Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 13:13, контрольная работа
История развития методов обучения весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Термин “метод” происходит от греческого слова “methodos”, что означает путь, способ продвижения к истине
1. Методы обучения: их место и роль в дидактическом процессе.
2. Образовательные стратегии в условиях расслоения российского общества.
3. Деформация личности в процессе педагогической деятельности
- моделируемый объект учебной деятельности;
- совместная деятельность участников игры;
- правила игры;
- принятие решения в изменяющихся условиях;
- эффективность применяемого решения.
Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Вместе с тем школьная практика и результаты проведенных экспериментов показали, что дидактические игры могут сыграть в обучении положительную роль только тогда, когда они используются как обобщение широкого арсенала традиционных методов, а не как их заменитель.
2. Говоря о современных образовательных стратегиях, можно выделить наиболее значимые стратегии современного образования: глобализация, информатизация, гуманитаризация и гуманизация образовательного пространства. К числу авторов, занимающихся исследованием современные тенденций развития образования, можно отнести С. Галкина, В. Леднева, В. Солдаткина, А. Панарина, А. Урсула и других.
Глобализация образования – это процесс расширения внешних и внутренних границ образования. Вследствие развития интегративных механизмов в современном информационном обществе, образовательное пространство расширяется до пределов социального пространства. Процесс образования совершается в социальной практике, процесс социализации личности выполняет образовательные функции. Расширение образовательного пространства делает необходимым переосмысление самого термина образование. Под образованием понимаются все процессы, которые способствуют развитию личности.
Глобализация всех секторов экономики, происходящая на современном этапе развития общества, оказывает влияние на образовательные процессы. Вместе со свободным передвижением экономики (знаний), информации начинают меняться и образовательные программы. Следовательно, возникает необходимость изучать и учитывать опыт образовательной системы.
Смена приоритетов стратегического развития проявляется в том, что все более значительную роль начинают играть экологические факторы, гуманитаризация. На первое место в стратегическом развитии общества выходит образование; коммерческое развитие личности становится определяющим.
Переход к информационному обществу, смена общественного устройства сопровождаются сменой образовательной парадигмы: от концепции функциональности к развитию личности, от знаниевой парадигмы к парадигме развивающей (непрерывное образование).
Информатизация образования понимается как процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий в образование. Информатизация образовательного процесса приводит к изменению внешнего облика образования, развитию новых образовательных технологий, опосредованных педагогических коммуникаций. Процесс информатизации образования позволяет адаптировать систему образования к непрерывно меняющимся реалиям информационного общества.
Гуманитаризация современного образования призвана решить две основные задачи: собственно образовательные как образование субъекта и социальные, т.е. образование как социальный институт призвано обеспечить современное общество квалифицированными специалистами. Цели образования остаются неизменными, однако технологии изменяются. В современном образовании преподавание дисциплин в области информатизации должно проводиться как непрерывная многоцелевая программа с учетом как индивидуальных, так и социальных требований. Все этапы образовательного механизма должны функционировать как единый механизм образования субъекта в области информатизации. В этом случае необходимо построение моделей преподавания информатики в рамках всех образовательных институтов. Только в таком случае мы можем говорить о непрерывности процесса образования в области информатизации.
Одной из ведущих мировых тенденций в развитии современного образования является переход к непрерывному, открытому образованию, которое формирует основу информационного общества и строится на принципах открытого информационного пространства.
3. В современной специальной литературе, для характеристики влияния профессиональной деятельности на личность специалиста и ее проявление, используются выражения – "деформация личности", "профессиональная деформация".
Деформация личности – это изменение качеств и свойств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием тех или иных факторов, имеющих для нее жизненно важное значение. Профессиональная деформация личности специалиста – это изменение качеств и свойств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием выполнения им профессиональной деятельности.
К наиболее важным из факторов, существенно отражающихся на личности социального педагога и его поведение, относятся:
социальный статус субъекта и самой деятельности;
содержание и сама профессиональная деятельность;
работа с человеком, группой;
степень эмоционально-волевого проявления специалиста в профессиональной деятельности и др.
Социальный статус субъекта (социального педагога) и самой профессиональной (социально-педагогической) деятельности. Данный фактор включает такие важные явления как сложившийся статус специалиста социальной педагогики в обществе (данной социальной среде) и субъективный статус социального педагога.
Сложившийся (средовый или социальный) статус специалиста в обществе формирует у личности, выбравшей эту специальность, определенное отношение к ней, его устремленность к овладению профессией и последующей профессиональной деятельности.
Субъектный статус – это статус, который сформирован в личности специалиста. Он имеет место у человека выбирающего профессию (абитуриента), как результат его воспитания, профориентационной работы с ним; у выпускника профессионального образовательного учреждения, как результат его профессиональной подготовки; у специалиста в зависимости от его индивидуальности, среды профессиональной деятельности, сложившегося опыта, как результат его профессиональной позитивной или негативной деформации. Субъектный статус может совпадать со средовым, быть ниже его, или, наоборот, выше. Его своеобразие зависит от многих факторов как средового, так и личностного характера и может быть высоким или низким, позитивной или негативной направленности.
Содержание и сама профессиональная деятельность, как факторы, существенно влияющие на профессиональную деформацию личности специалиста. Содержание способствует формированию профессиональной компетенции, мировоззрения специалиста. В процессе профессионального становления личности, он не только усваивает определенный запас слов, но и манеру использования его в общении, деятельности. У специалиста формируется специфический, профессиональный язык - сленг, профессиональное мышление. Не случайно, люди одной профессии понимают друг друга с полуслова. Отдельные слова, фразы для них имеют глубокий профессионально ориентированный смысл и содержание.
Субъективный фактор формирования профессионального языка обуславливает его определенное своеобразие, характерное для данного социума. Сама профессиональная деятельность оказывает значительное влияние на развитие личности. Работа с человеком, группой. Деформационное воздействие человеческого фактора обусловлено взаимодействием культур субъекта и объекта деятельности. В процессе такого взаимодействия происходит взаимообогащение культур. Не только субъект (социальный педагог) передает (обогащает, если есть чем обогащать), трансформирует свою культуру на объект своей профессиональной деятельности, но и сам обогащается объектной культурой. Не случайно, субъект профессиональной деятельности со временем настолько вживается в культуру объекта, что не редко сам становится ее носителем и проявляет ее в своей повседневной жизни.
Противостоять негативной объектной культуре субъекту помогает только высокая личная культура, его интеллигентность, постоянный самоконтроль и личная ответственность.
В процессе профессиональной деятельности на личность специалиста большое влияние оказывают его непосредственный руководитель, наиболее авторитетные личности коллег, культура взаимоотношений в профессиональной среде.
Степень эмоционально-волевого проявления специалиста в профессиональной деятельности. Специалист как человек не может безразлично решать свои профессиональные задачи. Его профессиональная деятельность не мыслима без эмоционального и волевого проявления.
Эмоциональное проявление – это чувственное переживание специалиста, которое он испытывает в процессе деятельности. Воля это способность личности социального педагога осуществлять регуляцию и саморегуляцию своей деятельности и поведения, выражающуюся в активном преодолении трудностей, противоречий и конфликтов при выборе и достижении сознательно поставленных целей. Она выражает его индивидуальность, служит самопроявлению и самовыражению его «Я» в профессиональной деятельности. В социальной педагогике происходит взаимодействие воль субъекта и объекта деятельности.
Эмоционально-волевое проявление социального педагога в профессиональной деятельности. Эмоции и воля явления тесно взаимосвязаны. Не случайно говорят об эмоционально-волевой характеристике специалиста. Успешные волевые проявления подкрепляются положительными эмоциями и, наоборот, слабость, неуверенность вызывают и соответствующие эмоции. Личностная профессиональная деформация специалиста, в первую очередь, сказывается на эмоционально-волевой сфере. Ее разрушение практически ведет к профессиональной непригодности специалиста.
Таким образом, рассмотрены основные факторы существенно сказывающиеся на профессиональной деформации социального педагога. При их анализе отмечались личностный (субъекта социальной педагогики) и средовый факторы. Личностный – это тот потенциал (положительный и отрицательный), который имеет социальный педагог и его осознанная самоактивность. В процессе профессиональной деятельности именно он приобретает тенденцию к развитию. Что именно, в каком направлении и с какой интенсивностью получит развитие (задержится в развитии), зависит от самоактивности социального педагога и среды, в которой он осуществляет профессиональную деятельность. Самоактивность социального педагога определяет его жизненную позиции, в какой степени и в каком направлении, он является самосозидателем или пассивным реализатором себя в профессии. В народе говорят: «Под лежащий камень вода не течет». Проявляя в профессиональной деятельности творчество и инициативу или пассивность активность по обстоятельствам, копируя те или иные личности, проявляя волю и характер, социальный педагог творит себя.
Среда выступает фоном, стимулирующим или сдерживающим самопроявление и развитие чего-либо в процессе профессиональной деятельности социального педагога.
Систематизируя изложенное, следует отметить, что профессиональная деятельность социального педагога способствует как положительной, так и отрицательной деформации личности и поведения. Такая деформация определяется личностным социальным статусом, отношением к профессиональной деятельности и самоактивностью в ней, средой в которой она осуществляется и направленностью в профессиональном самосовершенствовании. Все это в совокупности обеспечивает развитие (сдерживание в развитии) личностного потенциала (положительного и отрицательного) специалиста, формирование его профессионально и личностной индивидуальности. Профессиональная деформация может приводить к личностным, поведенческим и личностно-поведенческим изменениям.
Знание ее природы позволяет определять пути предупреждения профессиональной деформации личности и поведения социального педагога. Этим достигается его профессиональное долголетие и создается основа для наиболее оптимального проявления возможностей оптимального профессионального самосовершенствования. В случае активного проявления профессиональной деформации разрабатывать пути предупреждения ее негативного проявления, а также возможности преодоления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/[под ред.П.И.Пидкасистого].М., 2002. с. 251
2. Виман С. Я. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. М., 2006. с. 115
3. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей. Мн., 1989. с. 45
4. Шпунтов А. И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте / Начальная школа. 1993
5. Брунер Д. Игра, мышление, речь // Перспективы: Вопросы образования. 1987. - № 1
6. Коменский А. Я. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1982. – Т. 1 – с. 64
7. Педагогика [под ред. Сластенина В. А]. –М., 2009 – с. 88
8. Эльконин Д. Б. Психология игры. –М., 1984 – с. 45
Информация о работе Контрольная работа по "Педагогика" Вариант 8