – педагогическом. Е.В. Кузьмина (1967), подвергнув тщательному анализу деятельность учителя, выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента:

- конструктивный,

- организаторский,  

- коммуникативный.  

Конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического  процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская (управленческая) деятельность предполагает выполнение действий, направленных на включение учащихся в  различные виды  деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. В силу этого в структуре педагогической деятельности  выделяют и  контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент. 

Педагогическая техника  представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности как отдельных учащихся, так и коллектива в целом. Сюда входят умения выбрать правильный  стиль и тон в общении, управлять их вниманием, темпом деятельности, навыки демонстрации своего отношения к поступкам учащихся.  

Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств - правильная дикция, «поставленный  голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции. 

Кроме названных к умениям  и навыкам педагогической техники  необходимо отнести следующие: умения управлять своим телом, снимать  мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий; регулировать свои психические состояния; вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.п.; владеть  техникой интонирования для выражения  разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания и т.п.); располагать к себе собеседника, образно передавать информацию, по необходимости изменять подтекстовую нагрузку; мобилизовывать творческое самочувствие перед предстоящим общением и др. 
Структурными компонентами педагогической техники являются: 
- коммуникативные умения учителя;

- диагностические умения (определение общей способности группы и

индивидуальных способностей учащихся, прогнозирование результатов; 
- психолого-методические умения;

- организаторские умения;

- гностические умения (умения передавать знания);

- исследовательские умения;

- творческие умения.   

Составной частью коммуникативной  культуры является самообразовательная работа педагога.   

Утверждение  К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в  современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь  поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он  лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и  образованием».  

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и  источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Для  развертывания процессов саморазвития большое значение  имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый со стоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - сопоставить их с мнениями окружающих.  Если притязания невысоки, то это может привести к  формированию завышенной  самооценки. Изучение характера затруднений в деятельности педагогов показало, что только те, кто  ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как  правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют  высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей  работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых. Вот почему так важно каждому человеку,  избравшему педагогическую профессию, сформировать в своем  сознании идеальный образ педагога.   

В практической части своей  работы я провела контрольные  занятия с детьми старшего возраста.

Счётно- конструктивная задача состояла в том, чтобы сложить из палочек флажок: « Надо взять две палочки и положить на стол одну над другой, это будет палка от флажка, а из остальных палочек сложить материю флажка. Когда сложите флажок, посчитайте, сколько палочек пошло на материю флажка, сколько на палку, сколько палочек пошло на весь флажок». Каждому ребенку дается по десять полочек, количество их не называется.

В таблице наглядно представлены способы решения задачи с детьми в середине года и в конце.

В конце года – дети руководствовались  счетной задачей и выполнили  ее точнее, используя 10 спичек. Конструкции  флажка разнообразны, устный счет в  пределах десяти ведут правильно.

Выводы: дети ( в конце года) проявляют инициативу и активность в решении вопроса, действуют индивидуально и самостоятельно; дети ( в середине года) действуют путем подражания друг другу, проявляют мало самостоятельности, нет инициативы в разрешении перед ними задачи. Дети склонны решать ту или иную умственную задачу наиболее легким и привычным путем. Поэтому они удовлетворяются первым полученным результатом и не требовательны к себе.

Таким образом, прослеживая  процесс овладения детьми знаниями и умениями, можно установить не только доступность этих знаний и  умений большинству детей в группе, но также и то важное обстоятельство, что дети в выполнении учебной  работы активно вносят что- то свое.

Даже в том маленьком  мире несложных рассказов, счетных  задачек дети находят свой индивидуальный путь. Значит, развитие познавательного  интереса на основе обучения значительно  обогащает их.

В результате сделанных выводов  я уверена, что

эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет педагогу своевременно получать информацию  о соответствии полученных результатов планируемым задачам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

  1. Введенский В. Н. Профессиональная компетентность педагога. – Санкт – Петербург, Просвещение, 2004.- 158с.

 

  1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев 1969, с.83

 

  1. Толстой Л. Н. Воспитание других включается в воспитание себя. Из писем и дневников,1865-1902 гг// Полн. собр.,В 90 т. М.,с. 279- 280;

 

  1. Чернышевский Н. Г. Доверие к детскому уму. Полн. собр. соч.; В 15 т.  М.;1947. С.625                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ:

Таблицы со способами решения  умственных задач детьми старшей  группы


Информация о работе Комуникативная культура педагога