Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 12:48, лекция
Профессор, доктор педагогических наук Мануйлов Юрий Степанович является основателем современного научного направления в педагогике, вышедшего из научной школы академика Л.И.Новиковой и обогащенного современными идеями синергетики, кибернетики и философской лингвистики. Основная концептуальная идея ученого в понимании среды как средства развития и формирования личности ребенка. Исследователь ввел в педагогику термин «средовой подход». Тезаурус педагогики обогатился дискурсивными, но очень привлекательными понятиями «ниши», «стихии», «меченые», «трофика».
Концептуальные основы средового подхода в воспитании
Ю.С. Мануйлов
Профессор, доктор педагогических наук Мануйлов Юрий Степанович является основателем современного научного направления в педагогике, вышедшего из научной школы академика Л.И.Новиковой и обогащенного современными идеями синергетики, кибернетики и философской лингвистики. Основная концептуальная идея ученого в понимании среды как средства развития и формирования личности ребенка.
Исследователь ввел в педагогику термин «средовой подход». Тезаурус педагогики обогатился дискурсивными, но очень привлекательными понятиями «ниши», «стихии», «меченые», «трофика».
Средовой подход в воспитании как инструмент опосредованного управления процессом развития и формирования личности ребенка опирается на ряд теоретических положений.
Концептуально-теоретическую основу средового подхода составляют: понятийный аппарат, ряд семантических утверждений (принципов) и прагматических положений (правил), касающихся подхода как особой функциональной системы.
Ключевым понятием подхода является "среда" в значении воспитательного средства. Функционально среду мы определяем как то, среди чего- (кого) пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность. Пребывать «среди» означает находиться рядом, наряду, между, в середине, в центре чего-либо. «Посредствовать» означает способствовать чему-либо: побуждать, помогать, позволять, порождать и т.д. «Опосредовать» означает влиять, преломлять что-либо и тем самым оздоравливать, обогащать, облагораживать, одушевлять и пр. "Осреднять" значит типизировать (что не идентично стандартизации и унификации личности).
Субстанциально среду можно определить как нечто, состоящее из ниш, стихий и меченых ими индивидуумов.
«Ниша» обозначает ограниченное пространство возможностей, которые опосредуют развитие индивидуума; возможностей каким-либо образом событовать с окружением (будем называть первичными или событийными возможностями) и возможностей что-либо иметь и уметь вследствие этого (соответственно вторичными или трофическими возможностями). Трофические возможности тесно связаны с понятием «личность». Трофика в переводе с греческого - это то, что питает. Ниши подразделяются на природные (естественные ареалы...), социальные (группы, общности...), культурные (рукотворные). Трофика, содержащаяся в нишах подразделяется на физическую (звуковую для слуха, пространственную для тела, визуальную для зрения, тактильную для осязания....); эмоциональную (для души, сердца...); интеллектуальную (для ума, воображения, памяти...); духовную (питающую и поддерживающую силу воли...).
В соответствии с предложенной нами статико-динамической моделью среды ниша представляет ее статичный элемент, в противоположность ей, стихия - динамичный. Стихия – это волна, поток, вихрь, некое движение, порыв, движущаяся сила, устремленность, тенденция, импульс, мощная вибрация. Это движущаяся масса любой субстанции. Стихии могут быть естественно-природными (первородными), социальными, социокультурными. Особенность стихий в том, что они способны принудить, захватить, увлечь индивида и пометить его. Меченые стихиями и трофикой индивидуумы являются потенциальными носителями всяких изменений в среде.
В понятии "меченые" получил отражение факт предрасположенности, предуготовленности, склонности индивидуумов к определенному виду занятия, роду деятельности, форме активности, линии поведения, образу мыслей, чувств и действий. Меченые: одержимые, захваченные, увлеченные, гонимые чем-либо, постоянны в своих пристрастиях. Это люди одной установки, они запрограммированы на выполнение определенных действий. Организатор движим стремлением к объединению, корреспондент к освещению событий, исследователь томим желанием открывать, лицедей – обыгрывать, аналитик – осмысливать и пр. Понятие "меченые" расширяет представление о возможностях субъекта управления генерировать среду. Оно помогает понять технику так называемого мягкого, ненасильственного управления процессом средообразования, базирующегося на принципах резонансного воздействия на жизненно важные "точки" социального целого, которыми в данной концепции являются "меченые".
Поскольку среда осредняет личность, то естественным следствием и результатом средового подхода в воспитании является тип личности. В соответствии со средовой трактовкой личности как субъекта обладания тип личности являет комбинацию того, что имеет и что умеет ребенок как представитель среды.
Понятийный аппарат подхода также представлен понятием "способ жизнедеятельности" или способ бытия в значении "события бытия" (М. Бахтин, М. Хайдеггер, Лид. Новикова, В. Слободчиков и др.). Проведенное совместно с лингвистами (Е. Трегубова, 1994) исследование подтвердило предположение о том, что "событие" содержательно вбирает в себя феномены, передаваемые в языке глаголами с приставкой "Со-". Как то: сотрудничество, созидание, созерцание и прочие промежуточные между субъектом и средой, являющиеся одновременно переменными образа жизни.
Важнейшим понятием средового подхода как теории и технологии опосредованного управления является ДЕЙСТВИЕ, раскрытое в философии, социологии, логике и психологии А. Геленом, М. Вебером, Г.Х. фон Вригтом, К. Платоновым, В. Зинченко и др. Действие, как любой рабочий ход, составляет основу подхода субъекта управления к среде и от среды, вместе с ней к личности. В технологическом плане средовой подход и является совокупностью действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство воспитания. Управленческие действия подразделяются на диагностические, проектировочные и продуцирующие воспитательный результат. Любое действие со средой может быть охарактеризовано с точки зрения предметного содержания, способа осуществления и формы протекания (В. Зинченко и др.), которые и образуют ее структуру.
Ввиду естественной и нерасторжимой связи языка с нашей жизнью проблема номинации действий решалась в лингвистическом ключе. В основу была положена глагольная группа слов с префиксом "О". Причин тому несколько:
1. Слова на О" наиболее высокочастотные в речевом употреблении и составляют основу педагогического лексикона учителей. Педагоги обучают, ознакомляют, описывают, обсуждают, опрашивают, оповещают, оформляют, оснащают, оборудуют, оценивают и пр.
2. Группа слов на О" корневая, исторически древнейшая в языке, отображающая основные базовые необходимые для выживания действия человека.
3. Представленный
4. Данная группа слов
удобна для выражения идеи
двойного действия субъекта
5. Наконец, она просто удобна тем, что "на слуху", "на языке", культуросообразна, и в силу ее однородности просто запоминается и легко воспроизводится.
В целом понятийный аппарат разрабатываемого подхода высвечивает определенный план педагогической реальности, ранее не вскрываемый другими подходами.
Рамками, удерживающими вышеизложенные понятия в границах единого смыслового поля, являются положения средового подхода, составившие его СЕМАНТИКУ.
1. Среда осредняет, типизирует, поэтому целью диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата может быть адекватный ей тип личности. Термин "осреднение" не несет негативной информации, ибо без типа нет индивидуальности. Типизировать не значит унифицировать или стандартизировать. Тип может быть широким, допускающим множество индивидуальных вариаций и помимо прочего быть весьма привлекательным (как, например, тип широкой, открытой интеллектуально и морально свободной личности).
2. Среда опосредует личность
спектром возможностей, выбор которых
сулит ему получение чего-либо,
что позволит ему иметь и
уметь, и вследствие этого
3. Среда посредствует
образу жизни детей, вынуждая
их варьироваться, меняя
4.Среда становится средством
воспитания при надлежащих
5.Образование среды с
надлежащими значениями ее
Результат действия – функция всех его структурных составляющих. Трофика производна от содержания действия. Объяснять, ознакомлять, описывать, озвучивать, означивать нечто – значит объективировать мысль, способную питать разум, чувства и волю человека.
Стихия производна от способов осуществления действия каковыми являются формы «со-». При оценивании можно сокрушаться, соглашаться, сомневаться, сопротивляться, наконец, сокрушать личность и тем самым специфицировать ответную реакцию. Причиной активности меченых являются не только содержание и способ осуществления действия, но и формы его протекания. Так, например, при оценивании поведения субъект управления может обращаться к кому-либо за поддержкой, обмениваться репликами, обсуждать ситуацию. Следствием может быть активность "меченых", предрасположенных к оцениванию, склонных к обсуждению и т.д.
Важнейшей частью концепции является прагматика средового подхода как функциональной системы. Представленная совокупность правил комбинирования элементов подхода для реализации заложенного в нем воспитательного потенциала не только отражает причинно-следственные связи, но и устанавливает требования к пользованию ею.
Информация о работе Концептуальные основы средового подхода в воспитании