Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:50, статья

Описание работы

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Файлы: 1 файл

conception.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии  и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации  и концентрации государственной  власти в руках правящего монарха  – императора. Государство возвышалось  над церковью, был сформулирован  новый воспитательный идеал –  «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, – утверждал М. В. Ломоносов, – должно быть мерилом жизненного смысла»**. Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.

В советский период государство  обрело всю полноту власти над  гражданином и его частной  жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское  государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.

Вместе с тем советская  эпоха в отечественной истории  сформировала высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне  развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

В 90-е гг. ХХ в. в России был сформирован идеал свободной  в своем самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

Сегодня, на новом этапе  развития Российской Федерации, при  определении современного национального  воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:

• преемственность современного национального  воспитательного идеала по отношению  к национальным воспитательным идеалам  прошлых эпох;

• духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим  российским законодательством;

• внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

Национальным приоритетом, важнейшей  национальной задачей является приумножение численности многонационального народа Российской Федерации, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.

Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.

Современный национальный воспитательный идеал определяется:

• в соответствии с национальным приоритетом;

• исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к  национальным воспитательным идеалам  прошлых исторических эпох;

• согласно Конституции Российской Федерации;

• согласно Закону Российской Федерации  «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин  России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 

 

 

2. Цель и задачи духовно-нравственного  развития и воспитания

 

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства  является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

• готовность и способность к  духовному развитию, нравственному  самосовершенствованию, самооценке, пониманию  смысла своей жизни, индивидуально  ответственному поведению;

• готовность и способность к  реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных  норм, непрерывного образования и  универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных  традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

• формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

• развитие совести как нравственного  самосознания личности, способности  формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

• способность к самостоятельным  поступкам и действиям, совершаемым  на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;

• трудолюбие, бережливость, жизненный  оптимизм, способность к преодолению  трудностей;

• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

• свободолюбие как способность  к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению  и развитию в сочетании с моральной  ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

• укрепление веры в Россию, чувства  личной ответственности за Отечество  перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений  духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

• готовность граждан солидарно  противостоять внешним и внутренним вызовам;

• развитость чувства патриотизма  и гражданской солидарности;

• заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание  межэтнического мира и согласия;

• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

• понимание и поддержание таких  нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность  за другого человека;

• бережное отношение к жизни человека, заботу о продолжении рода;

• законопослушность и сознательно  поддерживаемый гражданами правопорядок;

• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений  духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

• укреплению и совершенствованию  демократического федеративного правового  государства с республиканской  формой правления;

• повышению доверия к государственным  институтам со стороны граждан и  общественных организаций;

• повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

• укреплению национальной безопасности.

 

3. Духовно-нравственное развитие  и воспитание

 

Обеспечение духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Законом Российской Федерации «Об  образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что  «основные общеобразовательные  программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Содержание духовно-нравственного  развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Сфера педагогической ответственности  в этом процессе определяется следующими положениями:

• усилия общества и государства  направлены сегодня на воспитание у  детей и молодежи активной гражданской  позиции, чувства ответственности за свою страну;

• общее образование, выстраивающее  партнерские отношения с другими  институтами социализации, является основным институтом педагогического  воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;

• содержание духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов  общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.

Таким образом, сфера общего образования  призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его  гражданственности, принятия гражданином  России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный  народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

• семейной жизни;

• культурно-регионального сообщества;

• культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;

• российской гражданской нации;

• мирового сообщества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с  первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Информация о работе Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России