Контрольная работа по Педагогике и психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:42, реферат

Описание работы

Проблема определения и использования на практике понятий «обучение», «воспитание» всегда существовала в педагогике. Актуальна она и в наши дни. Трактовки данных понятий по мере развития наук о человеке совершенствовались, уточнялись, видоизменялись, обретали статус междисциплинарных. Наиболее широко признано понимание обучения и воспитания в широком смысле как процессов целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков, а развития – как процесса количественных и качественных изменений личности. Постепенно в педагогике получило утверждение положение о том, что значимо не столько психическое развитие, развитие психофизиологических процессов в организме человека, сколько развитие личности.

Содержание работы

Соотношения понятий «обучения» и «воспитание»…………………… 3стр.
Методы, используемые в обучении…………………………..……………9стр.
Список используемой литературы ……………………………………….21стр.

Файлы: 1 файл

Вариант 26.docx

— 56.78 Кб (Скачать файл)

Финансовый  университет при Правительстве  Российской Федерации

Смоленский  филиал

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Психология и педагогика»

Вариант №26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск  2013 год

 

Содержание

Соотношения  понятий «обучения» и «воспитание»……………………  3стр.

 Методы, используемые в обучении…………………………..……………9стр.

Список используемой литературы ……………………………………….21стр.

 

 

Соотношения  понятий «обучения» и «воспитание» 

 

Проблема определения  и использования на практике понятий  «обучение», «воспитание» всегда существовала в педагогике. Актуальна она и  в наши дни. Трактовки данных понятий  по мере развития наук о человеке совершенствовались, уточнялись, видоизменялись, обретали статус междисциплинарных. Наиболее широко признано понимание обучения и воспитания в широком смысле как процессов  целенаправленной передачи общественно-исторического  опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков, а развития –  как процесса количественных и качественных изменений личности. Постепенно в  педагогике получило утверждение положение  о том, что значимо не столько  психическое развитие, развитие психофизиологических процессов в организме человека, сколько развитие личности.

Основой для разработки педагогических стратегий обучения и воспитания становились философские и психологические  концепции личности. Смена концепции  развития личности в этих науках немедленно сказывалась на смене концепций  обучения и воспитания, принимаемых  педагогической теорией и практикой. В педагогических исследованиях  проблема обучения, воспитания и развития зачастую сводилась к организации  учебного процесса - необходимо было раскрыть связь между построением учебно-воспитательного  процесса и ходом общего развития личности. Важно было установить, что  дает развитию та или иная система  обучения, каковы ее возможности и  пределы. Поэтому апробировались и  сравнивались по строению и эффективности  различные способы обучения. Не потерял  актуальности вопрос о зависимости  качества  усвоения знаний, умений и навыков от общего развития и воспитания личности.

Педагогические концепции  развивающего обучения можно условно  разделить на концепции, ориентированные  на психическое развитие, и концепции, учитывающие личностное развитие. Специалисты первого направления делят приемы умственной деятельности на алгоритмические и эвристические. Первые представляют собой приемы рационального,  формального мышления.  Такие приемы определяют последовательность действий с целью безошибочного, единственно верного решения задач. Однако формирование алгоритмических приемов умственной деятельности недостаточно для развития творческого мышления, специфика которого предполагает использование эвристических приемов (конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии). Этим приемам студентов надо специально обучать. С этой целью можно порекомендовать для любой учебной дисциплины:

1) сознательное применение  приемов группировки, классификации,  оставления плана, выделения  смысловых   опор;

2) «сжатие», «сворачивание»  материала; 

3) наложение информации  на наглядно представленные «опоры» - условные знаки, символы, отражающие не только отдельные элементы этих знаний, но и взаимодействие между ними;

4) многократный возврат  к материалу и его проработка  на разных уровнях сложности.

Обучение и воспитание - два параллельно существующих, взаимосвязанных процесса в педагогической деятельности. На практике их невозможно разделить. Действительно, учитель  ведет урок природоведения. Он вывел  детей на экскурсию в лес для  ознакомления с деревьями; ученики  узнают названия деревьев, учатся распознавать их по форме листьев, по цвету коры и т. д. В то же время учитель  обращает внимание на красоту природы, на многообразие жизни в лесу. Он, таким образом, и учит детей, и  воспитывает. Не случайно в педагогике появились понятия «воспитывающее обучение» и «воспитывающее образование». Первое относится непосредственно  к обучению на уроке, ибо известно, что содержание каждого учебного предмета, методы и организационные  формы, которые используются учителем, воспитывают детей. Второе понятие более широкое. Оно относится к учебно-воспитательному процессу в целом: воспитывает вся система педагогической деятельности, весь педагогический процесс детского учебно-воспитательного учреждения.  
Особую роль в воспитывающем образовании играет содержание образования. Правильный отбор содержания образования имеет большое значение для качества обучения и его влияния на развитие личности ребенка. Под содержанием образования в педагогике понимается вся совокупность основ наук, техники, искусства, культуры, общественной жизни, которую необходимо освоить учащимся. Оно отбирается из всего богатства культурного достояния человечества. Конечно, в детском саду и начальной школе мы не можем представить все многообразие компонентов содержания образования, здесь ограничения налагает возраст детей. Но даже в тех учебных предметах и видах деятельности малышей, которые запланированы в программах обучения и воспитания, содержание образования, чтобы быть истинно воспитывающим, должно отвечать определенным требованиям:  
- знания с самого начала обучения должны быть такими, чтобы учащимся позднее не приходилось переучиваться. Это должны быть факты, обобщающие понятия, теоретические идеи. Дошкольник и учащийся начальной школы должны научиться классифицировать реальные предметы по разным признакам, уметь сравнивать предметы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, отвечать на вопрос «Почему?»;  
- содержание дошкольного и начального образования должно быть систематичным, чтобы у детей формировались первые представления об общих взаимосвязях явлений окружающего мира;  
- в содержании образования должно быть много местного, краеведческого материала: природа, история, культура, труд и ремесла родного края.  
В обучении некоторым предметам (например, языку) при прохождении тех или других тем на уроке на первый план может быть выдвинуто введение определенной системы действий и упражнения по их выполнению. В течение какого-то времени обучение может носить характер тренировки, а может быть творческим, например, если учащиеся заняты художественной деятельностью, конструированием, учатся выражать свои убеждения, мысли, взгляды. Но всегда при этом необходимо видеть связь конкретного этапа обучения с систематическим процессом познания. Упражнения в выполнении системы действий, запоминание существенного, творческая деятельность, выработка навыков могут осуще-ствляться только на основе необходимого для этого уровня знаний. Они строятся на основе ранее сформированных познавательных процессов и становятся основой дальнейшего познания. Этот аспект обучения служит прежде всего закреплению и всестороннему применению знаний, приобретенных в процессе познания, превращению их в истинное достояние учащегося, что позволяет ему использовать эти знания в учении и других жизненных сферах.  
Содержание образования характеризуется единством мыслительной, оценочной и эмоциональной сторон познания. В обучении необходимо связывать процесс познания с эмоциональными переживаниями, которые помогают учащимся проявлять свое личное отношение к соответствующим фактам, событиям, ситуациям, характеру героев и т. д. А это, в свою очередь, требует формирования отношения, оценки, умения защищать свою точку зрения. Учебный материал имеет громадные возможности для нравственного воспитания школьников, если при изучении определенного учебного материала логически четко представленное знание сочетается с яркой эмоциональной окраской и сопровождается глубокими переживаниями самих учеников. Содержание обучения отбирается так, чтобы знания и умения преподавались в единстве. Тем самым создаются предпосылки для дальнейшего самостоятельного расширения знаний, а также для расширения и совершенствования умений. При этом умения всегда являются средством проверки знаний, которые усвоены детьми.  
Сформированные в процессе обучения знания и умения являются ведущим средством умственного развития ребенка, формирования его творческого мышления, системы нравственных норм и правил, миропонимания, средством всестороннего развития личности ребенка. Именно знания и умения для человека любого возраста определяют содержание ценностных ориентации личности, норм и правил общения с людьми, отношений к миру, к другим людям, к самому себе. Знания и умения - это та база, на которой развиваются интересы и склонности, способности и индивидуальные особенности. Ведь только по тому, как ребенок усваивает математику или художественное произведение, с каким интересом он воспринимает живую природу или играет с конструктором, рисует или фантазирует, учителя и воспитатели могут определить его склонности и интересы. В дальнейшей учебно-воспитательной деятельности эти наблюдения помогают более эффективно построить индивидуальную работу с детьми.  
В то же время результаты обучения напрямую зависят от качества и уровня воспитанности детей, от сформированности у них ответственности за результаты своего труда, в частности за результаты в учебе. Без воспитания нет и обучения. Очень трудно сказать, что из них первично. В учебно-воспитательном процессе они существуют в единстве, в постоянном взаимодействии. Обучение дает ребенку знания о качествах личности, которые должны быть постепенно сформированы у него: о морали, ее нормах и правилах, о нормах общения с другими людьми, об эстетическом идеале, научные знания о природе, обществе, человеке, составляющие основу его будущего мировоззрения, и т. д. Воспитание же, с одной стороны, помогает ребенку качественнее и лучше усваивать эти знания в силу того, что у него сформировано соответствующее отношение к учебе и самим знаниям, с другой же, оно целенаправленно осуществляется в педагогическом процессе через различные методы и формы организации воспитания, применяемые учителем и воспитателем. Итак, обучение, приобретаемые знания воспитывают, и этого нельзя недооценивать. Но для того чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение к самим знаниям, к учебе. В этом суть воспитывающего образования.  

Методы, используемые в обучении

 

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов  обучения.

Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы обучения отражают во взаимосвязи  способы и специфику обучающей  работы преподавателя и учебной  деятельности учащихся по достижению целей обучения.Широко распространенными в дидактике являются также понятия «прием обучения» и «правило обучения».

Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. В одних случаях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом (объяснение, рассказ, беседа), в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения.

Таким образом, метод включает в  себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы преподавателя  и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности.

Правило обучения (дидактическое правило) – конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Правило служит описательной, нормативной  моделью приема. Система правил для  решения определенной задачи – это  уже нормативно-описательная модель метода.

Метод обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние  на цели, содержание, средства педагогического  процесса. С их изменением меняются и методы обучения.

На ранних этапах общественного  развития передача социального опыта  подрастающим поколениям осуществлялась в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Преобладали  методы обучения, основанные на подражании. Поступая так же, как взрослые, дети овладевали способами и приемами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т.д. В основе лежал репродуктивный метод обучения («делай как я»). Это самый древний  метод обучения, из которого развились  все другие.

С момента организации школ появились  словесные методы обучения. Учитель  устно передавал готовую информацию детям, которые ее усваивали. С возникновением письменности, а затем и книгопечатания появилась возможность выражать, накапливать и передавать знания в знаковой форме. Слово становится главным носителем информации, а  обучение по книгам – массовым способом взаимодействия учителя и ученика.

Использовались же книги по-разному. В средневековой школе учащиеся механически заучивали тексты, главным  образом религиозного содержания. Так  возник догматический, или катехизисный, метод обучения. Более совершенный его вид связан с постановкой вопросов и представлением готовых ответов.

В эпоху великих открытий и изобретений  словесные методы постепенно утрачивают значение единственного способа  передачи знаний учащимся. В процесс  обучения органично входят такие  методы, как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение, направленные на развитие активности, сознательности, инициативности ребенка. Распространение получают методы наглядного обучения.

На рубеже XIX и XX вв. важное место  стал занимать эвристический метод  как вариант словесного, который  более полно учитывал потребности  и интересы ребенка, способствовал развитию его самостоятельности. Методам «книжной» учебы противопоставлялись «естественные» методы, т.е. обучение в ходе непосредственного контакта с действительностью. Интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с использованием практических методов обучения. Основное место ней отводилось ручному труду, деятельности различного рода, а также работе учащихся с литературой, в процессе которой у детей формировалась самостоятельность на основе использования собственного опыта. Утвердились частично-поисковые, исследовательские методы.

Однако независимо от роли, которую  в разные периоды развития образования  отводили тем или иным методам  обучения, ни один из них, будучи использован  исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Ни один метод обучения не является универсальным. В учебном  процессе следует использовать разнообразные  методы обучения.

Классификация методов обучения

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи  возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах  обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя  целесообразному и более эффективному их использованию.

Единой классификации  методов обучения не существует. Это  связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов  обучения на группы и подгруппы закладывают  разные признаки, отдельные стороны  процесса обучения.

Рассмотрим три наиболее распространенные классификации методов  обучения.

1. Классификация методов  обучения по дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

В качестве критерия подразделения  методов на группы по этой классификации  выступают цели обучения. Такой критерий в большей степени отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

приобретения знаний;

формирования умений и  навыков;

применения знаний;

закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля).

2. Классификация методов  обучения по источнику знаний (Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Это более распространенная классификация. Рассмотрим ее подробнее.

Существует три источника  знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные  методы (источником знания является устное или печатное слово), наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в  процессе выполнения практических действий).

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала  в описательной или повествовательной  форме.

Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех  или иных положений, то применяется  метод объяснения.

Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств  изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически  связанных умозаключений, устанавливающих  основы истинности данного суждения.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

Беседа – диалогический  метод обучения, при котором педагог  путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как  метод обучения может быть применена  для решения любой дидактической  задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы  адресованы всем учащимся).

В зависимости от задач, которые  ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места бесед в дидактическом  процессе выделяют различные их виды: вводные, или вступительные; беседы-сообщения  новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные.

Одной из разновидностей беседы является собеседование.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения  материала отличается более строгой  структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным  характером освещения знаний.

Информация о работе Контрольная работа по Педагогике и психологии