Контрольная работа по «Педагогика и психология высшей школы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 23:26, контрольная работа

Описание работы

Философия возникла в эпоху смены первобытнообщинного строя классовым рабовладельческим обществом почти одновременно как на Востоке - в Древней Индии, Древнем Китае, так и на Западе - в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в этот период были сформулированы главные проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.

Содержание работы

Вопрос 1. История психологии…………………………………………………..3
Вопрос 2. Соотнесите указанные теории развития и их основные положения………………………………………………………………………………...15
Вопрос 3. Педагогическая ситуация……………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 53.15 Кб (Скачать файл)

Либидо аналогично физическим энергиям, имеет количество и способно менять направления движения, и т.п. Либидо, по Фрейду, присуще человеку с рождения и проходит в своем развитии несколько стадий: оральную, анальную и генитальную. Понятие бессознательного имеет для психоаналитической теории не меньшее значение, чем понятие либидо.

Бессознательное - это то, что подверглось вытеснению со стороны сознания и продолжает удерживаться вне поля восприятия. Даже никогда не раскрывая книг Фрейда, человек с легкостью воспроизведет «основные» идеи психоанализа - выделение определяющей роли бессознательных и сексуальных сил в психической жизни.

Защитные механизмы.

У человека существует множество механизмов, защищающих блокировкой прямое выражение потребностей. Этими способами душа защищает себя от внешних и внутренних напряжений.

1. Подавление (репрессия). Удаляет  потенциально вызывающие тревогу события, идеи или восприятия из сознания, препятствуя, таким образом, их возможному разрешению. Подавление вытесняет проблему на бессознательный уровень, но не решает ее.

2. Отрицание. Попытка не принимать  в качестве реальности события, которые беспокоят «Ego». Это бегство  в фантазию, зачастую кажущуюся  абсурдной объективному наблюдателю.

3. Рационализация. Нахождение приемлемых  причин или оснований для неприемлемых  мыслей или действий. Это способ  принять давление «Super ego», он скрывает  наши мотивы, делает наши действия  морально приемлемыми. 
4. Реактивные образования. Подменяют поведение или чувства диаметрально противоположными действительным желаниям. Это явная или (обычно) бессознательная инверсия желания.

5. Проекция. Приписывание другому  человеку, животному или объекту качеств, чувств или намерений, которые исходят от самого приписывающего. Аспекты личности перемещаются изнутри индивидуума на внешнее окружение.

6. Изоляция. Отделение вызывающей  тревогу части ситуации от  остальной сферы души. Тогда событие почти не вызывает эмоциональной реакции. Человек все более и более может уходить в идеал, все менее и менее соприкасаясь с его собственными чувствами. Логика - нормальная изоляция.

7. Регрессия. Возвращение на более  ранний уровень развития или  к способу выражения, который  более прост и свойственен  детям. Уход от реалистического мышления в поведение, ослабляющее тревогу, как в детские годы. Источник тревоги остается неразрешимым вследствие примитивности способа.

8. Сублимация. Процесс, посредством  которого энергия могла бы  быть использована в более  полезной деятельности «Ego». Когда  защита становится очень влиятельной, она начинает преобладать в «Ego» и уменьшать его подвижность и способность к адаптации.

Индивидуальная психология Адлера.

Основные положения - утверждается, что характер человека формируется на основании врожденного чувства неполноценности. В результате на протяжении всей жизни человек в порядке компенсации этого врожденного стержня личности стремится к превосходству над другими, их подавлению, господству над ними. Врожденные комплексы к агрессии и могуществу по существу тоже «либидо», тот же инстинкт жизни, смерти и разрушения, что и в классическом психоанализе, но преподнесенные несколько мягче. Биологическая сущность психики у Адлера является ведущей.

Аналитическая психология Юнга.

К.Г. Юнг, придавая решающее значение в регуляции поведения бессознательному, выделил наряду с его индивидуальной (личной) формой коллективную, которая никогда не может стать содержанием сознания. Его учение повторяет многие стороны классического психоанализа. «Я» противопоставляется «архетипу» - «коллективному бессознательному», которое образует автономный психический фонд, содержание которого передается из поколения в поколение. Например, образ героя. В результате конкретное «коллективное бессознательное» и создает «Я».

Неофрейдизм.

Известные представители этого направления - К. Хорни, Э. Фромм, Г.С. Салливан. Сторонники неофрейдизма пытались преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его положения в социальный контекст. Согласно К. Хорни - причина неврозов - тревога, возникающая у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром, усиливающаяся при недостатке любви и внимания со стороны родителей и окружающих. Г.С. Салливан - истоки неврозов в тревожности, возникающей в межличностных отношениях людей. Э. Фромм связывает неврозы с невозможностью для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества. Ибо эта структура формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, вызывает невротические способы избавления от этого чувства.

Неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему. Общество же рассматривается как источник «всеобщего отчуждения» и признается враждебным коренным тенденциям развития личности.

Рассмотрение некоторых концепций зарубежной психологии XX века необходимо для понимания основных направлений развития научной психологии, учитывая их широкую распространенность и фундаментальность для ряда других концепций.

Выбор направления в области психологии зависит часто от собственных методологических установок специалиста с одной стороны, и от знаний концепций, развиваемых различными школами, - с другой.

 

II. Соотнесите указанные теории развития и их основные положения.

 

1.Эволюционная теория  развития.

2. Революционная.

3. Вероятностная.

4. Функциональная.

А. Преобразование генетически заложенных возможностей в виде задатков.

Б. Изменения психики определяются случайным стечением обстоятельств.

В. Спонтанное развертывание психических особенностей по законам биологического созревания.

Г. Формирование психической функции определяется тем, как часто реализуется она в жизни и деятельности человека.

Д. Формирование психологических и поведенческих свойств не зависит от природных особенностей.

Е. Психическая функция выступает первоначально как интерпсихическая и только затем превращается в функцию интерпсихическую.

Ж. Конечный результат развития изначально в неготипе не заложен.

З. Развитие сводится в разнообразным воздействиям среды.

Ответ: 1:А, В; 2:Д, З; 3:Б, Ж; 4:Г, Е.

 

    1. Педагогическая ситуация.

На уроке русского языка учительница несколько раз делала строгие замечания: «Не списывай у товарища!», «Пиши сам, не надо подглядывать в чужую тетрадь!», «Нашел у кого списывать! Он и сам толком не знает, как правильно писать!»

А в другом классе на уроке математики учительница лишь однажды как бы мельком, но внушительно сказала. «Дети, не надо закрываться друг от друга, это некрасиво, никто у вас не списывает».

1. Какую позицию педагога  вы считаете педагогически более  правильной? Почему?

2. Можно ли по характеру  замечаний сделать вывод об  установках каждого учителя, его педагогическом почерке, характере общения с детьми? В чем принципиальное отличие их позиции?

Я считаю более правильной позицию учителя математики. Нельзя воспитывать в детях скрытность, замкнутость. Учитель русского языка заранее приклеивает ярлыки к каждому школьнику, при этом подталкивая их к разобщенности, отталкивая друг от друга.

Позиция учителя русского языка строится только лишь на получении знаний учениками, а в школе кроме знаний дети должны получать азы общественной жизни, приучаться к общению со сверстниками, учиться помогать друг другу. Благодаря учителю математики школьники научаться поддержки друг другу, но к тому же и будут стремиться к соперничеству между собой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

а) основная литература:

  1. ЭБС Университетская библиотека ONLINE: Ермаков В. А. Психология и педагогика. Учебное пособие. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 302 с.

  1. ЭБС Университетская библиотека ONLINE: Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие/ С.С. Кашлев. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 223 с.

  1. ЭБС Университетская библиотека ONLINE: Громкова, М. Т. Педагогика высшей школы/ М. Т. Громкова. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 447 с. 

  1. ЭБС Университетская библиотека ONLINE: Кроль, В. М. Психология и педагогика. Учебное пособие для технических вузов / В.М. Кроль. - М.: Абрис, 2012. - 430 с. 

  1. Психолого-педагогические аспекты профессионально-педагогического образования: учеб. пособие / С. И. Тарасова [и др.] ; СтГАУ. - Ставрополь: Бюро новостей, 2011. – 342 с.

б) дополнительная литература:

  1. ЭБС Университетская  библиотека ONLINE: Луковцева А. К. Психология и педагогика. Курс лекций.  – М.: Мир и образование, 2008.- 192 с.

  1. БД «Труды ученых СтГАУ»: Педагогика и психология профессионального образования [электронный полный текст]: учеб.-метод. пособие / Ю. А. Лобейко, Т. Н. Розова, С. И. Тарасова, Е. В. Хохлова, Е. А. Попрядухина, Н. М. Борозинец, О. Г. Зайцева, Е. В. Таранова, И. В. Кобрянова, В. А. Ивашова, О. Н. Федиско. - Ставрополь: АГРУС, 2006. - 328 с.

  1. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ1 века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.

  1. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: учебник для вузов по специальностям: "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика". - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.

  1. Леднев, В. С. Методика профессионального обучения: производственное обучение: учеб.-практ. пособие (интерактив. форма). - М.: МГУП, 2001. - 100 с.

  1. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2001. - 607 с.

  1. Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для сред. проф. обуч. - М.: Мастерство, 2002. - 288 с.

  1. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 4-е изд. - М. : Школьная Пресса, 2002. - 512 с.

  1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учебник для студентов пед. вузов / под ред. С. А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2003. - 512 с. - (Высшее образование. Гр.).

  1. Педагогика и психология профессионального образования : учеб.-метод. пособие / Ю. А. Лобейко, Т. Н. Розова, С. И. Тарасова, Е. В. Хохлова, Е. А. Попрядухина, Н. М. Борозинец, О. Г. Зайцева, Е. В. Таранова, И. В. Кобрянова, В. А. Ивашова, О. Н. Федиско. - Ставрополь : АГРУС, 2006. - 328 с.

  1. Попков, В. А. Теория и практика высшего профессионального образования : учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. пед. образования / В. А. Попков, А. В. Коржуев ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. : Академический Проект, 2010. - 342 с. - (Классический университетский учебник. Гр. УМО).

  1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект-пресс, 1995.

  1. Содержание, формы и методы обучения в высшей школе. Вып. 9 : Повышение квалификации преподавателей вузов России в условиях реформирования высшей школы. - М., 2002. - 48 с. - (Обзор. информ. НИИВО).

 


Информация о работе Контрольная работа по «Педагогика и психология высшей школы»