Контроль и его функции в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 13:32, реферат

Описание работы

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и его качество. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.

Содержание работы

1.Введение.
2.Цель контроля.
3.Функции контроля.
4.Типы контроля.
5.Формы контроля.
6.Виды контроля
7.Методы контроля.
8.Заключение.
9.Библиографический список

Файлы: 1 файл

Педагогическая психология.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

 


 


                   

                     Федеральное государственное образовательное учреждение

                                 Высшего профессионального образования

     « Амурский гуманитарно – педагогический государственный университет»

                                                ( ФГОУ АмГПГУ)

 

 

 

 

 

 

 

                        

                          

 

                           

 

 

                               ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

                      Контроль и его функции в учебном процессе

 

 

 

 

                                  

 

 

 

                                Выполнила

                                                             Фёдорова  Ольга Николаевна

                                   4 курс ДПиП

 

 

 

 

 

                                             Комсомольск – на – Амуре 2013 г

 

 

 

1.Введение.

2.Цель контроля.

3.Функции контроля.

4.Типы контроля.

5.Формы контроля.

6.Виды контроля

7.Методы контроля.

8.Заключение.

9.Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

                                                       Введение

Неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы является контроль. В широком смысле контроль связан с ориентировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа ученика и работа учителя невозможны. 

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и его качество. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.

 

    Хорошо поставленный  контроль позволяет преподавателю  не только правильно оценить  уровень усвоения учащимися изучаемого  материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

 

      Контроль — наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в себя все другие понятия как составные структурные компоненты. Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка. В процессе наблюдения и проверки выявляется и измеряется тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате наблюдения и проверки накапливается первичная информация, она учитывается .В последующем эта информация подвергается анализу-синтезу, сравнению. При этом выявляется ее смысл и значение, проводится

оценивание этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценки получают внешнее или внутреннее выражение, словесный комментарий. В дальнейшем, исходя из смысла, значения и значимости, эта информация становится своеобразным сигналом для продолжения педагогического процесса в том же направлении или для внесения в него коррекций. Все зависит от того, соответствуют ли результаты оценки ранее намеченным учебно-воспитательным задачам или отличаются от них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                                    Цель контроля.

Основная  цель  контроля   знаний  и   умений  состоит  в  обнаружении достижений,   успехов  учащихся,  в  указании   путей  совершенствования, углубления  знаний,  умений,   с  тем,  чтобы  создавались   условия   для последующего включения студентов в активную творческую деятельность.

Эта  цель   в   первую   очередь  связана   с определением качества усвоения учащимися учебного  материала – уровня  овладения  знаниями, умениями  и навыками    предусмотренных    программой   по  предмету.   Во-вторых, конкретизация   основной   цели   контроля   связана  с  обучением учащихся приемам  взаимоконтроля   и  самоконтроля, формированием  потребности  в самоконтроле  и  взаимоконтроле.  В-третьих,   эта  цель   предполагает воспитание   у   учащихся  таких  качеств  личности,  как  ответственность  за выполненную работу, проявление инициативы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

                                            Функции контроля.

 Если   перечисленные  цели  контроля  знаний  и  умений  реализовать,  то

можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:  

 Контролирующую, обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую, воспитывающую.

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.    

 При помощи контроля определяется  исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, усваивается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.    

 Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.   

 Проверка помогает учащимся  выделить главное, основное в  изученном материале, сделать проверяемые  знания и умения более ясными  и точными. Контроль способствует  также обобщению и систематизации  знаний.   

 Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.   

 Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).   

 Результаты прогноза используют  для создания модели дальнейшего  поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности.   

 Прогноз помогает получить  верные выводы для дальнейшего  планирования и осуществления  учебного процесса.   

 Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление студентов. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.   

 Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.    

 Вскрывая пробелы, ошибки и  недочеты учащихся, он указывает  им направления приложения сил  по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.    

 Воспитывающая функция контроля состоит  в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Проверка побуждает студентов более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.   

 Выделение функции контроля  подчеркивает его роль и знание  в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике дает контроль более эффективным, а также эффективней становится и  сам учебный процесс.

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

                                                   Типы контроля

В зависимостиот того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие  три типа контроля:

Внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося)

Взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища)

Самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью) 

Внешний контроль   

 В процессе контроля преподавателем знаний и умений учащихся выделяют следующие компоненты:

1.   Уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного содержания контроля.

2.   Оценка результатов учебной деятельности учащихся.

3.   Выбор видов, форм, способов и средств контроля, соответствующих поставленным целям.   

 Установление содержания контроля зависит от целей изучения данного отрезка учебного материала. Существуют различные подходы к описанию целей и содержанию, чтобы они служили основой для разработки средств для контроля знаний и умений учащихся. Рассмотрим два из них: первый подход связан с указанием тех качеств, которые должны быть присущи сформированным в результате обучения знаниям и умениям учащихся: полноте, глубине, обобщенности, осознанности. Второй подход связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствующим им видам деятельности.

Выделяют следующие уровни усвоения материала: узнавание, запоминание, воспроизведение.

Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия. Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком. Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.

Для преподавателя оценка является результатом обработки той информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи в системе преподаватель – учащийся. Осуществляя обработку этой информации, преподаватель выставляет учащемуся отметку, которая служит количественным выражением оценки. Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося. В средних специальных заведениях знания и умения учащихся  оцениваются по десятибалльной системе.

 Оценка имеет большое образовательное  и воспитательное значение. Она является характеристикой результатов учебной деятельности учащегося, дает представление о состоянии его знаний и умений и степени их соответствия требованиям контроля, осведомляет учащегося о том, какого мнения о нем преподаватель. Все это корректирует самооценку учащегося.   

 Взаимный контроль

 Роль взаимного контроля  качества и эффективности учебной  деятельности трудно переоценить. Она содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает преподавателю осуществить проверку знаний учащихся. В учебном заведении сравнительно часто используется взаимная проверка организационной готовности к уроку (констатирующей взаимоконтроль выполнения домашнего задания) и частичная, эпизодическая взаимопроверка знаний учащихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных работ). Систематическая же проверка знаний, умений, навыков применяется весьма редко.

Взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности студентов, их взаимоотношение с товарищами.

 Самоконтроль 

На хорошем уроке всегда есть своя сверхзадача, которая сводится к формированию этих навыков и меняется в зависимости от темы урока. В одном случае она состоит в обучении приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы.   

 В другом – в формировании  критического отношения учащихся  к результатам своей работы, требовательности к себе. Постоянного внимания преподавателя требует и проблема воспитания у учащихся веры в свои способности. Известно, что многие учащиеся боятся приступать к решению проблемных вопросов, процесс решения которых им неизвестен.  Иногда проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. Выход здесь только один – прививать учащимся умения и навыки самоконтроля. Это важно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Ведь при этом учащиеся фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности.

 

 

 

 

                                              

                                                Формы контроля

 Учебные планы и программы  средних специальных учебных заведений предусматривают следующие формы организации контроля знаний и умений учащихся: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защиту курсовых и дипломных проектов (работ), семестровые, а также государственные экзамены.   

Информация о работе Контроль и его функции в учебном процессе