Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:51, контрольная работа

Описание работы

10. Составьте портрет эффективного учителя на основе анализа применяемых им стратегий воспитания.
12. Верно ли мнение, что чем выше требовательность к детям, тем выше авторитет учителя? Приведите доказательство правильности либо ошибочности данного утверждения.

Файлы: 1 файл

шпоры по этике 20 вопр.docx

— 21.78 Кб (Скачать файл)

10. Составьте портрет эффективного учителя на основе анализа применяемых им стратегий воспитания.

Учитывая, что именно в школе  происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, особые требования предъявляются к  учителю, призванному обеспечить это  становление. В каждой школе есть люди, способные к профессиональному и личностному росту, свободные от догм и стереотипов. Именно они помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря этим учителям ученики идут на уроки не с отвращением и страхом, а с интересом и удовольствием. Этим людям удается не только сделать обучение и воспитание более эффективными, но и получать удовольствие от своей работы.

Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и  коллегами, он чувствует состояние  другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий  учитель гибок, то есть способен проявлять  большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет  задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом  предмете, устанавливает четкие процедуры  проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное  восприятие самого себя, учеников, коллег. Суммируя качества, необходимые для  эффективной работы учителя, выделим следующие: 1. Принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности. 2. Благополучное психоэмоциональное состояние. 3. Позитивное самовосприятие. 4. Личностно ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения. 5. Ответственность.

Одним из основных профессионально  значимых качеств личности педагога является его "личностная направленность". Согласно Н. В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. Выбор главных стратегий  деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности: 1) истинно  педагогическую, 2) формально педагогическую и 3) ложно педагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности.

Приоритетные стратегии воспитания:

1. Воспитание творчески саморазвивающейся личности: индивидуальная неповторимость, оригинальность процесса и результата творческого саморазвития; приобретение новых знаний, новых умений и творческих способностей, создающих творческую готовность личности для решения новых, более сложных творческих задач и проблем.

2. Воспитание духовно и физически здоровой личности. Духовность, являясь фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины в творчестве, в стремлении к добру, свободе и справедливости.

Воспитание духовно здоровой личности должно начинаться с формирования у  человека нравственных ценностей, связанных и раскрывающихся через такие понятия, как совесть, доброжелательность, терпимость к инакомыслию.

3. Воспитание патриота и гуманиста. Патриотизм - это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной куль­туры.

4. Воспитание законопослушного гражданина и нравственной личности. Воспитание уважения к правам и свободам человека основывается на понимании цели воспитания как воспитание свободы.

5. Воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности: высокий уровень работоспособности; стремление к качественному конечному результату; стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности; творческое отношение к делу, труду; стремление к профессиональному самосовершенству; способность к самообразованию, самореализа­ции, саморазвитию.

6. Формирование позитивного отношения к природе. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека. Любовь к природе означает переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства - по форме, цвету, пропорции и т.д. Любовь к природе означает сохранение и приумножение ее богатства.

11.Встречаются случаи, когда  учитель высокопрофессионально  проводит уроки, является знающим  специалистом, однако не пользуется  подлинным авторитетом у своих  учеников. Каковы могут быть причины?

Понятие "авторитет" буквально  означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.

Любовь к детям является важным условием формирования педагогического авторитета. Любить детей – это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно.

 Уважение и доверие к школьнику – важнейшее слагаемое личностного компонента авторитета учителя.

 Взаимное уважение – обязательное условие отношений авторитетности не только в системе “педагог – ученик”. Фундаментом подлинного дружеского отношения является взаимная значимость людей.

   Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п .).

    Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей. Не только  в младших классах, но и в средней школе учащиеся особенно требовательны к таким качествам своих учителей, как скромность и аккуратность в костюме. Небрежность в костюме, не причёсанные волосы у учителя снижают его авторитет. В том случае, когда учитель не следит за собой,  нарушается в классе дисциплина, с приходом его в класс слышатся нелестные отзывы, перешептывания , смех.

Как правило, хороший педагог всегда подтянут, опрятен, требователен к своему поведению и поведению других. Вместе с тем у любимых учителей школьники не замечают и не желают замечать некоторых внешних недостатков. И наоборот, у плохого учителя, не пользующего у них авторитетом, они подмечают все мелочи.

 Если учитель допускает в  быту аморальнее поступки, это  становится известным учащимся, и тогда даже при всех положительных  качествах авторитет его как  учителя рушится. Немаловажное значение  для учителя имеет его умение держать себя в классе. Не только спокойствие, выдержка,  тактичность, но и известная дисциплинированность педагога на уроке являются положительными его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция, хождение учителя по классу во время объяснения  урока не нравится школьникам . Это рассеивает их внимание, они хуже воспринимают и усваивают объясняемый материал.

    Одним  из положительных  качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью.  Лучшие учителя на уроке немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся к делу. Сила голоса учителя тоже имеет большое значение. О значении выразительности речи в педагогической работе Макаренко А.С. сказал, что педагогом – мастером он сделается только тогда, когда научится говорить “иди сюда” с пятнадцатью – двадцатью оттенками.

    Недостаточность общего  развития учителя, его низкая  речевая культура подрывает авторитет  учителя- воспитателя и снижает качества учебно-воспитательной работы.

    Учитель должен быть  настойчивым и до конца требовательным. Насорил – убери, оскорбил  – извинись, не выучил урока  – останься после уроков и  выучи урок. Не уговаривать, а  категорически требовать.

    Требовательность учителя  проявляется во всем – в выполнении домашних заданий, в оценке знаний школьников, в соблюдении правил поведения на уроке и вне урока. Существует точка зрения, что наличие у учителя “любим-чиков” в классе снижает его авторитет, якобы к любимому ученику учитель относится снисходительно, не предъявляет строгих требований

 

 

 

 

12. Верно ли мнение, что чем выше требовательность к детям, тем выше авторитет учителя?  Приведите доказательство  правильности либо ошибочности данного утверждения.

Педагогический такт чисто профессиональное качество учителя.

Педагогический такт - это мера педагогической целесообразности и  полезности поступков учителя, его  слов, средств и вообще обращения  с учащимися. Педагогический такт позволяет учителю творчески разрешать учебно-воспитательные вопросы с учетом конкретной обстановки, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Авторитет учителя-воспитателя также  зависит от того, какой стиль взаимодействия сложился у учителя с учениками.

Учитель, проявляющий в равной мере высокий уровень требовательности и уважительного отношения к  учащимся, пользуется подлинным авторитетом  у детей, они ему доверяют, к  его мнению прислушиваются, часто  обращаются за помощью, советом. Дисциплина на его уроках, как правило, сознательная. Если учитель руководствуется демократическими принципами, то для его класса будет  характерен " мажорный" психологический  климат, высокий уровень групповой  сплочённости.

 Уважение к личности ребенка, не подкрепленное требовательностью к нему, легко может перерасти в любование ребенком и в заласкивание, а это обычно приводит к тому, что сами родители, как это мы отмечали уже выше, попадают в зависимость от капризов и прихотей своих детей.

Тон требований, с которыми мы обращаемся к детям, должен отличаться богатством и определенностью выражения  чувств, «начиная от тона директивы  и переходя к тонам совета, указания, иронии, сарказма, просьбы и намека».

Неправы те родители, которые считают, что требования к детям должны выражаться всегда только ровным и  спокойным голосом. В связи с  этим следует напомнить положение  А. С. Макаренко о праве воспитателя  на гнев. Протестуя против «ровного»  голоса, скрывающего истинные чувства  воспитателя, А. С. Макаренко писал: «Я считаю, что педагог должен быть весел, бодр, а когда не то делается, должен и прикрикнуть, чтобы чувствовали, что если я сердит, так сердит по-настоящему, а не так что – не то сердится, не то педагогическую мораль разводит

Тон требований и разговор с детьми должен учитывать возрастные особенности  детей. Если можно в категорической форме иногда запретить что-либо малышу-дошкольнику, то этого не следует  делать по отношению к подросткам и тем более юношам, уважение к  личному достоинству которых  требует мотивировки и обоснования  указаний и распоряжений.


Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"