Контрольная работа по "Образовательное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

Юридическая ответственность в сфере образования определена нормами и законодательными уставами, представляющими собой осуществление надзорного контроля над процессом исполнения прав и требований, оказывающих влияние на качество предоставляемого образования. При установлении данного характера ответственности были учтены все компоненты образовательных стандартов, действующие на территории РФ.

Содержание работы

1. Юридическая ответственность в сфере образования………………….3
2.«Учреждение начального профессионального образования» – это тип, вид или категория образовательного учреждения?........................................6
3. В ВУЗе проводится конкурс на замещение должности старшего преподавателя. Может ли претендовать на эту должность преподаватель, имеющий стаж работы в колледже три года? Кто может претендовать также на должность ассистента кафедры, доцента кафедры? Обоснуйте свой ответ………………………………………………………………………………10
Список использованных источников……………………………………13

Файлы: 1 файл

бражникова образовательное право.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономнее образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Факультет социологии и права

Кафедра права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа 

 По дисциплине: Образовательное право

 

Вариант 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

                                                                                                   гр. Вт – 412 ПВД 

Бражникова Ю.Н.

 Проверил  преподаватель :

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2015

 

Содержание

 

1. Юридическая ответственность в сфере образования………………….3

2.«Учреждение начального профессионального  образования» – это тип, вид или категория образовательного учреждения?........................................6

3. В ВУЗе проводится конкурс  на замещение должности старшего  преподавателя. Может ли претендовать  на эту должность преподаватель, имеющий стаж работы в колледже  три года? Кто может претендовать  также на должность ассистента  кафедры, доцента кафедры? Обоснуйте свой ответ………………………………………………………………………………10

Список использованных источников……………………………………13

 

1. Юридическая ответственность в сфере образования

 

Юридическая ответственность в сфере образования определена нормами и законодательными уставами, представляющими собой осуществление надзорного контроля над процессом исполнения прав и требований, оказывающих влияние на качество предоставляемого образования. При установлении данного характера ответственности были учтены все компоненты образовательных стандартов, действующие на территории РФ.

Для возложения на субъекта юридической ответственности основанием может выступать разного рода совершённые противоправные нарушения, в составе которых наблюдается несоблюдение разных отраслей права. Во время установления юридической ответственности в сфере образования, обязательно должны учитываться предписания, принятые к исполнению органами управления разного рода образовательных учреждений. В законодательстве об образовании сказано, что требования по надзорному контролю возложены на исполнительные власти, компетентные в организационно-правовых вопросах оказания помощи органам управления образованием.

В сфере образования могут быть выявлены административные проступки, уголовные и гражданско-правовые деяния. Порядок проведения контроля должен регулироваться правительством РФ, с передачей части полномочий федеральным структурам исполнительной власти, ведущим надзор и за сферой образования. При выявлении нарушений в области юридической ответственности в сфере образования могут быть установлены разного рода санкции, позволяющие привлекать нарушителя к ответственности. Оперативное урегулирование правовых нарушений, а также профилактическая проверка неточностей в исполнении законодательства, должны предоставлять уполномоченным органам право на проведение контроля в образовательной сфере.

В сфере образования, в силу разнородности образующих ее общественных отношений, действуют все традиционно закрепленные законодательством РФ виды юридической ответственности: гражданско-правовая, административно-правовая, уголовно-правовая, дисциплинарная. В то же время для образования характерным является и специфический вид ответственности – образовательно-правовая, возникающая только при противоправном посягательстве на образовательные (педагогические) отношения.

Особенностью юридической ответственности в образовании является ее комплексный характер, когда она, включая в себя элементы разных видов ответственности, отражает особенности содержания педагогических правоотношений, что и получило свое закрепление в отдельных специальных отраслевых законодательных актах – Уголовном кодексе РФ, Кодексе РФ об административно-правовых нарушениях, Трудовом кодексе РФ. Вместе с тем наряду со своего рода «легализованными» в названных законах основаниями правовой ответственности в сфере образования следует назвать и иные, фактически признаваемые как нарушения прав и свобод участников образовательной деятельности, при этом нередко влекущие достаточно серьезные вредоносные последствия, но не признаваемые законом в качестве правонарушений (так называемые «скрытые» правонарушения)1.

С учетом общих принципов юридической ответственности (законность, соразмерность санкций, целесообразность, обоснованность, неотвратимость, реальность применения и осуществимости санкций, единства видов ответственности) формируется ряд принципиальных положений (принципов), имеющих критериальное значение и определяющих регулирование ответственности в сфере образования. К ним следует отнести: сочетание общих оснований юридической ответственности со специальными основаниями, характерными только для области образования; наличие в механизме правового регулирования образованием педагогических правоотношений и учет в связи с этим особых оснований ответственности; в качестве правонарушений в педагогических правоотношениях выступают нарушения основных прав человека и гражданина в сфере образования; сочетание публично-правовых и частно-правовых элементов в регулировании ответственности; своеобразие санкций ответственности в области образования, отражающих особенности педагогических правоотношений, в частности воспитательный характер отдельных из них; ограниченное применение санкций, препятствующих осуществлению права личности на образование; сочетание и взаимосвязь различных видов юридической ответственности, предусмотренных законом в сфере образования; учет сектора платного характера предоставления образования (платные образовательные услуги).

В конечном итоге проблемы установления и применения юридической ответственности в области образования обусловлены:

во-первых, ненадлежащим правовым урегулированием отношений в сфере образования, прежде всего педагогических (образовательных);

во-вторых, низким уровнем закрепления ответственности в сфере образования;

в-третьих, особым характером педагогических правоотношений, обусловливающим особенности образовательной юридической ответственности и, соответственно санкций;

в-четвертых, отсутствием сформированного законодательного механизма реализации юридической ответственности, направленной в конечном счете на обеспечение конституционного права личности на образование и иных, смежных с ним прав, в том числе обеспечивающих его реализацию.

 

 

2.«Учреждение начального профессионального образования» – это тип, вид или категория образовательного учреждения?

 

Тип образовательного учреждения определяется в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих типов образовательных учреждений:

• дошкольные;

• общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

• начального профессионального образования;

• среднего профессионального образования;

• высшего профессионального образования;

• послевузовского профессионального образования;

• дополнительного образования взрослых;

• дополнительного образования детей;

• для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

• специальные (коррекционные) (для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии);

• другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Первые пять типов образовательных учреждений являются основными и наиболее распространенными.

Кратко рассмотрим некоторые особенности учреждений начального профессионального образования. 

Еще совсем недавно в нашей стране нерадивых учеников пугали: «Будешь плохо учиться, не возьмешься за ум – пойдешь в ПТУ!». При этом данная «страшилка» была более чем реальна. После окончания основной школы подростки из неблагополучных семей (неуспевающие и подобные им) прямиком «шли» в профессиональные технические училища (ПТУ), где им прививали трудовые навыки и пытались воспитать «педагогически запущенных» детей достойными гражданами нашего общества. Поскольку «путевку» в ПТУ выпускники школ получали, зачастую, не по своей воле, то и учились они спустя рукава – лишь небольшая часть учащихся ПТУ после окончания училища трудоустраивалась по специальности. Из-за этого данные образовательные учреждения имели не самую лучшую репутацию, а процент закрепления на рабочих местах выпускников ПТУ едва превышал 50%. Однако время не стоит на месте, и, как свидетельствует статистика, в настоящее время процент трудоустройства на рабочие специальности этой группы молодежи приближается к 80%. И если учесть, что безработица в России по-прежнему очень высока, то стоит задуматься над тем, что же лучше: высшее образование с нуля (сразу после окончания средней школы) и возможный статус безработного по завершении обучения в ВУЗе или диплом выпускника ПТУ, опыт работы и возможность дальнейшего обучения? Рабочие специальности были нужны всегда, а в наши дни, когда значительная часть подрастающего поколения мечтает стать бизнесменами и менеджерами, ищет легкие пути заработка, потребность в квалифицированных рабочих кадрах только возрастает.

Основной целью учреждений начального профессионального образования является подготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Следует заметить, что такая формулировка основной цели начального профессионального образования несколько устарела. В настоящее время ее можно сформулировать по-новому – максимальное удовлетворение потребностей всех отраслей отечественной экономики квалифицированными профессиональными рабочими и специалистами.

Начальное профессиональное образование – неплохой старт для продолжения обучения по выбранной специальности либо получения новой с уже имеющимся багажом профессиональных знаний и трудовых практических навыков.

К учреждениям начального профессионального образования относятся:

• профессиональное училище;

• профессиональный лицей;

• учебно-курсовой комбинат (пункт);

• учебно-производственный центр;

• техническая школа;

• вечерняя (сменная) школа.

Профессиональные училища (строительные, швейные, электротехнические, связи и т.п.) – основной вид учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных профессиональных рабочих и специалистов. Нормативные сроки обучения составляют 2-3 года (в зависимости от уровня образования при поступлении, выбранной специальности, профессии). На базе профессиональных училищ могут разрабатываться и внедряться инновационные методики в сфере начального профессионального образования по соответствующему профилю подготовки квалифицированных кадров, обеспечивающих высокий уровень профессионального образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих запросы личности и производства.

Профессиональные лицеи (технические, строительные, коммерческие и т.п.) – центр непрерывного профессионального образования, в котором осуществляется, как правило, межотраслевая, и межрегиональная подготовка квалифицированных специалистов и рабочих по сложным, наукоемким профессиям. В профессиональных лицеях можно получить не только конкретную профессию повышенного уровня квалификации и завершить среднее (полное) общее образование, но и в некоторых случаях приобрести среднее профессиональное образование. Данный тип учреждения является своего рода опорным центром развития начального профессионального образования, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.

Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа(горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечерняя (сменная) школаосуществляют реализацию образовательных программ переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовки рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения.

Помимо того что обучение в бюджетных (государственных и муниципальных) учреждениях начального профессионального образования является бесплатным, их обучающимся гарантируется обеспечение стипендиями, местами в общежитиях, льготным или бесплатным питанием, а также иными видами льгот и материальной помощи в соответствии с компетенцией образовательного учреждения и действующими нормативами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. В ВУЗе проводится конкурс на замещение должности старшего преподавателя. Может ли претендовать на эту должность преподаватель, имеющий стаж работы в колледже три года? Кто может претендовать также на должность ассистента кафедры, доцента кафедры? Обоснуйте свой ответ.

 

 

Замещению должностей профессорско-преподавательского состава (за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой), а также переводу их на иную преподавательскую должность в высшем учебном заведении предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Конкурс на замещение должности преподавателя, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет. Действующее в настоящее время Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ было утверждено Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. № 4114 (далее — Положение от 26 ноября 2002 г.). Положение от 26 ноября 2002 г. определяет общий порядок проведения конкурсного отбора и заключения срочного трудового договора между высшим учебным заведением и работником из числа научно-педагогического состава. Положение от 26 ноября 2002 г. в части профессорско-преподавательского состава распространяется только на профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и ассистентов высшего учебного заведения РФ. Не проводится конкурс на замещение должностей декана факультета и заведующего кафедрой, должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами, а также должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Для замещения должности ассистента претендент должен иметь высшее образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее одного года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантуры, ординатуры, адъюнктуры) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы.

Информация о работе Контрольная работа по "Образовательное право"