Контрольная работа по «Методика преподавания математики во вспомогательной школе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 02:38, контрольная работа

Описание работы

Проанализировать статьи из журнала "Дефектология" по проблеме обучения учащихся (специальная школа) выполнению арифметических действий с целыми неотрицательными числами.
Подобрать 4-5 текстовых математических задач, содержание которых имеет жизненно-практическую направленность или позволяет осуществлять профинформационную работу с учащимися, их экономическое просвещение.

Файлы: 1 файл

Контрольная по математике.docx

— 31.33 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет имени Максима Танка

 

 

Факультет специального образования

Кафедра олигофренопедагогики

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету

«Методика преподавания математики во вспомогательной школе»

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка ___ группы _____ курса

______________________________

Ф.И.О.

 

 

 

 

Минск 2013

  1. Проанализировать статьи из журнала "Дефектология" по проблеме обучения учащихся (специальная школа)  выполнению арифметических  действий с целыми неотрицательными числами.

И.М. Яковлева. Обучение сложению и вычитанию многозначных чисел в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Дефектологии. -  № 6. - 2001

В статье И.М.Яковлева раскрывает актуальную проблему обучению сложению и вычитанию учащихся. Автором было выдвинуто предложение изучать арифметические действия в пределах целого концентра «Многозначные числа» начиная уже с VI классе. Ею была разработана методика по обучения сложению и вычитанию многозначных чисел для учащихся VI класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Автор считает, что учебный процесс должен строиться с учётом особенностей развития школьников с интеллектуальной недостаточностью. Для обучения данной категории учащихся требуются специальные разработанные программы обучения, основанные на сниженных по сравнению с обычными школьниками требованиях.

На основе анализа статьи можно выделить следующие рекомендации по обучению учащихся специальной школы VIII вида математике:

1. Необходимо уделить большое  внимание формированию у школьников  при решении примеров ориентировочной основы действия, так как чем лучше проанализирована задача, тем в большей степени она определяет характер актуализируемых связей и процесса их обобщения.

2. Сначала учащимся необходимо  читать каждое задание вслух  и выполнять его. Затем задания  читают про себя, а рассуждения  проводят вслух.

3. Для обучения математике необходимо  использовать продуктивные методы  обучения с опорой на речевую  деятельность учащихся. При обучении  алгоритмам сложения и вычитания  многозначных чисел важно установление  обобщающих и взаимно-обратных  связей.

4. Для того чтобы сформировать  у учащихся обобщенные алгоритмы  сложения и  вычитания, им  нужно предоставить возможность  на одном уроке пронаблюдать  выполнение сложения и вычитания  над числами с постепенно увеличивающимся  количеством знаков. Объяснение  необходимо строить так, чтобы  учащиеся активно привлекались  не только к выполнению действий, но и к составлению примеров  сначала на сложение, а затем  — на вычитание.

5. Предлагаемые задания должны  быть достаточно разнообразными, чтобы ученики выполняли действия  сознательно, а не по аналогии.

 

М.Е. Скивицкая  Использование практических заданий, способствующих овладению измерительными и вычислительными умениями старшеклассниками с интеллектуальной недостаточностью //Спецыяная адукацыя. - № 1, - 2012

В стать М.Е. Скивицкая раскрывает актуальность проблемы формирования измерительных и вычислительных умений у старшеклассников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью.

Автор отмечает, что в специальном образовании учащихся с интеллектуальной недостаточностью приоритет отдаётся такому содержанию учебного процесса, факты и сведения которого имеют практическое значение для учащегося и являются ценными и полезными в его повседневной деятельности. В связи с этим и изменяется содержание математического образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Усиливается значимость таких знаний и умений, которые будут востребованы в их практической деятельности. При обучении математике во вспомогательной школе выполнение заданий и упражнений должны носить практический характер, который тесно взаимосвязан с жизненными ситуациями и профессионально-трудовой деятельностью учащихся.

В статье анализируются теоретические подходы и принципы построения методики формирования измерительных и вычислительных умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Даётся характеристика методов, приёмов и форм организации практической деятельности, которые ориентированы на закрепление знаний путём вовлечения учащихся в решение разного рода практических задач.

Представлена система  практических заданий, основанная на дидактических  принципах и межпредметных связях с учебными дисциплинами «Математика», «Трудовое обучение», «Социально-бытовая ориентировка. Представленная система практических заданий создаёт условия для успешного переноса усвоенных знаний и для обобщения и обогащения своего социально-трудового опыта, уточняя и закрепляя материал, необходимый для их будущей профессиональной деятельности.

Описаны этапы построения процесса обучения измерительной и  вычислительной деятельности в старших  классах вспомогательной школы.

Приведены примеры по отбору математического содержания и использованию  дидактического материала на уроке.

Несмотря на положительные моменты, которые были отмечены автором в статье, применительно к значению, организации, методическим основам обучения и к процессу формирования измерительных и вычислительных умений у старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью, были также отмечены и противоречия, которые связанны с индивидуальными особенностями и способностями учащихся с интеллектуальной недостаточностью, в усвоении программного материала.

 

 

Л.Н. Куприянчук Средства конкретизации  изучения нумерации чисел и арифметических действий в пределах 100 // Спецыяная адукацыя. - №– 2008.

В статье Л.Н. Куприянчук рассматривает вопросы усвоения программного материала детьми с особенностями психофизического развития через использование нетрадиционные средства обучения. Автор отверг стереотип, что использование пальцев рук для конкретизации нумерации чисел и арифметических действий некорректно.

На примере игры «Пальчики и кармашки» описано поэтапное обучение учащихся с особенностями психофизического развития правильному использованию пальцев рук для обучению счёту. В статье представлены четыре этапа работы, начиная с изучения нумерации чисел и заканчивая обучением учащихся с особенностями психофизического развития арифметическим действиям в приделах 100. Процесс обучения построен от простого к сложному. Первостепенной задачей обучения является сформировать у учащихся понятия «десяток» и называть десятичный состав числа, а потом научить счёту с переходом через десяток. У учащихся приходит осознание десятичного состава числа и умения разложения на удобные слагаемые.

Такое обучение происходит в форме  игры, что позволяет быстрее и  эффективнее усвоить программный  материал (счёт с переходом и без, через разряд и десяток). Все дети охотно принимают эту игру, даже не подозревая, что она направлена на помощь слабому ученику, полагая, что они просто быстрее сосчитали, алгоритм же отрабатывается у всех.

Автор считает, что удобство этих приёмов  обучения счёту состоит в том, что у ребёнка всегда с собой свои собственные пальчики. Пальчики не рассыпаются, как счетный материал, их легко группировать и у доски, и за партой.

 

Н.Д. Богановская  Особенности выполнения арифметических действий учащимися младших классов  вспомогательной школы// Дефектология. - № 6. – 1980

Н.Д. Богановская в своей статье рассматривает особенности выполнения арифметических действий младшими школьниками вспомогательной школы. По мнению автора, целесообразность формирования первоначальных представлений о числе на основе анализа количественных отношений между величинами с помощью измерения рассмотрели отечественные ученые П. Я. Гальперин и Л. С. Георгиев. В процессе обучения школьники с нарушением интеллекта сталкиваются с целым рядом затруднений, наиболее распространенными из которых является непонимание детьми сущности арифметических преобразований, при которых в связи с изменением мерки меняется наименование и числовая характеристика, а сама данная величина остается неизменной.

В специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе знакомство учащихся с величинами и приемами арифметических действий с числами, полученными при измерении  величин, происходит параллельно с  изучением целых чисел. В подготовительном классе величина вводится как свойство предметов, расширяется и углубляется  при изучении временных представлений  и геометрических форм. Детей учат различным способам сравнения предметов  по величине, размеру и массе. В  дальнейшем в младших классах  предметом изучения на уроках математики становятся также единицы (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения. Таким образом, умение выделять основание  счета, ориентироваться на различные  основания, определять количество предметных множеств в тех случаях, когда  основание счета не совпадает  с отдельностью, начинает формироваться  у учащихся специальной (коррекционной) школы к концу первого полугодия  третьего класса, когда дети считают  уже в пределах 100.

Знакомство с множеством рациональных чисел начинается в специальной (коррекционной) школе в пятом классе с нахождения одной и нескольких долей предмета на специально организованных лабораторных занятиях. Затем вводятся понятия числителя и знаменателя. Детей обучают сравнивать обыкновенные дроби, изучают основное свойство обыкновенных дробей. Позднее рассматривают преобразования, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми и разными знаменателями.

На основании проведенных экспериментов, Н.Д. Богановская выделяет следующие  педагогические рекомендации:

1. В 1 классе величина должна  вводиться как свойство предметов,  расширяться и углубляться при  изучении временных представлений  и геометрических форм. Детей  учат различным способам сравнения  предметов по величине, размеру  и массе.

2. В младших классах необходимо  изучать единицы (меры) стоимости,  длины, массы, времени и их  соотношения.

3. Следует преодолевать основные  затруднения в арифметике у  младших школьников: непонимание  детьми сущности арифметических  преобразований, при которых в  связи с изменением мерки меняется  наименование и числовая характеристика, а сама данная величина остается  неизменной.

4. Необходимо помнить, что умение  выделять основание счета, ориентироваться  на различные основания, определять  количество предметных множеств  в тех случаях, когда основание  счета не совпадает с отдельностью, начинает формироваться у учащихся  специальной (коррекционной) школы  к концу первого полугодия  третьего класса, когда дети считают  уже в пределах 100.

 

 

2. Подобрать 4-5 текстовых математических задач, содержание которых имеет жизненно-практическую направленность или позволяет осуществлять профинформационную работу с учащимися, их экономическое просвещение.

Задача  № 1.

 

Для приготовления салата необходимо взять 2 морковки по 75 г каждая, 4 луковицы по 75 г каждая, один огурец массой 100 г, три картофелины массой по 100 г  каждая и пучок петрушки – 50 г. Определите массу приготовленного салата.

 

Задача  № 2.

 

Площадь комнаты равна 20 м2.Расход строительного клея на 1 м2 составляет 200 г. Сколько килограммов клея потребуется на поклейку комнаты 20м2 и 35м2 ?

 

Задача  № 3.

 

Молодая семья откладывает каждый месяц по500.000 руб. на покупку стиральной машины. Через сколько времени она сможет купить стиральную машину, если она стоит 7.000.000 руб.?

 

Задача  № 4.

 

В январе показания газового счётчика составили 1100м3 , в феврале показания соответствовали 1250 м3 . Тариф за м3 равен 950 руб. Сколько надо оплатить за газ в январе? 

 

Задача  № 5.

 

Родители взяли 2.500.000 руб. на покупку  вещей. На вещевом рынке они планируют  купить спортивный костюм за 1.350.000 руб., кеды за 550.000 руб. и рюкзак за 210.000 руб. Рассчитайте стоимость покупки. Достаточно ли денег взяли родители на покупку вещей?

 

Задача  № 6.

 

Ширина комнаты равна 4 м, её длина  равна 5 м. Сколько метров плинтуса потребуется  для ремонта в комнате?

 

 

 

3. Посетить 2-3 урока математики в одном из старших классов(специальная школа). Проанализировать методику обучения учащихся выполнению устных и письменных вычислений: цель решения примеров, связь с темой урока, обучение приемам вычислений, речевую работу в процессе выполнения вычислений, связь решения примеров с нумерацией чисел, овладение алгоритмами письменных вычислений.

Мною были посещены уроки  математики в старших классах  во вспомогательной школы. Темы уроков «Сложение и вычитание отрицательных чисел (устный и письменный счет)», «Проценты. Семейный бюджет». Уроки на закрепление полученных знаний. Содержание уроков соответствовало заявленной теме урока и носили практическую направленность.

С самого начала урока, на этапе  организации учащихся на полноценное  восприятия материала, учитель нацелил  класс на активную работу и на получение  наибольшего количества хороших  оценок. Учитель построил уроки таким  образом, чтобы учащиеся могли сами добывать и закреплять полученные ранее  знания.

Информация о работе Контрольная работа по «Методика преподавания математики во вспомогательной школе»