Концепция личностно-ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно-ориентированного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 19:14, реферат

Описание работы

На смену традиционным методам обучения приходят новые. Но это не принципиально новые методы и технологии, а принципиально новый подход к процессу обучения, то есть, новые технологии достаточно свободно вписываются в традиционную систему, но при условии, что педагог изменит сам подход к процессу обучения, отношение к ученику, осознает, что в педагогическом процессе ученик является центральной фигурой, а не он.
Личностно-ориентированное обучение по самой своей сути, предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность ученика, его интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не отдельных качеств.

Файлы: 1 файл

концепция личностного подхода.docx

— 31.11 Кб (Скачать файл)

• Субъектность (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальные и идеальным).

Основой личностно-ориентированного обучения можно считать учебную личностно-ориентированную ситуацию, то есть ситуацию, в которой интересы, потребности, личностный опыт ученика выступают такими же значимыми компонентами процесса обучения, как знания и умения. Раскрывая ее сущность, необходимо четко представить, что такая ситуация не может преднамеренно вводиться в соответствие с планом урока, она не имеет заданного извне материала и однозначно предписанной методики организации, не подходит одновременно для всего класса. Учитель ориентируется на правильность ответа, те или иные действия или поведение ученика. Выявить показатели, свидетельствующие о том, достигнут ли личностный уровень взаимодействия субъектов обучения, – сложная задача, решение которой требует от учителя и адекватных ей диагностических средств – не только научного инструментария, но и выражения сочувствия, проявления интуиции, открытости, преодоления стереотипов и имеющихся установок.

Конструирование учебной ситуации предполагает использование следующих  приемов:

1) представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач;

2) усвоение содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности;

3) имитация социально-ролевых и  пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных  функций в ситуациях внутренней  конфликтности, коллизийности, состязания.

Конечно, нельзя абсолютизировать личностно-ориентированное обучение. Его недостатки вытекают из его достоинств: нельзя определять содержание и методы обучения, основываясь исключительно на интересах ребенка –  это, как правило, ведет к снижению академического уровня обучения. Игра, спонтанная деятельность и положительные эмоции становятся самоцелью, приобретение знаний уходит на второй план. Разумнее совмещать традиционный и личностно-ориентированный тип обучения.  

 

  1. В соответствии с анализом педагогической деятельности и результатами реализации образовательной программы в собственную педагогическую деятельность были внесены изменения, касающиеся осуществления образовательного процесса.

Диагностика, проведенная в детском объединении показала, что у каждого ребенка заложены некоторые умения самоорганизации, но без помощи педагога он не может их развить в достаточной степени

Поэтому был сделан вывод, что в деятельности детского объединения есть проблема необходимости выработки систему работы, целью которой является развитие творческих способностей обучающихся и способствование развитию умений самоорганизации в деятельности ребенка.

Достижения положительного результата можно добиться при использовании метода проектов, при правильном выборе темы проектного задания, методов и организационных форм их реализации, определении реальных сроков выполнения проектов, создании необходимой материально-технической базы, систематическом контроле за выполнением проекта со стороны педагога. На занятиях в детском объединении умения самоорганизации формируются в процессе работы над творческим проектом. Однако анализ  опыта выявил недостатки в работе над проектами, так как проект – это итоговая самостоятельная работа учащимися выполняемая 1 раз в учебном году. Творческие проекты («мощные средства развития ребенка») рассматривались, как  самостоятельная работа учащихся, выполняемая в течении учебного года.

Поэтому на базе детского объединения «Мастер класс «Золушка» художественного направления, руководителем которого я являюсь, была создана творческая группа обучающихся, которые выполняют творческие проекты, исходя из возможностей, склонностей и практических умений, выявленных в результате диагностической работы. Опыт работы показывает, что работа в творческой группе и выполнение индивидуальных проектов создает условия для овладения обучающимися умениями самоорганизации в учебной деятельности. Мониторинг результатов диагностики детей занимающихся в детском объединении и детей входящих в творческую группу, показывает, что у обучающихся входящих в творческую группу значительно возрастают такие показатели, как активность, самостоятельность, умение планировать свою деятельность, самокритичность. Для обучающихся становятся привычными задания требующие проявления творчества, самоорганизованности, умения спланировать и проанализировать свою работу в ходе выполнения творческого проекта, оценить результат своей деятельности. Таким образом, внедрение метода проектов в педагогическую практику, способствует созданию условий для самоорганизации и творческого саморазвития личности ребенка.

Метод проектов у многих ассоциируется с учащимися среднего и старшего звена, но опыт работы показал, что и в начальной школе метод проектов может успешно работать, с учетом особенностей младших школьников. Проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и коллективному.

В своей практической работе использую метод проектов для осуществления итоговой аттестации обучающихся. За время работы обучающиеся осуществили следующие проекты:

    • Вышивка, ткачество, лоскут
    • Морозные узоры (хардангер)
    • Обрядовые куклы
    • Игровые куклы
    • Мои любимые кривульки (бискорню)
    • Вышивка лентами и вязание
    • Обереговые куклы
    • Примитивные игрушки
    • Вышивка крестом

Начиная с первого года обучения подготавливаю обучающихся к самостоятельной творческой деятельности. Постоянное поощрение каждого обучающегося помогает педагогу не только обучать их, но и развивать личность каждого обучающегося.

Использую как способ стимулирования творческой активности учащихся участие в выставках и конкурсах различного уровня. Где каждому обучающемуся дается возможность проявить свои творческие возможности, познать самого себя, самореализоваться.

Материал занятия должен быть понятен каждому ученику поэтому я выбрала наиболее приемлемую в данном случае технологию модульного обучения, целью которой является развитие самостоятельной деятельности учащихся. При разработке занятий учитываю индивидуальные способности каждого обучающегося при усвоении информации и выполнении учебных задач. Трудные для усвоения темы разрабатываю блоками, отбирает и компоную содержание учебного материала. На занятиях используется работа с теоретическим материалом в сочетании с выполнением практических творческих работ. Индивидуализация образовательного процесса строится на основе возрастных особенностей ребенка, подбор творческих работ и проектов происходит через анализ индивидуальных особенностей и способностей ребенка.

 


Информация о работе Концепция личностно-ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно-ориентированного обучения